Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Этнос? Значение и толкование слова etnos, определение термина


1) Этнос - - англ. ethnosis; нем. Ethnos. Этнографическая общность . 
2) Этнос - - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность  людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка ) , а также сознанием  своего единства и отличия от всех других подобных образований ( самосознанием ) , фиксированным в самоназвании (этнониме).
3) Этнос - (от греч. ethnos - народ )  - особый, возникший исторически вид соц. группировки людей, представленный племенем, народностью ,  нацией или др. образованиями. Основным условием возникновения Э. является общность  территории как естественная база для тесного общения и объединения людей; для нек-рых островных Э. это условие выражается в общности акватории. Др. важным условием является общность или близость языка  у объединяющихся в Э. людей; нередко, напр, при формировании новых Э. (наций) в Америке из разноязычных компонентов, такая общность складывалась в ходе развития хозяйственных и др. связей между ними, т. е. представляла собой не столько предпосылку, сколько рез-т процесса   этногенеза .  Под влиянием  различн. соц.-экономич. факторов и особенностей природной среды, к к-рой люди адаптировались и к-рую они активно использовали в производственной деятельности, складывались характерные для Э. черты материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, а также др. психич. характеристик. Наряду с этим вырабатывалось самосознание этническое  (см.), видную роль  в к-ром играет представление об общности происхождения и историч. судеб входящих в Э. людей, отражаются представления об отличиях своего Э. от соседних этнич. образований. Внешне выражением этнич. самосознания является этноним. Почти все элементы  Э., наряду с территорией и языком, могут выступать затем в качестве признаков Э. В качестве дополнительных условий или факторов формирования Э. может выступать общность религии, а также расовая однородность. В случае отсутствия последней - образование  значительных переходных групп между резко различающимися в расовом отношении компонентами Э., как это произошло, напр., при формировании бразильцев, кубинцев и др. латиноамериканских Э. Сформировавшийся Э. обычно выступает как соц. организм, самовоспроизводящийся путем внутренних браков (эндогамности) и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. имеет тенденцию к созданию своей соц.-территориальной организации (в доклассовом об-ве - племенного, в классовом - гос. типа). С течением времени отдельные части сформировавшегося Э. могут быть разделены политико-гос. границами, а вследствие миграции могут разобщиться территориально; находясь в иноэтнич. окружении, в новых природных и соц.-экономич. условиях, они могут изменить многие стороны культуры и быта, даже перейти на язык др. Э. Однако, пока у них сохраняется прежнее этнич. самосознание  и этноним, а также хотя бы рудименты культурно-бытовой специфики, они считаются принадлежащими к прежнему Э. Существенные изменения языка и культуры, особенно те изменения Э., к-рые ведут к перемене этнич. самосознания, называются процессами этническими (см.). Э. - лишь один из видов соц. группировки людей, в ходе истории его место и роль сильно варьировали. В первобытнообщинную эпоху роль Э. была очень важной, хотя и уступала в нек-ром отношении роли родовой организации. В раннеклассовых формациях у кочевников эта роль оставалась достаточно значительной; у земледельцев же заметно снизилась по сравнению с ролью соседско-территориальных (общинных) и конфессиональных объединений. В начальной стадии буржуазной эпохи, при развитии национальных движений значение  Э. снова вышло на передний план ,  но затем стало уступать роли классовых и гос. объединений. В последние десятилетия в нек-рых развитых странах наблюдается своего рода этнич. Ренессанс ,  что говорит о стойкости этнич. чувств. Есть основание предполагать сохранение существенной роли Э. и в ближайшем будущем. Полная разработка научн. теории Э., в частности типологизации всех разнообразных существовавших прежде и существующих сейчас этнич. образований, еще не завершена. Принято выделять исторически стадиальные типы Э. - племя ,  народность и нацию, но вокруг понятийного определения этих терминов продолжаются споры, высказываются также предложения о дополнении этих типов другими, напр., демосом как типом Э., характерным для рабовладельческой эпохи. Предложено типологически различать территориально компактные Э. и территориально разобщенные части Э. Одни авторы приравнивают термин  Э. к термину "этнич. общность", др. употребляют последний в расширительном смысле для обозначения, напр., этнолингвистич. групп народов (напр., русские, украинцы, поляки - "славянская этнич. общность"). Своеобразную концепцию Э. дал Л. Н. Гумилев; по его мнению, Э. является не соц., а биолого-географич. категорией или общностью, возникающей в рез-те действия особых людей "пассионариев", происхождение  к-рых, согласно его концепции, обусловлено действием  космич. лучей. Лит: Токарев С. А. Проблема  типов этнических общностей//Вопр. филос. 1964, № 11; Козлов В.И. Динамика  численности народов. М., 1969; Бромлей В.Ю. Очерки теории этноса .  М., 1983; Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей//Сов. этнография .  1986, № 3; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989; Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности: о концепции этноса и этногенеза, предложенной ЛЛ. Гумилевым// Сов. этнография. 1990, № 4. В.И. Козлов.
4) Этнос - — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность  людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием  своего единства и отличия от других подобных образований ( самосознанием ) .
5) Этнос - - специфическая природно-социальная и антропологическая, общность  людей, возникшая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка ,  особенностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос  характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания (этнонима), который трансформируется в языках других народов, а самосознание  развивается через антитезу "мы - они".
6) Этнос - – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность  людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием  своего единства и отличия от других подобных образований ( самосознанием ) .
7) Этнос - (греч. ethnos - группа ,  племя ,  народ )  - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием .  Понятие  "Э." как категории ,  обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии. Основы теории Э. были заложены в 1920-х С.М. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал "единство происхождения, обычаев, языка  и уклада жизни". В 1960-1980-е концепция  Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория  Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. в широком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация  этнических процессов - изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса  человечества. В работах  представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте  теории коммуникации. Э. представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность  этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э. Последовательно немарксистский подход  к феномену Э. отличает работы Л. Гумилева. В них Э. представлены как элементы  этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, может пребывать в "персистентном" (цикличном) и "динамичном" состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму  концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура ,  территория ) , делает построение теории и самого определения Э. крайне затрудненным. Понятие "Э." отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям  развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью  и внеэтническими формами самосознания, понятие "Э." оказалось непродуктивным (например, категория  " народность " ). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие "Э." употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие "этничность", отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе. П.В. Терешкович
8) Этнос - (ethnicity) — общая расовая, языковая или национальная идентичность  социальной группы. См. также Национализм .  Этнос  — неточный термин ,  вызвавший некоторую степень концептуальной путаницы (см. также Этнические группы). Он часто смешивается с другими терминами, в основном с расовой группой. Этнос может включать несколько форм коллективной идентичности, в том числе культурные, религиозные, национальные и субкультурные. Различие  иногда проводится между культурным этносом и политическим этносом. Первый относится к вере в общий язык ,  религию или другие культурные ценности ,  а второй — к политическому пониманию или мобилизации группы на (реальной или вымышленной) этнической основе. Хотя этнос часто означает принятие групповой расовой идентичности, строго расовые атрибуты  (см. Раса )  не всегда (как правило  — никогда) являются определяющей особенностью этнических групп.
Этнос

- англ. ethnosis; нем. Ethnos. Этнографическая общность . 

- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность  людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка ) , а также сознанием  своего единства и отличия от всех других подобных образований ( самосознанием ) , фиксированным в самоназвании (этнониме).

(от греч. ethnos - народ )  - особый, возникший исторически вид соц. группировки людей, представленный племенем, народностью ,  нацией или др. образованиями. Основным условием возникновения Э. является общность  территории как естественная база для тесного общения и объединения людей; для нек-рых островных Э. это условие выражается в общности акватории. Др. важным условием является общность или близость языка  у объединяющихся в Э. людей; нередко, напр, при формировании новых Э. (наций) в Америке из разноязычных компонентов, такая общность складывалась в ходе развития хозяйственных и др. связей между ними, т. е. представляла собой не столько предпосылку, сколько рез-т процесса   этногенеза .  Под влиянием  различн. соц.-экономич. факторов и особенностей природной среды, к к-рой люди адаптировались и к-рую они активно использовали в производственной деятельности, складывались характерные для Э. черты материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, а также др. психич. характеристик. Наряду с этим вырабатывалось самосознание этническое  (см.), видную роль  в к-ром играет представление об общности происхождения и историч. судеб входящих в Э. людей, отражаются представления об отличиях своего Э. от соседних этнич. образований. Внешне выражением этнич. самосознания является этноним. Почти все элементы  Э., наряду с территорией и языком, могут выступать затем в качестве признаков Э. В качестве дополнительных условий или факторов формирования Э. может выступать общность религии, а также расовая однородность. В случае отсутствия последней - образование  значительных переходных групп между резко различающимися в расовом отношении компонентами Э., как это произошло, напр., при формировании бразильцев, кубинцев и др. латиноамериканских Э. Сформировавшийся Э. обычно выступает как соц. организм, самовоспроизводящийся путем внутренних браков (эндогамности) и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. имеет тенденцию к созданию своей соц.-территориальной организации (в доклассовом об-ве - племенного, в классовом - гос. типа). С течением времени отдельные части сформировавшегося Э. могут быть разделены политико-гос. границами, а вследствие миграции могут разобщиться территориально; находясь в иноэтнич. окружении, в новых природных и соц.-экономич. условиях, они могут изменить многие стороны культуры и быта, даже перейти на язык др. Э. Однако, пока у них сохраняется прежнее этнич. самосознание  и этноним, а также хотя бы рудименты культурно-бытовой специфики, они считаются принадлежащими к прежнему Э. Существенные изменения языка и культуры, особенно те изменения Э., к-рые ведут к перемене этнич. самосознания, называются процессами этническими (см.). Э. - лишь один из видов соц. группировки людей, в ходе истории его место и роль сильно варьировали. В первобытнообщинную эпоху роль Э. была очень важной, хотя и уступала в нек-ром отношении роли родовой организации. В раннеклассовых формациях у кочевников эта роль оставалась достаточно значительной; у земледельцев же заметно снизилась по сравнению с ролью соседско-территориальных (общинных) и конфессиональных объединений. В начальной стадии буржуазной эпохи, при развитии национальных движений значение  Э. снова вышло на передний план ,  но затем стало уступать роли классовых и гос. объединений. В последние десятилетия в нек-рых развитых странах наблюдается своего рода этнич. Ренессанс ,  что говорит о стойкости этнич. чувств. Есть основание предполагать сохранение существенной роли Э. и в ближайшем будущем. Полная разработка научн. теории Э., в частности типологизации всех разнообразных существовавших прежде и существующих сейчас этнич. образований, еще не завершена. Принято выделять исторически стадиальные типы Э. - племя ,  народность и нацию, но вокруг понятийного определения этих терминов продолжаются споры, высказываются также предложения о дополнении этих типов другими, напр., демосом как типом Э., характерным для рабовладельческой эпохи. Предложено типологически различать территориально компактные Э. и территориально разобщенные части Э. Одни авторы приравнивают термин  Э. к термину "этнич. общность", др. употребляют последний в расширительном смысле для обозначения, напр., этнолингвистич. групп народов (напр., русские, украинцы, поляки - "славянская этнич. общность"). Своеобразную концепцию Э. дал Л. Н. Гумилев; по его мнению, Э. является не соц., а биолого-географич. категорией или общностью, возникающей в рез-те действия особых людей "пассионариев", происхождение  к-рых, согласно его концепции, обусловлено действием  космич. лучей. Лит: Токарев С. А. Проблема  типов этнических общностей//Вопр. филос. 1964, № 11; Козлов В.И. Динамика  численности народов. М., 1969; Бромлей В.Ю. Очерки теории этноса .  М., 1983; Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей//Сов. этнография .  1986, № 3; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989; Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности: о концепции этноса и этногенеза, предложенной ЛЛ. Гумилевым// Сов. этнография. 1990, № 4. В.И. Козлов.

— исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность  людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием  своего единства и отличия от других подобных образований ( самосознанием ) .

- специфическая природно-социальная и антропологическая, общность  людей, возникшая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка ,  особенностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос  характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания (этнонима), который трансформируется в языках других народов, а самосознание  развивается через антитезу "мы - они".

– исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность  людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием  своего единства и отличия от других подобных образований ( самосознанием ) .

(греч. ethnos - группа ,  племя ,  народ )  - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием .  Понятие  "Э." как категории ,  обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии. Основы теории Э. были заложены в 1920-х С.М. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал "единство происхождения, обычаев, языка  и уклада жизни". В 1960-1980-е концепция  Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория  Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. в широком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация  этнических процессов - изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса  человечества. В работах  представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте  теории коммуникации. Э. представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность  этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э. Последовательно немарксистский подход  к феномену Э. отличает работы Л. Гумилева. В них Э. представлены как элементы  этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, может пребывать в "персистентном" (цикличном) и "динамичном" состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму  концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура ,  территория ) , делает построение теории и самого определения Э. крайне затрудненным. Понятие "Э." отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям  развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью  и внеэтническими формами самосознания, понятие "Э." оказалось непродуктивным (например, категория  " народность " ). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие "Э." употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие "этничность", отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе. П.В. Терешкович

(ethnicity) — общая расовая, языковая или национальная идентичность  социальной группы. См. также Национализм .  Этнос  — неточный термин ,  вызвавший некоторую степень концептуальной путаницы (см. также Этнические группы). Он часто смешивается с другими терминами, в основном с расовой группой. Этнос может включать несколько форм коллективной идентичности, в том числе культурные, религиозные, национальные и субкультурные. Различие  иногда проводится между культурным этносом и политическим этносом. Первый относится к вере в общий язык ,  религию или другие культурные ценности ,  а второй — к политическому пониманию или мобилизации группы на (реальной или вымышленной) этнической основе. Хотя этнос часто означает принятие групповой расовой идентичности, строго расовые атрибуты  (см. Раса )  не всегда (как правило  — никогда) являются определяющей особенностью этнических групп.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Яппи - (yuppies) элита  технических специалистов: программисты, маркетологи, рыночные ...
Язык - – система  коммуникации, осуществляющейся на основе звуков и ...
Я - (self) — умственное построение человека  человеком, но неизбежно ...
Язык - (language) — 1. Система  символической коммуникации, то есть ...
Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...
Аномия - (от фр. anomie отсутствие закона ,  организации) ...
Анонимность - (от греч. anonymos безымянный) англ. anonimity; ...
Антагонизм - (от греч. antagonisта спор, борьба) англ. ...
Антикапитализм - англ. anticapitalism; нем. Antikapitalismus. Соц. движения, организации, ...
Антикоммунизм - англ. anticommunism; нем. Antikommunismus. Идеологии и организации, ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: