Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Государство? Значение и толкование слова gosudarstvo, определение термина


1) Государство - - англ. state; нем. Staat. 1. По К. Марксу и В. И. Ленину - машина  для поддержания господства одного класса  над другим, возникшая в результате обществ, разделения труда ,  появления частной собственности и антагонистических классов. 2. Форма  полит, организации общества, признаками к-рой являются: наличие особого аппарата ,  осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право ,  закрепляющее определенную систему норм; населенная территория ,  на к-рую распространяются юридические нормы  Г. В зависимости от характера  базиса данного общества различаются истор. типы Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия ,  республика ;  с точки зрения госуд. устройства: конфедерация ,  федерация ,  унитарное Г.; по характеру функционирования полит, институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.
2) Государство - - основное орудие поли-тич. власти в классовом об-ве. В более широком смысле под Г. понимают политич. форму организации жизни об-ва, к-рая складывается как рез-т возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами обществ. жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по территориальному принципу ,  этот термин  иногда неточно употребляют как синоним понятия "страна". Основные признаки Г. следующие: 1. Наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм гос-ва (специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Механизм Г. становится все более сложным, разветвленным по мере усложнения жизни об-ва в ее соц.-политич. и техникозкономич. аспектах. 2. Наличие права ,  т. е. обязательных правил поведения, установленных или санкционированных Г. С помощью права Г. как политич. власть  закрепляет определенный порядок обществ. отношении, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма. 3. Наличие определенной территории, пределами к-рой ограничена данная государственная власть. Г. представляет собой соц. явление, ограниченное определенными история ,  рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в рез-те обществ. разделения труда ,  появления частной собственности и раскола об-ва на классы .  Экономически господствующие классы  нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом механизме политич. господства, каким явились Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с об-вом, как бы стоит над ним и содержится за счет об-ва ( налоги ,  сборы). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют свое экономич. и соц. господство  - руководящую роль  внутри данного об-ва, а также в его взаимоотношениях с Др. Г. Г., т.обр., обусловлено в конечном счете характером производственных отношений и способа производства в целом, является надстройкой над экономич. базисом, по отношению к к-рому обладает относительной самостоятельностью. Г. может способствовать развитию обществ. отношений или, наоборот, тормозить его. В зависимости от господствующего в об-ве способа производства, являющегося наиболее главным и решающим элементом обществ.-эко-номич. формации, Г. подразделяются на различн. историч. типы: рабовладельческое, феодальное, бурж., социалистическое. Типологич. характеристика Г. дополняется изучением его формы, складывающейся из формы правления (монархия., республиканской), формы государственного территориального устройства (унитарной, федеративной) и политич. режима (демократич., авторитарного). Наиболее развитым типом Г., основанного на частной собственности и соответствующих ей обществ. отношений, является буржуазное Г. Там, где буржуазия  в ходе антифеодальных революций шла на компромиссы  с дворянством (напр., в Великобритании), буржуазное Г. приняло форму конституционной монархии, там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократич. республики. Множественность форм правления буржуазного Г. осталась и в последующем характерной чертой этого типа Г., хотя различия этих форм существенно сгладились. Иногда и при сохранении бурж.-демократич. форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению "сильной личности", возрастает роль правительства и его аппарата за счет умаления полномочий выборного парламента, ведется наступление на демократич. права и свободы граждан и организаций. Лит.: Энгельс Ф. Происхождение  семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. Т. 21; Ленин В.И.   Государство  и революция / /Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33; Теория государства и права .  Л., 1987. Reinhold Zippelius. Allgemeine Staatslehre. Politikwissenschaft. Munchen, 1988. Г.Н. Манов.
3) Государство - социальный институт  и совокупность  социальных организаций, осуществляющих управление  обществом и распределяющих общественные ресурсы.
4) Государство - " Государство "  происходит от русского слова "государь", являющегося сокращением славянского слова “господарь”. В этих словах содержатся два смысла: хозяина и верховной власти. Например, в современных чешском и словацком языках, “господарство” значит " экономика " , “хозяйство”. Но в Сербии и в Молдавии господарь соответствовало греческому "деспотес", владыка, в смысле "владетельный князь", причем оба эти термина  сосуществовали. Греческое "деспотес" тоже связано с двумя понятиями: владеть, в смысле быть хозяином, и владеть, в смысле обладать самостоятельной властью .  Деспотес образовано от "демспотес", буквально "домо-владыка" или "домохозяин". Греческое "потес" соответствует римскому "потестас". Этот же корень присутствует и в словах "гос-под-ин" и “Гос-под-арь”. Господин происходит от индоевропейского hosti-pot-s, буквально "властитель чужого" или "властитель гостей", по-немецки Gastherr, или Herr des Fremden (Duden, Herkunfts-worterbuch der Deutschen Sprache). Корень "roc" присутствует также в латинских словах hospes, hostis. Другое славянское слово, обозначающее государство — держава (сохраняющееся в сербском и в других славянских языках), происходит от слов "держать" и "держивать" и связано не только с понятиями крепости, силы, прочности, но также и с хозяйскими понятиями содержать, торговать, издержка, расход. Держава, в смысле "крепость", находится в смысловой связи с греческим "кратос", откуда происходит " автократия " , то есть самостоятельная. суверенная, ни от кого независимая власть или владение, по-русски “самодержавие". Греческое название государства "полис" связано с корнями пал, пла, пле, пол, пло, смысл которых: наполнять, полностью, быть полным, быть многочисленным, множество, в большом количестве; а также: выполнять, исполнить, насытить, удовлетворить и т. д. На санскрите "пуру" значит много, богато, а "пур", "пура" значит город ,  крепость ("то-пура" — городские ворота). От этих корней в греческом языке  происходят также: плерес (полное, укомплектованное), плефос ( толпа ,  множество), плутос ( богатство ) , и т. д. На связь этих корней с понятием  полиса по-видимому намекает сам Платон  во фразе: Так как все нуждаются во многих вещах, мы собираем в одном селении множество людей... и этому сожительству мы даем имя города". (Полития, 369 с). В этой фразе корень "поп" встречается три раза. В латинском языке с этими корнями связаны слова plere, completus, repletus, ptebes, plus, pluralitas, populus, amplitu-dinus, manipulus и т. д. (наполнять, законченный, переполненный, плебс, плюс, множество, народ ,  амплитуда или широта, военное подразделение в 100 или 200 человек ,  буквально "полная рука*). От параллельного латинского корня par, рог просходят не только opiparus (богато оснащенный, великолепный, пышный), рагаге (добывать, приготовлять), portare (нести, вести), но также и imperare (первоначально приготовлять, приправлять, обрабатывать, а затем и заказывать, приказывать, управлять, направлять). В свою очередь, от imperare просходят imperium, imperator(a древне-индийском endoperator, а в некоторых диалектах етoratur). Славянское слово " племя "  тоже связано с корнем "пле" ("племиться, множиться, размножаться, плодиться”. В. Даль), также как и слова "полк, "ополчение". В современных западно-европейских языках, названия государства (State, Etat, Staat, Estado, Stato) происходят от латинского status (состояние, установление, положение, буквально: стояние). В греческом языке "статос" значит стоящий, стоячий. В римском праве, status обозначало юридическое положение или состояние личности. Такой первоначальный смысл этого слова иногда ведет к недоразумениям, при переводе  с помощью производных от него выражений древних латинских и греческих терминов, обозначавших "государство". При этом также необходимо иметь ввиду, что подобные недоразумения возникают и при применении как синоним государства таких выражений, как общество ,  община ,  нация ,  страна, а иногда и правительство. Корень слова status, обозначает стабильность ,  устойчивость, постоянство. От него происходят наше стоять, немецкое stehen, а также такие слова, как конституция ,  станция, статист, субстанция, статуя и т. д. Этот смысл сближает современные западно-европейские имена государства с древнегреческой идеей "стасии" (постоянства, устойчивости), понимаемой как суть государства. Некоторые ученые предполагают, что от сокращения глагола "стать, стати" произошли морфемы ста (в слове пожалуйста) и ство, в слове государство. (Г, П. Цыганенке Этимологический словарь русского языка. Киев. 1989.) Согласно мнению некоторых ученых, эти современные западно-европейские названия государства имеют своим источником первую фразу известного произведения Никколо Макиавелли "Князь": "Все государства, все владения, которые имели и имеют власть над людьми, являются государствами и являются или республиками или княжествами". ("Tutti gli stati, tutti e dominii che hanno avuto e hanno imperio sopra ti uomini, sono stati e sono о republiche о principati". Niccoto Machiavetli. "II Principe".) Однако, уже Цицерон употребляет это слово как дополнение к старому римскому названию государства, когда он в “Законах” пишет: "Так как ты писал о превосходном государстве (optimo rei puMicae statu), то будет последовательно, если ты напишешь также и о законах”. (I, 15). Таким образом, Макиавелли не создает абсолютно нового выражения и даже не придает абсолютно новый смысл старому выражению, а лишь сокращает уже по-видимому существовавший оборот речи. Римское название "республика", то есть общественное, публичное, общее дело или вещь, соответствовало не только греческому "полису* вообще (по-римски civitas), но, главным образом, одному из видов полиса, а именно "политии". Полития - это один из трех правильных видов государственых режимов, наряду с монархией и аристократией. Цицерон это выражение переводит как “республика”. Аристотель  утверждает, что извращением политии является демократия ,  также как извращениями монархии и аристократии являются тирания и олигархия .  Однако, нужно иметь ввиду, что Аристотель употребляет выражение “полития” и в третьем смысле, а именно в смысле строя или режима, того, что мы сегодня часто называем “Конституцией”. Платон определяет государство, как ответ на необходимость сотрудничества между людьми, для удовлетворения их растущих потребностей. Необходимость разделения труда  лежит, по Платону, в истоках государства, которое "рождается, по моему мнению, ввиду того обстоятельства, что никто из нас не удовлетворяет самого себя, но нуждается во многих вещах" (Платон. Полития. 369 в). Лишь государство создает возможность такого разделения труда. Однако, Аристотель утверждает, что государство не образовалось с целью  удовлетворения нужд, а с цепью достижения "добра" ("то калон", Политика ,  1291 а). Государство, возникнув из естественных потребностей, становится учреждением для совершенной жизни". "Государство есть сообщество родовых групп и поселений для совершенной и самодостаточной жизни". (Политика, 1280 а). "Цепью политического общества являются хорошие дела, а не сожительство "  (там-же, 1281 а). Государство отличается от других обществ тем, что оно обладает структурой, строем, конституцией: "политией". "Полития — это организация  властей (тас архас) в городах, как они распределяются, какой элемент является верховным и какая цепь у общества в каждом случае* (там-же, 1289 а). Таким образом, государство немыслимо без властей и без верховной власти (то кирион). Политический строй (то есть "полития") основывается на законах. Законы  обычные, нравственные, этические (ката то этос) важнее законов писаных (ката грамата номой). Нравственные законы являются существенной общественной силой. которая образуется в течение "длительного времени". Для Цицерона "государство является собственностью  народа; но народ не является любым союзом людей, объединенных любым образом, а многочисленным союзом людей, сгруппированных на основании принятого общего права и общности интересов". (De re publiica, I, 25). В свою очередь, "истинный закон — это правильный разум  в гармонии с природой, распространенный среди всех существ, неизменный и вечный, который, повелевая, зовет нас исполнить наш долг, и, запрещая, удаляет нас от несправедливости" (там-же. III, 22). Как и Аристотель. Цицерон считает, что цепью государства является счастье людей: "Нельзя хорошо жить нигде, кроме как в хорошем государстве и нет большего счастья, чем хорошо учрежденное государство (там-же. V, 5). В следующем абзаце, Цицерон определяет счастье, которое должно быть обеспечено государством: "Водитель государства имеет задачей добиться счастья граждан, то есть, чтобы оно было уверено в своих ресурсах, богато в материальных благах, велико в славе и почитаемо за свою добродетель" Этот диапазон материальных и нематериальных благ дополняется и уточняется в другом месте: "Две самые важные вещи для пребывания государства: религия  и милосердие". (1,14). В древнем греко-римском мире, в котором зародились демократия и республика. определения государства были тесно связаны с понятием справедливости. Считалось, что государство это наилучшая организация для достижения наилучшей справедливости. Только софисты считали. что государство не основывается на справедливости, а "на интересах самых сильных", предвосхищая этим частично некоторые аспекты теории Макиавелли и теории общественного контракта Руссо. Можно сказать, что софисты были предтечами современных идеологистов. Государство зародилось в процессе  консолидации оседлого образа жизни, как предохранительная оболочка для обеспечения: Совместной обороны всех сожителей и занимаемой ими территории от внешних врагов, без подчинения одних частей народа другим частям, но со всеобщим военным подчинением  всего народа одной высшей абстрагированной власти, независящей от внутриобщественных комбинаций, специально для этого учрежденной ( Ортега-и-Гассет ) ; Собственности на обрабатываемую землю и на вскармливаемый скот; 3. Постоянного справедливого судебного арбитража  в частных тяжбах, в тех случаях, когда нельзя достигнуть прямого сговора между сторонами, из-за спорности претензий, в том числе и для обеспечения права на собственность. (R. von Ihering). Такая тройственная всеобщая гарантия личных прав на самосохранение является правом ,  связывающим всех одинаково, то есть союзом. Союз - это со-узы, от корня "ю" (на санскрите связывать), откуда и происходит римское jus, право. Поэтому, функцией государства не является вмешательство в личную жизнь и в личный труд граждан, а, наоборот, обеспечение их осуществления. С монархической точки зрения. Лев Тихомиров определяет государство как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе  справедливости, под соответствующей ему верховной властью", так как в государстве мы осуществляем условия существования не корпоративного, не сословного, не какого либо другого, замкнутого в своих частных или групповых целях, но условия существования общечеловеческого". Согласно Л. Тихомирову, идея государства, или "политическая аксиома " , состоит в том, что "в государстве люди находят высшее орудие для охраны своей безопасности, права и свободы". Согласно А. Хомякову, " свобода "  — это "свой быт". Поэтому, государство—это высшее орудие для сохранения своего быта. Если же люди не находят всего этого в государстве, ибо оно действует в направлении прямо противоположном своей собственной сути, как это бывало в некоторых древних восточных варварских государствах или как это было в современных социалистических государствах, то это значит, что мы имеем дело нес настоящими государствами, а с уродливыми формами искажения и вырождения государства или, еще точнее, с антигосударствами или лжегосударствами.
5) Государство - - политическая форма  организации жизни общества.
6) Государство - — социальный институт  и совокупность  социальных организаций, осуществляющих управление  обществом и распределяющих общественные ресурсы.
7) Государство - - политическая форма  организации жизни общества, складывающаяся и функционирующая в результате возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся на силу принуждения, в том числе с применением, в случае необходимости, организованного насилия. Это ведущее звено политической системы общества. Выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные  силы закрепляют свое политическое господство  и влияние  не только в сфере политических, но и социально-экономических, идеологических и других общественных отношений.
8) Государство - – социальный институт  и совокупность  социальных организации, осуществляющих управление  обществом и распределяющих общественные ресурсы.
9) Государство - - политическая организация  общества, объединяющая все население  страны, представляющая и выражающая его интересы  и волю, основной орган власти, управляющий обществом  и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В своем функционировании Г. предстает как форма  организации политической власти, необходимая для поддержания юридического порядка в социально неоднородном обществе и обладающая законным правом  применения принуждения и насилия. Немецкий социолог и политолог М. Вебер считал, что решающим признаком при определении Г. является его способность успешно реализовать претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории". Поэтому он определял Г. следующим образом: " Государство  есть отношение  господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие  как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством ,  должны подчиняться авторитету ,  на который претендуют те, кто теперь господствует". Г. как социальный институт  и одновременно политическая организация общества располагает определенными отличительными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему: 1. Наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть  и на социальном пространстве которой существует территориально-государственная общность  людей. 2. Отделение  публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. 3. Суверенитет ,  т.е. верховная власть  на определенной территории, имеющая исключительное право издания законов, распоряжений и норм, обязательных для всего населения. 4. Существование особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, аппарат принуждения: армия, полиция (милиция), органы безопасности и т.д. 5. Монополия  на взимание налогов и сборов с населения, необходимых для содержания многочисленных служащих и для материальной обеспеченности государственной политики: экономической, социальной, культурной, оборонной и т.д. 6. Наличие права ,  т.е. обязательных норм и правил поведения, установленных или санкционированных Г. и объединяющих его граждан в определенный правовой союз ( гражданство ) . Г. имеет следующие прерогативы: 1) официально выступать как единственному представителю народа  и общества в целом; 2) вырабатывать основные направления внутренней и внешней политики страны; 3) издавать законы  и нормативные акты, обязательные для всеобщего исполнения; 4) распоряжаться материальными, социально-экономическими и культурными ресурсами; 5) осуществлять правовую защиту граждан внутри страны и за ее пределами. Г. наделено правом издавать законы, имеющие общеобязательный характер и на их фундаменте регулировать жизнь  общества. Обеспечивая нормальные условия существования общественной жизни на основе права, Г. обладает таким свойством как принудительность, т.е. способно управлять через органы насилия (армию, службы охраны порядка и безопасности). В современных Г. концентрируется огромная сила ,  обусловленная монополией на легальное применение физического принуждения и легитимном насилии со стороны государства. Для Г. характерно: 1) выражение всеобщности интересов всех членов общества; 2) создание особой степени регулирования различных сторон государственной деятельности; 3) концентрированное выражение политической власти; 4) высокая способность к решению социальных задач; 5) дифференциация  и специализация  внутренних структур. Как политическая организация общества и система  власти Г. имеет сложное строение. Законодательная власть  принимает законы страны и другие важные документы  и решения, определяющие жизнь общества. Например, законодательным органом - парламентом - Норвегии является Стортинг; США - Конгресс; Швеции - Риксдаг; России - Федеральное собрание Российской Федерации; Беларуси - Национальное собрание Республики Беларусь. Исполнительная власть  обеспечивает реализацию принятых законов и решений (в Беларуси - это Совет Министров Республики Беларусь). Судебная власть выступает арбитром в обществе, решает юридические споры, осуществляет правосудие  (в Беларуси к органам этой власти относятся Конституционный, Верховный, Высший хозяйственный и другие суды, а также Прокуратура Республики Беларусь). Структура  Г. неразрывно связана с выполняемыми функциями, они суть главные направления деятельности по осуществлению стоящих перед Г. задач. В зависимости от этого функции Г. можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние функции - это организация хозяйственно-экономической, социальной, духовной жизни конкретной страны, определяющая внутреннюю политику Г. К ним относятся: охранительные, регулятивные, духовные, адаптационные и иные функции. Наиболее существенные из них сводятся к следующему: Функция  артикуляции, т.е. расчленение интересов, посредством которой индивиды  и группы формируют свои требования к политикам ,  принимающим решения. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением. Разделение и распределение  законодательной, исполнительной и судебной власти в политической деятельности. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы. Политическое рекрутирование - процесс ,  с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в политике. Политическая социализация  - функция, посредством которой политические идеи, ценности ,  нормы  ( политическая культура )  внедряются в сознание  и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например, изменение  соотношения политических сил). Функция сохранения системы - совокупность  действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным, воздействиям на нее. Регулятивная функция реализуется в организации эффективного развития экономики и социальной среды общества, его политической системы и социальных взаимодействий между индивидами и их общностями (территориальными, национальными, профессиональными и др.). Культурно-воспитательная функция выражается в содействии развитию образования, культуры, нации, в создании условий и возможностей для развития духовной жизни общества. Внешние функции заключаются в отстаивании государственных интересов во взаимоотношениях с мировым сообществом :  это - 1) защита  государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) поддержание мира и мирного сосуществования. Внешние и внутренние функции Г. тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В зависимости от продолжительности действия функции Г. классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития Г.) и временные (прекращают свое действие  с решением  определенной задачи ,  как правило ,  имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные. Выделяются несколько типов Г. по различным признакам. Они могут быть сгруппированы по следующим принципам: По способу организации высшей власти или формам правления: монархия (абсолютная, ограниченная, дуалистическая); республика (президентская, парламентская, смешанная). По национально-территориальному устройству: унитарное; федеративное; конфедеративное. По политическому режиму: тоталитарное; авторитарное; демократическое. В зависимости от источника власти, взаимоотношений между высшими органами, т.е. формы правления, Г. подразделяются на монархии и республики. Наиболее древней формой Г. является монархия (от гр. monarchia - единовластие) - такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы Г. - наследственного правителя, монарха (султана, царя, короля, императора, шаха, султана и т.д.) и передается по наследству. В конце 20 в. в мире насчитывалось 28 монархий, а формально более 40. Существует абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная) монархия. Абсолютная, или неограниченная, монархия характеризуется всевластием главы государства (существует лишь в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, княжествах ОАЭ). Ограниченная монархия выступает в двух видах: Конституционная власть монархии ограничена конституцией. Парламентская - полномочия монарха ограничиваются действиями парламента. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. К дуалистической монархии можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию. В парламентской монархии (Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом. Самой распространенной формой государственного правления в современной политической практике является республика ( термин  "республика" происходит от лат. res - дело, publicus - общественный, всенародный). Республика - Г., органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов. В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Президент (от лат. praesident - сидящий впереди, во главе) является главой Г. в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 в США Джордж Вашингтон (1732-1799). В президентской республике всенародно избранный президент является и главой Г., и главой исполнительной власти. Он назначает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время  выборный парламент в той или иной мере контролирует деятельность  правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности - импичменту (от англ. impeachment - порицание, обвинение - особая процедура  привлечения к ответственности высших должностных лиц Г.). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы. Президентскими республиками являются: США, Российская Федерация ,  Республика Беларусь, Мексика. Парламент (от франц. parler - говорить) - это высший законодательный орган власти, представляющий все общество. Парламент впервые был образован в Англии в 13 в. (1265) как орган сословного представительства. В различных странах парламентский орган называют по-разному: Парламент (в Индии), Кортесы (в Португалии), Кнессет (в Израиле) и т.д. Парламент может быть двухпалатным (как в Австралии, Бразилии, Канаде, ФРГ, России, Беларуси и др.) и однопалатным (как в Израиле, Швеции, Финляндии, Украине, Турции). В парламентской республике выборный парламент формирует и контролирует правительство, возглавляемое премьер-министром и может выразить ему вотум (от лат. votum - желание, решение путем голосования) недоверия, отправив его в отставку. Президент избирается парламентом или парламентской коллегией. Его роль  в управлении страной часто является номинальной (от лат. nominalis - именной), фактически президент в парламентской республике выполняет представительные, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, вручение наград и т.п.). В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Индии и др. В некоторых странах республиканская форма правления носит смешанный характер, т.е. сочетает черты президентской республики (глава Г. избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность  перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К странам смешанной формы республиканского правления относятся: Франция, Финляндия, Латвия, Литва). В каждой из форм республики есть свои сильные и слабые стороны. В парламентской республике часто случаются правительственные кризисы. В президентской республике большая стабильность  власти в обществе. Кроме перечисленных признаков президентской и парламентской республик во многих странах власти продолжают делить влияние  между собой, изменяя объем полномочий ("весы власти") то в пользу президента, то в пользу парламента. Современные Г. объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп. Поэтому каждое сообщество людей должно договориться о характере самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Следовательно, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. Общепринято выделять три основные формы территориально-государственного устройства - унитарную, федеративную и конфедеративную. Наиболее распространенной формой Г. является унитарное. Унитарное Г. представляет собой такую форму государственного устройства, при которой территория  страны подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы  и т.д.). В нем действует единая для всего Г. конституция ,  общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного Г. характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. Но даже самое централизованное Г. прибегает к децентрализации, передавая различным сообществам на местах некоторые полномочия, контролируя их реализацию. Например, во Франции это коммуны, департаменты, регионы ;  в Испании провинции образуют "автономные сообщества", т.е. децентрализация широкая. Примеры унитарных Г.: Республика Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Норвегия, Португалия, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Япония и др. Практика  показывает, что чрезмерная административная централизация сдерживает развитие  отдельных регионов страны, способствует росту бюрократизма .  В отличие от унитарного федеративное Г., или федерация (от лат. foederatio - объединение, союз), - это устойчивый союз, объединяющий относительно самостоятельные территориальные образования - земли (как, например, в ФРГ), штаты (США, Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и другие регионы. Эти субъекты федерации наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией; каждый субъект федерации имеет свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство либо единое союзное гражданство. В федерации осуществляется разделение власти между федеральными (центральными) и региональными государственными органами. Федеративное Г., обладая полнотой внешнего суверенитета, решает вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других. Федеративное устройство Г. известно давно. Первой федерацией считают США. В современном мире общее число федеративных Г. не превышает двух десятков, это: Австрия, Австралия, ФРГ, Бельгия, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Нигерия, Индия, Пакистан, Российская Федерация и др. Особая государственная форма - конфедерация  (от лат. confoederatio - объединение, союз) - это временный юридический союз суверенных Г., созданный для достижения общих целей - политических, военных, экономических. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им Г. - членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над Г., входящими в конфедерацию, не могут влиять на их решения. Участники конфедерации сохраняют основную часть своих государственных прерогатив и передают конфедеративному Г. лишь некоторые. Растущая глобализация  жизни современных людей рождает новые формы объединенных содружеств Г.: Содружество Независимых Г. (СНГ) образовано в 1991, Британское Содружество и Европейский Союз. Г., учреждающие такие объединения, полностью сохраняют свой суверенитет, передавая союзным органам лишь некоторые общие функции. Отдельного рассмотрения требует правовое Г. Правовым называют такое Г., при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. В основе правового Г. лежит гарантия основополагающих прав человека .  Верховенство и всеобщность закона в обществе означает: во-первых, только закон (а не отдельные лица или ведомственные и местные приказы и инструкции) определяет жизнь общества; во-вторых, законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого Г., всех его органов. Правовой характер законов. Законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и справедливыми, отражать волю народа и приниматься в законном порядке (через референдумы  или парламент, а не распоряжением отдельных лиц). Приоритет прав и свобод человека предполагает, что главным в деятельности Г. является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. Равноправие граждан  означает, что свобода  индивида не может быть абсолютной, а свобода и права других - единственный ограничитель  свободы личности. Взаимоответственность Г. и личности. Правовое равенство  всех граждан становится реальностью, когда оно связано с обязанностями и ответственностью государства. Права и обязанности  взаимообусловливают существование друг друга. Граждане обязаны соблюдать законы. Г. ответственно за неукоснительное исполнение своих функций. Легитимность  власти (от лат. legitimus - законный, правомерный). Легитимной считается власть: 1) сформированная путем демократических выборов; 2) признается как внутри страны, так и на международном уровне Разделение властей предполагает четкое разграничение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть и служит гарантией прав граждан. Уравновешивая друг друга, они обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. Е.М. Бабосов
10) Государство - (state) — 1. Аппарат правления или управления в рамках определенной территории. 2. Территория  и социальная система  в целом, которые подчинены определенному правлению или господству. В этом смысле термины  " государство "  и " общество  "могут иногда использоваться как синонимы. По Веберу, решающей особенностью для определения любого государства является то, что оно успешно реализует претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории". Следует подчеркнуть, однако, что только в чрезвычайных обстоятельствах государства зависят главным образом или полностью от действительного применения насилия или физического принуждения. Обычно они применяются только в крайнем случае. Претензии на политическую " легитимность " , выдвигаемые правителями, как правило, обеспечивают гораздо более мощную и эффективную основу для безотказного политического управления (см. Легитимный авторитет ) . Но угроза применения силы всегда остается подоплекой управления государствами и по сравнению с теориями (например, Нормативным функционализмом), чрезмерно подчеркивающими нормативную основу государственной власти, ею нельзя пренебрегать. Поскольку оборонительная и наступательная машина временами прибегала к войне, роль  насилия во всем мире снова становится очевидной. Первые государства (см. также Древние государства) появились около 5000 лет назад на Ближнем Востоке и в других регионах, вероятно, в результате деятельности перераспределительных кланов или войн, которые вели к завоеваниям и классовому господству (см. также Энгельс). Однако, каким бы ни было их точное происхождение ,  достигнуто согласие в том, что централизованное присвоение  экономического излишка и социальная стратификация  являются и необходимой предпосылкой, и следствием последующего развития государств. До первых государств (см. Безгосударственные общества )  управление  обществами существовало лишь как совокупность  функций, распределенных среди ряда институтов или организаций, играющих политические роли, например, групп происхождения, возрастных групп или общих собраний. Напротив, современные государства, как правило, обладают совокупностью четко дифференцированных "политических" учреждений: исполнительными и законодательными органами, судебным правом ,  вооруженными силами, полицией и т.д. По сравнению с современными национальными государствами многие ранние формы (например, доиндустриальные империи) хоть и имели дифференцированную государственную структуру, но их господство  на собственной территории было, можно сказать, гораздо более фрагментированным и оспариваемым. (См. также Город-государство ;  Восточный деспотизм . ) Кроме того, большинство из них имело лишь подданных, а современные государства имеют граждан (то есть полноправных членов политических сообществ, пользующихся все большими правами — голоса, занимать должности, свободой слова; см. Гражданские права ;  Государство всеобщего благоденствия ) . Близко к этому различие  между государством и Гражданским обществом — достаточно важное, особенно в марксизме ,  где оно обеспечивает базу для проведения границы между государством и обществом или государственными и индивидуальными гражданами либо их группами. Подразделами социологии, в наибольшей мере связанными с изучением различных видов государственной и политической системы, а также значений государственной власти, являются историческая социология  и политическая социология  (см. также Политическая наука ,  Международные отношения ) . Один из главных вопросов заключается в том, можно ли объяснять государственную власть  автономно или только с точки зрения основных экономических сил; см. Относительная автономия  (государства); Правящий класс .  См. также Власть; Демократия ;  Либеральная демократия ;  Однопартийные государства; Тоталитаризм ;  Государственно-социалистические общества . 
Государство

- англ. state; нем. Staat. 1. По К. Марксу и В. И. Ленину - машина  для поддержания господства одного класса  над другим, возникшая в результате обществ, разделения труда ,  появления частной собственности и антагонистических классов. 2. Форма  полит, организации общества, признаками к-рой являются: наличие особого аппарата ,  осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право ,  закрепляющее определенную систему норм; населенная территория ,  на к-рую распространяются юридические нормы  Г. В зависимости от характера  базиса данного общества различаются истор. типы Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия ,  республика ;  с точки зрения госуд. устройства: конфедерация ,  федерация ,  унитарное Г.; по характеру функционирования полит, институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.

- основное орудие поли-тич. власти в классовом об-ве. В более широком смысле под Г. понимают политич. форму организации жизни об-ва, к-рая складывается как рез-т возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами обществ. жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по территориальному принципу ,  этот термин  иногда неточно употребляют как синоним понятия "страна". Основные признаки Г. следующие: 1. Наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм гос-ва (специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Механизм Г. становится все более сложным, разветвленным по мере усложнения жизни об-ва в ее соц.-политич. и техникозкономич. аспектах. 2. Наличие права ,  т. е. обязательных правил поведения, установленных или санкционированных Г. С помощью права Г. как политич. власть  закрепляет определенный порядок обществ. отношении, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма. 3. Наличие определенной территории, пределами к-рой ограничена данная государственная власть. Г. представляет собой соц. явление, ограниченное определенными история ,  рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в рез-те обществ. разделения труда ,  появления частной собственности и раскола об-ва на классы .  Экономически господствующие классы  нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом механизме политич. господства, каким явились Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с об-вом, как бы стоит над ним и содержится за счет об-ва ( налоги ,  сборы). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют свое экономич. и соц. господство  - руководящую роль  внутри данного об-ва, а также в его взаимоотношениях с Др. Г. Г., т.обр., обусловлено в конечном счете характером производственных отношений и способа производства в целом, является надстройкой над экономич. базисом, по отношению к к-рому обладает относительной самостоятельностью. Г. может способствовать развитию обществ. отношений или, наоборот, тормозить его. В зависимости от господствующего в об-ве способа производства, являющегося наиболее главным и решающим элементом обществ.-эко-номич. формации, Г. подразделяются на различн. историч. типы: рабовладельческое, феодальное, бурж., социалистическое. Типологич. характеристика Г. дополняется изучением его формы, складывающейся из формы правления (монархия., республиканской), формы государственного территориального устройства (унитарной, федеративной) и политич. режима (демократич., авторитарного). Наиболее развитым типом Г., основанного на частной собственности и соответствующих ей обществ. отношений, является буржуазное Г. Там, где буржуазия  в ходе антифеодальных революций шла на компромиссы  с дворянством (напр., в Великобритании), буржуазное Г. приняло форму конституционной монархии, там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократич. республики. Множественность форм правления буржуазного Г. осталась и в последующем характерной чертой этого типа Г., хотя различия этих форм существенно сгладились. Иногда и при сохранении бурж.-демократич. форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению "сильной личности", возрастает роль правительства и его аппарата за счет умаления полномочий выборного парламента, ведется наступление на демократич. права и свободы граждан и организаций. Лит.: Энгельс Ф. Происхождение  семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. Т. 21; Ленин В.И.   Государство  и революция / /Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33; Теория государства и права .  Л., 1987. Reinhold Zippelius. Allgemeine Staatslehre. Politikwissenschaft. Munchen, 1988. Г.Н. Манов.

социальный институт  и совокупность  социальных организаций, осуществляющих управление  обществом и распределяющих общественные ресурсы.

" Государство "  происходит от русского слова "государь", являющегося сокращением славянского слова “господарь”. В этих словах содержатся два смысла: хозяина и верховной власти. Например, в современных чешском и словацком языках, “господарство” значит " экономика " , “хозяйство”. Но в Сербии и в Молдавии господарь соответствовало греческому "деспотес", владыка, в смысле "владетельный князь", причем оба эти термина  сосуществовали. Греческое "деспотес" тоже связано с двумя понятиями: владеть, в смысле быть хозяином, и владеть, в смысле обладать самостоятельной властью .  Деспотес образовано от "демспотес", буквально "домо-владыка" или "домохозяин". Греческое "потес" соответствует римскому "потестас". Этот же корень присутствует и в словах "гос-под-ин" и “Гос-под-арь”. Господин происходит от индоевропейского hosti-pot-s, буквально "властитель чужого" или "властитель гостей", по-немецки Gastherr, или Herr des Fremden (Duden, Herkunfts-worterbuch der Deutschen Sprache). Корень "roc" присутствует также в латинских словах hospes, hostis. Другое славянское слово, обозначающее государство — держава (сохраняющееся в сербском и в других славянских языках), происходит от слов "держать" и "держивать" и связано не только с понятиями крепости, силы, прочности, но также и с хозяйскими понятиями содержать, торговать, издержка, расход. Держава, в смысле "крепость", находится в смысловой связи с греческим "кратос", откуда происходит " автократия " , то есть самостоятельная. суверенная, ни от кого независимая власть или владение, по-русски “самодержавие". Греческое название государства "полис" связано с корнями пал, пла, пле, пол, пло, смысл которых: наполнять, полностью, быть полным, быть многочисленным, множество, в большом количестве; а также: выполнять, исполнить, насытить, удовлетворить и т. д. На санскрите "пуру" значит много, богато, а "пур", "пура" значит город ,  крепость ("то-пура" — городские ворота). От этих корней в греческом языке  происходят также: плерес (полное, укомплектованное), плефос ( толпа ,  множество), плутос ( богатство ) , и т. д. На связь этих корней с понятием  полиса по-видимому намекает сам Платон  во фразе: Так как все нуждаются во многих вещах, мы собираем в одном селении множество людей... и этому сожительству мы даем имя города". (Полития, 369 с). В этой фразе корень "поп" встречается три раза. В латинском языке с этими корнями связаны слова plere, completus, repletus, ptebes, plus, pluralitas, populus, amplitu-dinus, manipulus и т. д. (наполнять, законченный, переполненный, плебс, плюс, множество, народ ,  амплитуда или широта, военное подразделение в 100 или 200 человек ,  буквально "полная рука*). От параллельного латинского корня par, рог просходят не только opiparus (богато оснащенный, великолепный, пышный), рагаге (добывать, приготовлять), portare (нести, вести), но также и imperare (первоначально приготовлять, приправлять, обрабатывать, а затем и заказывать, приказывать, управлять, направлять). В свою очередь, от imperare просходят imperium, imperator(a древне-индийском endoperator, а в некоторых диалектах етoratur). Славянское слово " племя "  тоже связано с корнем "пле" ("племиться, множиться, размножаться, плодиться”. В. Даль), также как и слова "полк, "ополчение". В современных западно-европейских языках, названия государства (State, Etat, Staat, Estado, Stato) происходят от латинского status (состояние, установление, положение, буквально: стояние). В греческом языке "статос" значит стоящий, стоячий. В римском праве, status обозначало юридическое положение или состояние личности. Такой первоначальный смысл этого слова иногда ведет к недоразумениям, при переводе  с помощью производных от него выражений древних латинских и греческих терминов, обозначавших "государство". При этом также необходимо иметь ввиду, что подобные недоразумения возникают и при применении как синоним государства таких выражений, как общество ,  община ,  нация ,  страна, а иногда и правительство. Корень слова status, обозначает стабильность ,  устойчивость, постоянство. От него происходят наше стоять, немецкое stehen, а также такие слова, как конституция ,  станция, статист, субстанция, статуя и т. д. Этот смысл сближает современные западно-европейские имена государства с древнегреческой идеей "стасии" (постоянства, устойчивости), понимаемой как суть государства. Некоторые ученые предполагают, что от сокращения глагола "стать, стати" произошли морфемы ста (в слове пожалуйста) и ство, в слове государство. (Г, П. Цыганенке Этимологический словарь русского языка. Киев. 1989.) Согласно мнению некоторых ученых, эти современные западно-европейские названия государства имеют своим источником первую фразу известного произведения Никколо Макиавелли "Князь": "Все государства, все владения, которые имели и имеют власть над людьми, являются государствами и являются или республиками или княжествами". ("Tutti gli stati, tutti e dominii che hanno avuto e hanno imperio sopra ti uomini, sono stati e sono о republiche о principati". Niccoto Machiavetli. "II Principe".) Однако, уже Цицерон употребляет это слово как дополнение к старому римскому названию государства, когда он в “Законах” пишет: "Так как ты писал о превосходном государстве (optimo rei puMicae statu), то будет последовательно, если ты напишешь также и о законах”. (I, 15). Таким образом, Макиавелли не создает абсолютно нового выражения и даже не придает абсолютно новый смысл старому выражению, а лишь сокращает уже по-видимому существовавший оборот речи. Римское название "республика", то есть общественное, публичное, общее дело или вещь, соответствовало не только греческому "полису* вообще (по-римски civitas), но, главным образом, одному из видов полиса, а именно "политии". Полития - это один из трех правильных видов государственых режимов, наряду с монархией и аристократией. Цицерон это выражение переводит как “республика”. Аристотель  утверждает, что извращением политии является демократия ,  также как извращениями монархии и аристократии являются тирания и олигархия .  Однако, нужно иметь ввиду, что Аристотель употребляет выражение “полития” и в третьем смысле, а именно в смысле строя или режима, того, что мы сегодня часто называем “Конституцией”. Платон определяет государство, как ответ на необходимость сотрудничества между людьми, для удовлетворения их растущих потребностей. Необходимость разделения труда  лежит, по Платону, в истоках государства, которое "рождается, по моему мнению, ввиду того обстоятельства, что никто из нас не удовлетворяет самого себя, но нуждается во многих вещах" (Платон. Полития. 369 в). Лишь государство создает возможность такого разделения труда. Однако, Аристотель утверждает, что государство не образовалось с целью  удовлетворения нужд, а с цепью достижения "добра" ("то калон", Политика ,  1291 а). Государство, возникнув из естественных потребностей, становится учреждением для совершенной жизни". "Государство есть сообщество родовых групп и поселений для совершенной и самодостаточной жизни". (Политика, 1280 а). "Цепью политического общества являются хорошие дела, а не сожительство "  (там-же, 1281 а). Государство отличается от других обществ тем, что оно обладает структурой, строем, конституцией: "политией". "Полития — это организация  властей (тас архас) в городах, как они распределяются, какой элемент является верховным и какая цепь у общества в каждом случае* (там-же, 1289 а). Таким образом, государство немыслимо без властей и без верховной власти (то кирион). Политический строй (то есть "полития") основывается на законах. Законы  обычные, нравственные, этические (ката то этос) важнее законов писаных (ката грамата номой). Нравственные законы являются существенной общественной силой. которая образуется в течение "длительного времени". Для Цицерона "государство является собственностью  народа; но народ не является любым союзом людей, объединенных любым образом, а многочисленным союзом людей, сгруппированных на основании принятого общего права и общности интересов". (De re publiica, I, 25). В свою очередь, "истинный закон — это правильный разум  в гармонии с природой, распространенный среди всех существ, неизменный и вечный, который, повелевая, зовет нас исполнить наш долг, и, запрещая, удаляет нас от несправедливости" (там-же. III, 22). Как и Аристотель. Цицерон считает, что цепью государства является счастье людей: "Нельзя хорошо жить нигде, кроме как в хорошем государстве и нет большего счастья, чем хорошо учрежденное государство (там-же. V, 5). В следующем абзаце, Цицерон определяет счастье, которое должно быть обеспечено государством: "Водитель государства имеет задачей добиться счастья граждан, то есть, чтобы оно было уверено в своих ресурсах, богато в материальных благах, велико в славе и почитаемо за свою добродетель" Этот диапазон материальных и нематериальных благ дополняется и уточняется в другом месте: "Две самые важные вещи для пребывания государства: религия  и милосердие". (1,14). В древнем греко-римском мире, в котором зародились демократия и республика. определения государства были тесно связаны с понятием справедливости. Считалось, что государство это наилучшая организация для достижения наилучшей справедливости. Только софисты считали. что государство не основывается на справедливости, а "на интересах самых сильных", предвосхищая этим частично некоторые аспекты теории Макиавелли и теории общественного контракта Руссо. Можно сказать, что софисты были предтечами современных идеологистов. Государство зародилось в процессе  консолидации оседлого образа жизни, как предохранительная оболочка для обеспечения: Совместной обороны всех сожителей и занимаемой ими территории от внешних врагов, без подчинения одних частей народа другим частям, но со всеобщим военным подчинением  всего народа одной высшей абстрагированной власти, независящей от внутриобщественных комбинаций, специально для этого учрежденной ( Ортега-и-Гассет ) ; Собственности на обрабатываемую землю и на вскармливаемый скот; 3. Постоянного справедливого судебного арбитража  в частных тяжбах, в тех случаях, когда нельзя достигнуть прямого сговора между сторонами, из-за спорности претензий, в том числе и для обеспечения права на собственность. (R. von Ihering). Такая тройственная всеобщая гарантия личных прав на самосохранение является правом ,  связывающим всех одинаково, то есть союзом. Союз - это со-узы, от корня "ю" (на санскрите связывать), откуда и происходит римское jus, право. Поэтому, функцией государства не является вмешательство в личную жизнь и в личный труд граждан, а, наоборот, обеспечение их осуществления. С монархической точки зрения. Лев Тихомиров определяет государство как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе  справедливости, под соответствующей ему верховной властью", так как в государстве мы осуществляем условия существования не корпоративного, не сословного, не какого либо другого, замкнутого в своих частных или групповых целях, но условия существования общечеловеческого". Согласно Л. Тихомирову, идея государства, или "политическая аксиома " , состоит в том, что "в государстве люди находят высшее орудие для охраны своей безопасности, права и свободы". Согласно А. Хомякову, " свобода "  — это "свой быт". Поэтому, государство—это высшее орудие для сохранения своего быта. Если же люди не находят всего этого в государстве, ибо оно действует в направлении прямо противоположном своей собственной сути, как это бывало в некоторых древних восточных варварских государствах или как это было в современных социалистических государствах, то это значит, что мы имеем дело нес настоящими государствами, а с уродливыми формами искажения и вырождения государства или, еще точнее, с антигосударствами или лжегосударствами.

- политическая форма  организации жизни общества.

— социальный институт  и совокупность  социальных организаций, осуществляющих управление  обществом и распределяющих общественные ресурсы.

- политическая форма  организации жизни общества, складывающаяся и функционирующая в результате возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся на силу принуждения, в том числе с применением, в случае необходимости, организованного насилия. Это ведущее звено политической системы общества. Выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные  силы закрепляют свое политическое господство  и влияние  не только в сфере политических, но и социально-экономических, идеологических и других общественных отношений.

– социальный институт  и совокупность  социальных организации, осуществляющих управление  обществом и распределяющих общественные ресурсы.

- политическая организация  общества, объединяющая все население  страны, представляющая и выражающая его интересы  и волю, основной орган власти, управляющий обществом  и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В своем функционировании Г. предстает как форма  организации политической власти, необходимая для поддержания юридического порядка в социально неоднородном обществе и обладающая законным правом  применения принуждения и насилия. Немецкий социолог и политолог М. Вебер считал, что решающим признаком при определении Г. является его способность успешно реализовать претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории". Поэтому он определял Г. следующим образом: " Государство  есть отношение  господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие  как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством ,  должны подчиняться авторитету ,  на который претендуют те, кто теперь господствует". Г. как социальный институт  и одновременно политическая организация общества располагает определенными отличительными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему: 1. Наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть  и на социальном пространстве которой существует территориально-государственная общность  людей. 2. Отделение  публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. 3. Суверенитет ,  т.е. верховная власть  на определенной территории, имеющая исключительное право издания законов, распоряжений и норм, обязательных для всего населения. 4. Существование особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, аппарат принуждения: армия, полиция (милиция), органы безопасности и т.д. 5. Монополия  на взимание налогов и сборов с населения, необходимых для содержания многочисленных служащих и для материальной обеспеченности государственной политики: экономической, социальной, культурной, оборонной и т.д. 6. Наличие права ,  т.е. обязательных норм и правил поведения, установленных или санкционированных Г. и объединяющих его граждан в определенный правовой союз ( гражданство ) . Г. имеет следующие прерогативы: 1) официально выступать как единственному представителю народа  и общества в целом; 2) вырабатывать основные направления внутренней и внешней политики страны; 3) издавать законы  и нормативные акты, обязательные для всеобщего исполнения; 4) распоряжаться материальными, социально-экономическими и культурными ресурсами; 5) осуществлять правовую защиту граждан внутри страны и за ее пределами. Г. наделено правом издавать законы, имеющие общеобязательный характер и на их фундаменте регулировать жизнь  общества. Обеспечивая нормальные условия существования общественной жизни на основе права, Г. обладает таким свойством как принудительность, т.е. способно управлять через органы насилия (армию, службы охраны порядка и безопасности). В современных Г. концентрируется огромная сила ,  обусловленная монополией на легальное применение физического принуждения и легитимном насилии со стороны государства. Для Г. характерно: 1) выражение всеобщности интересов всех членов общества; 2) создание особой степени регулирования различных сторон государственной деятельности; 3) концентрированное выражение политической власти; 4) высокая способность к решению социальных задач; 5) дифференциация  и специализация  внутренних структур. Как политическая организация общества и система  власти Г. имеет сложное строение. Законодательная власть  принимает законы страны и другие важные документы  и решения, определяющие жизнь общества. Например, законодательным органом - парламентом - Норвегии является Стортинг; США - Конгресс; Швеции - Риксдаг; России - Федеральное собрание Российской Федерации; Беларуси - Национальное собрание Республики Беларусь. Исполнительная власть  обеспечивает реализацию принятых законов и решений (в Беларуси - это Совет Министров Республики Беларусь). Судебная власть выступает арбитром в обществе, решает юридические споры, осуществляет правосудие  (в Беларуси к органам этой власти относятся Конституционный, Верховный, Высший хозяйственный и другие суды, а также Прокуратура Республики Беларусь). Структура  Г. неразрывно связана с выполняемыми функциями, они суть главные направления деятельности по осуществлению стоящих перед Г. задач. В зависимости от этого функции Г. можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние функции - это организация хозяйственно-экономической, социальной, духовной жизни конкретной страны, определяющая внутреннюю политику Г. К ним относятся: охранительные, регулятивные, духовные, адаптационные и иные функции. Наиболее существенные из них сводятся к следующему: Функция  артикуляции, т.е. расчленение интересов, посредством которой индивиды  и группы формируют свои требования к политикам ,  принимающим решения. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением. Разделение и распределение  законодательной, исполнительной и судебной власти в политической деятельности. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы. Политическое рекрутирование - процесс ,  с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в политике. Политическая социализация  - функция, посредством которой политические идеи, ценности ,  нормы  ( политическая культура )  внедряются в сознание  и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например, изменение  соотношения политических сил). Функция сохранения системы - совокупность  действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным, воздействиям на нее. Регулятивная функция реализуется в организации эффективного развития экономики и социальной среды общества, его политической системы и социальных взаимодействий между индивидами и их общностями (территориальными, национальными, профессиональными и др.). Культурно-воспитательная функция выражается в содействии развитию образования, культуры, нации, в создании условий и возможностей для развития духовной жизни общества. Внешние функции заключаются в отстаивании государственных интересов во взаимоотношениях с мировым сообществом :  это - 1) защита  государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) поддержание мира и мирного сосуществования. Внешние и внутренние функции Г. тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В зависимости от продолжительности действия функции Г. классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития Г.) и временные (прекращают свое действие  с решением  определенной задачи ,  как правило ,  имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные. Выделяются несколько типов Г. по различным признакам. Они могут быть сгруппированы по следующим принципам: По способу организации высшей власти или формам правления: монархия (абсолютная, ограниченная, дуалистическая); республика (президентская, парламентская, смешанная). По национально-территориальному устройству: унитарное; федеративное; конфедеративное. По политическому режиму: тоталитарное; авторитарное; демократическое. В зависимости от источника власти, взаимоотношений между высшими органами, т.е. формы правления, Г. подразделяются на монархии и республики. Наиболее древней формой Г. является монархия (от гр. monarchia - единовластие) - такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы Г. - наследственного правителя, монарха (султана, царя, короля, императора, шаха, султана и т.д.) и передается по наследству. В конце 20 в. в мире насчитывалось 28 монархий, а формально более 40. Существует абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная) монархия. Абсолютная, или неограниченная, монархия характеризуется всевластием главы государства (существует лишь в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, княжествах ОАЭ). Ограниченная монархия выступает в двух видах: Конституционная власть монархии ограничена конституцией. Парламентская - полномочия монарха ограничиваются действиями парламента. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. К дуалистической монархии можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию. В парламентской монархии (Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом. Самой распространенной формой государственного правления в современной политической практике является республика ( термин  "республика" происходит от лат. res - дело, publicus - общественный, всенародный). Республика - Г., органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов. В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Президент (от лат. praesident - сидящий впереди, во главе) является главой Г. в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 в США Джордж Вашингтон (1732-1799). В президентской республике всенародно избранный президент является и главой Г., и главой исполнительной власти. Он назначает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время  выборный парламент в той или иной мере контролирует деятельность  правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности - импичменту (от англ. impeachment - порицание, обвинение - особая процедура  привлечения к ответственности высших должностных лиц Г.). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы. Президентскими республиками являются: США, Российская Федерация ,  Республика Беларусь, Мексика. Парламент (от франц. parler - говорить) - это высший законодательный орган власти, представляющий все общество. Парламент впервые был образован в Англии в 13 в. (1265) как орган сословного представительства. В различных странах парламентский орган называют по-разному: Парламент (в Индии), Кортесы (в Португалии), Кнессет (в Израиле) и т.д. Парламент может быть двухпалатным (как в Австралии, Бразилии, Канаде, ФРГ, России, Беларуси и др.) и однопалатным (как в Израиле, Швеции, Финляндии, Украине, Турции). В парламентской республике выборный парламент формирует и контролирует правительство, возглавляемое премьер-министром и может выразить ему вотум (от лат. votum - желание, решение путем голосования) недоверия, отправив его в отставку. Президент избирается парламентом или парламентской коллегией. Его роль  в управлении страной часто является номинальной (от лат. nominalis - именной), фактически президент в парламентской республике выполняет представительные, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, вручение наград и т.п.). В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Индии и др. В некоторых странах республиканская форма правления носит смешанный характер, т.е. сочетает черты президентской республики (глава Г. избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность  перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К странам смешанной формы республиканского правления относятся: Франция, Финляндия, Латвия, Литва). В каждой из форм республики есть свои сильные и слабые стороны. В парламентской республике часто случаются правительственные кризисы. В президентской республике большая стабильность  власти в обществе. Кроме перечисленных признаков президентской и парламентской республик во многих странах власти продолжают делить влияние  между собой, изменяя объем полномочий ("весы власти") то в пользу президента, то в пользу парламента. Современные Г. объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп. Поэтому каждое сообщество людей должно договориться о характере самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Следовательно, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. Общепринято выделять три основные формы территориально-государственного устройства - унитарную, федеративную и конфедеративную. Наиболее распространенной формой Г. является унитарное. Унитарное Г. представляет собой такую форму государственного устройства, при которой территория  страны подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы  и т.д.). В нем действует единая для всего Г. конституция ,  общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного Г. характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. Но даже самое централизованное Г. прибегает к децентрализации, передавая различным сообществам на местах некоторые полномочия, контролируя их реализацию. Например, во Франции это коммуны, департаменты, регионы ;  в Испании провинции образуют "автономные сообщества", т.е. децентрализация широкая. Примеры унитарных Г.: Республика Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Норвегия, Португалия, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Япония и др. Практика  показывает, что чрезмерная административная централизация сдерживает развитие  отдельных регионов страны, способствует росту бюрократизма .  В отличие от унитарного федеративное Г., или федерация (от лат. foederatio - объединение, союз), - это устойчивый союз, объединяющий относительно самостоятельные территориальные образования - земли (как, например, в ФРГ), штаты (США, Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и другие регионы. Эти субъекты федерации наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией; каждый субъект федерации имеет свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство либо единое союзное гражданство. В федерации осуществляется разделение власти между федеральными (центральными) и региональными государственными органами. Федеративное Г., обладая полнотой внешнего суверенитета, решает вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других. Федеративное устройство Г. известно давно. Первой федерацией считают США. В современном мире общее число федеративных Г. не превышает двух десятков, это: Австрия, Австралия, ФРГ, Бельгия, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Нигерия, Индия, Пакистан, Российская Федерация и др. Особая государственная форма - конфедерация  (от лат. confoederatio - объединение, союз) - это временный юридический союз суверенных Г., созданный для достижения общих целей - политических, военных, экономических. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им Г. - членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над Г., входящими в конфедерацию, не могут влиять на их решения. Участники конфедерации сохраняют основную часть своих государственных прерогатив и передают конфедеративному Г. лишь некоторые. Растущая глобализация  жизни современных людей рождает новые формы объединенных содружеств Г.: Содружество Независимых Г. (СНГ) образовано в 1991, Британское Содружество и Европейский Союз. Г., учреждающие такие объединения, полностью сохраняют свой суверенитет, передавая союзным органам лишь некоторые общие функции. Отдельного рассмотрения требует правовое Г. Правовым называют такое Г., при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. В основе правового Г. лежит гарантия основополагающих прав человека .  Верховенство и всеобщность закона в обществе означает: во-первых, только закон (а не отдельные лица или ведомственные и местные приказы и инструкции) определяет жизнь общества; во-вторых, законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого Г., всех его органов. Правовой характер законов. Законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и справедливыми, отражать волю народа и приниматься в законном порядке (через референдумы  или парламент, а не распоряжением отдельных лиц). Приоритет прав и свобод человека предполагает, что главным в деятельности Г. является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. Равноправие граждан  означает, что свобода  индивида не может быть абсолютной, а свобода и права других - единственный ограничитель  свободы личности. Взаимоответственность Г. и личности. Правовое равенство  всех граждан становится реальностью, когда оно связано с обязанностями и ответственностью государства. Права и обязанности  взаимообусловливают существование друг друга. Граждане обязаны соблюдать законы. Г. ответственно за неукоснительное исполнение своих функций. Легитимность  власти (от лат. legitimus - законный, правомерный). Легитимной считается власть: 1) сформированная путем демократических выборов; 2) признается как внутри страны, так и на международном уровне Разделение властей предполагает четкое разграничение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть и служит гарантией прав граждан. Уравновешивая друг друга, они обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. Е.М. Бабосов

(state) — 1. Аппарат правления или управления в рамках определенной территории. 2. Территория  и социальная система  в целом, которые подчинены определенному правлению или господству. В этом смысле термины  " государство "  и " общество  "могут иногда использоваться как синонимы. По Веберу, решающей особенностью для определения любого государства является то, что оно успешно реализует претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории". Следует подчеркнуть, однако, что только в чрезвычайных обстоятельствах государства зависят главным образом или полностью от действительного применения насилия или физического принуждения. Обычно они применяются только в крайнем случае. Претензии на политическую " легитимность " , выдвигаемые правителями, как правило, обеспечивают гораздо более мощную и эффективную основу для безотказного политического управления (см. Легитимный авторитет ) . Но угроза применения силы всегда остается подоплекой управления государствами и по сравнению с теориями (например, Нормативным функционализмом), чрезмерно подчеркивающими нормативную основу государственной власти, ею нельзя пренебрегать. Поскольку оборонительная и наступательная машина временами прибегала к войне, роль  насилия во всем мире снова становится очевидной. Первые государства (см. также Древние государства) появились около 5000 лет назад на Ближнем Востоке и в других регионах, вероятно, в результате деятельности перераспределительных кланов или войн, которые вели к завоеваниям и классовому господству (см. также Энгельс). Однако, каким бы ни было их точное происхождение ,  достигнуто согласие в том, что централизованное присвоение  экономического излишка и социальная стратификация  являются и необходимой предпосылкой, и следствием последующего развития государств. До первых государств (см. Безгосударственные общества )  управление  обществами существовало лишь как совокупность  функций, распределенных среди ряда институтов или организаций, играющих политические роли, например, групп происхождения, возрастных групп или общих собраний. Напротив, современные государства, как правило, обладают совокупностью четко дифференцированных "политических" учреждений: исполнительными и законодательными органами, судебным правом ,  вооруженными силами, полицией и т.д. По сравнению с современными национальными государствами многие ранние формы (например, доиндустриальные империи) хоть и имели дифференцированную государственную структуру, но их господство  на собственной территории было, можно сказать, гораздо более фрагментированным и оспариваемым. (См. также Город-государство ;  Восточный деспотизм . ) Кроме того, большинство из них имело лишь подданных, а современные государства имеют граждан (то есть полноправных членов политических сообществ, пользующихся все большими правами — голоса, занимать должности, свободой слова; см. Гражданские права ;  Государство всеобщего благоденствия ) . Близко к этому различие  между государством и Гражданским обществом — достаточно важное, особенно в марксизме ,  где оно обеспечивает базу для проведения границы между государством и обществом или государственными и индивидуальными гражданами либо их группами. Подразделами социологии, в наибольшей мере связанными с изучением различных видов государственной и политической системы, а также значений государственной власти, являются историческая социология  и политическая социология  (см. также Политическая наука ,  Международные отношения ) . Один из главных вопросов заключается в том, можно ли объяснять государственную власть  автономно или только с точки зрения основных экономических сил; см. Относительная автономия  (государства); Правящий класс .  См. также Власть; Демократия ;  Либеральная демократия ;  Однопартийные государства; Тоталитаризм ;  Государственно-социалистические общества . 

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Яппи - (yuppies) элита  технических специалистов: программисты, маркетологи, рыночные ...
Язык - – система  коммуникации, осуществляющейся на основе звуков и ...
Я - (self) — умственное построение человека  человеком, но неизбежно ...
Язык - (language) — 1. Система  символической коммуникации, то есть ...
Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...
Аномия - (от фр. anomie отсутствие закона ,  организации) ...
Анонимность - (от греч. anonymos безымянный) англ. anonimity; ...
Антагонизм - (от греч. antagonisта спор, борьба) англ. ...
Антикапитализм - англ. anticapitalism; нем. Antikapitalismus. Соц. движения, организации, ...
Антикоммунизм - англ. anticommunism; нем. Antikommunismus. Идеологии и организации, ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: