Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Эгоизм? Значение и толкование слова egoizm, определение термина


1) Эгоизм - - англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация ;  морально-этический принцип ,  характеризующий поведение  человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего чужими интересами, относящегося к др. человеку  как к объекту  и средству достижения своекорыстных целей. Одна из форм проявления индивидуализма ;  противопоставляется альтруизму . 
2) Эгоизм - (от лат. ego - "Я") - себялюбие, жизненный принцип ,  продиктованный заботой человека  лишь о себе самом, ставящего свои интересы  выше интересов др. людей и об-ва. Понятие ,  противоположное альтруизму  (см.). В социологич. и антропологич. концепциях  Э. рассматривается как одна из основных побудительных сил, управляющих поведением  человека. Обычно Э. связывается с инстинктом самосохранения и стремлением к счастью. Зап. социологи чаще всего выводят Э. из природы человека как таковой. В большинстве учений Э. осуждается в нравственном плане  ист. зр. цели достижения обществ. благополучия. Существуют и попытки теоретич. оправдания Э. (М. Штирнер, Ф. Ницше). Э. рассматривается при этом как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. В нек-рых социологич. теориях  Э. трактовался как неотъемлемое свойство человеческой натуры (Л. Фейербах). При этом считалось, что природный Э. должен быть ограничен самим человеком и согласован с обществ. интересами ("разумный Э."). Момент личной заинтересованности, однако, присущ каждому поступку человека т. к. выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении изане. В этом смысле абсолютно неэгоистич. поступок психологически невозможен. Заботы человека о себе самом, о развитии заложенных способностей и реализации себя как личности оправданы, поскольку не идут в ущерб другим. Лит.: Петров Э.Ф. Эгоизм :  Философско-этический очерк. М., 1969. В.Н.Шердаков
3) Эгоизм - (лат. ego - Я) - принцип  жизненной ориентации и моральное качество  человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму   - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без эгоизма ?  Жертвующие жизнью  суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?", - писал в свое время  Н. Федоров. Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях  его сущность выводили либо из природы человека ,  его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию ( гедонизм ) ; либо из потребности получить общественное признание ( утилитаризм  и прагматизм ) ; либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы  человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением  его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес  являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением  и моралью ,  "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение  человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид .  Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право  на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство  личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой  стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма ,  корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива  в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением  к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием .  Н.Г. Севостьянова
Эгоизм

- англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация ;  морально-этический принцип ,  характеризующий поведение  человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего чужими интересами, относящегося к др. человеку  как к объекту  и средству достижения своекорыстных целей. Одна из форм проявления индивидуализма ;  противопоставляется альтруизму . 

(от лат. ego - "Я") - себялюбие, жизненный принцип ,  продиктованный заботой человека  лишь о себе самом, ставящего свои интересы  выше интересов др. людей и об-ва. Понятие ,  противоположное альтруизму  (см.). В социологич. и антропологич. концепциях  Э. рассматривается как одна из основных побудительных сил, управляющих поведением  человека. Обычно Э. связывается с инстинктом самосохранения и стремлением к счастью. Зап. социологи чаще всего выводят Э. из природы человека как таковой. В большинстве учений Э. осуждается в нравственном плане  ист. зр. цели достижения обществ. благополучия. Существуют и попытки теоретич. оправдания Э. (М. Штирнер, Ф. Ницше). Э. рассматривается при этом как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. В нек-рых социологич. теориях  Э. трактовался как неотъемлемое свойство человеческой натуры (Л. Фейербах). При этом считалось, что природный Э. должен быть ограничен самим человеком и согласован с обществ. интересами ("разумный Э."). Момент личной заинтересованности, однако, присущ каждому поступку человека т. к. выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении изане. В этом смысле абсолютно неэгоистич. поступок психологически невозможен. Заботы человека о себе самом, о развитии заложенных способностей и реализации себя как личности оправданы, поскольку не идут в ущерб другим. Лит.: Петров Э.Ф. Эгоизм :  Философско-этический очерк. М., 1969. В.Н.Шердаков

(лат. ego - Я) - принцип  жизненной ориентации и моральное качество  человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму   - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без эгоизма ?  Жертвующие жизнью  суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?", - писал в свое время  Н. Федоров. Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях  его сущность выводили либо из природы человека ,  его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию ( гедонизм ) ; либо из потребности получить общественное признание ( утилитаризм  и прагматизм ) ; либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы  человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением  его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес  являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением  и моралью ,  "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение  человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид .  Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право  на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство  личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой  стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма ,  корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива  в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением  к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием .  Н.Г. Севостьянова

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Яппи - (yuppies) элита  технических специалистов: программисты, маркетологи, рыночные ...
Язык - – система  коммуникации, осуществляющейся на основе звуков и ...
Я - (self) — умственное построение человека  человеком, но неизбежно ...
Язык - (language) — 1. Система  символической коммуникации, то есть ...
Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...
Аномия - (от фр. anomie отсутствие закона ,  организации) ...
Анонимность - (от греч. anonymos безымянный) англ. anonimity; ...
Антагонизм - (от греч. antagonisта спор, борьба) англ. ...
Антикапитализм - англ. anticapitalism; нем. Antikapitalismus. Соц. движения, организации, ...
Антикоммунизм - англ. anticommunism; нем. Antikommunismus. Идеологии и организации, ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: