Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Власть? Значение и толкование слова vlast, определение термина


1) Власть - - система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение др. людей и их групп, опираясь на свои волю и авторитет , правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции и т.п. Сущность В. находит свое выражение в отношениях господства и подчинения, руководителя и руководимого. Система В. включает в себя органы В., осуществляющих ее людей ( субъекты В.); тех, на кого направлена В., - люди, их группы, социальные и политические органы и организации, общности и объединения и др. ( объекты В.); и механизм В.: связи и взаимодействия, отношения между структурными элементами В., ее институтами, ценностями и нормами, социальный и по- литический контроль и т д. В. тесно связана с политикой, но не тождественна ей. С одной стороны, В. выступает как средство осуществления политики и именно осуществление определенной политики приводит к утверждению той или иной В. С другой, В. может носить не только политический, но и экономический или духовно-идеологический характер, не говоря уже о семейной или общественной власти неполитического характера. Наиболее важными и общими свойствами В. являются ее всеобщность , универсальность (т.е. охват ею всех сфер общественной жизни) и включенность, инклюзивность (т.е. проникновение во все виды деятельности). В обществе В. осуществляет общие организационные, регулятивные и контрольные функции.
2) Власть - – в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать: 1) на основании абсолютного превосходства перед всеми другими, такова власть Божия, 2) на основании относительного преимущества, вытекающего из закона природы, такова власть, например, родителей над малолетними детьми, 3) на основании относительного преимущества, вытекающего из узаконенного случайного факта, такова власть, например, господина над купленным или взятым в плен невольником. Власть политическая или государственная, неизбежно возникающая на известной степени развития, принадлежит ко второй из указанных категорий, выражая естественное право общественного целого на подчинение частей. Государственная власть, единоличная или коллективная, представляет единство и целость данной общественной группы. Следовательно, значение власти связано с тем положением, что права и интересы целого должны быть определенным образом представляемы в отличие от частных прав и интересов, поскольку простая сумма сих последних еще не составляет общественного целого. Этот привходящий особый элемент единства может различным образом пониматься и допускаться в различной мере, но необходимое его существование едва ли подлежит серьезному спору. Практический вопрос здесь только в том, кем и как должна быть представлена верховная власть, носительница идей и интересов общественного целого. По наиболее распространенному в человечестве убеждению, политическая власть должна иметь высшую религиозную санкцию. Где и когда именно впервые секуляризировалась идея государственной власти – сказать трудно. Философский почин принадлежал, по всей вероятности, софистам. По Платону , верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам, а по Аристотелю, в ней должны участвовать все свободные граждане. Христианство вернуло государственной власти религиозное значение, но вместе с тем осложнило дело созданием независимого общественного целого – церкви со своей собственной верховной властью. На Востоке (в Византии) отношение двух властей фактически определилось так, что особая власть церкви осталась в потенциальном состоянии. На Западе самостоятельная духовная власть организовалась в виде постоянной папской монархии, имевшей притязание на абсолютное верховенство и потому неизбежно вступавшей в столкновение с монархией светской. Освобождение светской власти от духовной, подготовленное королевскими легистами, стало совершившимся фактом к концу Средних веков и было закреплено публицистами и философами 16 – 18 вв. В каждом человеческом союзе, каковы бы ни были его пределы, его происхождение и его призвание, можно встретить двоякого рода стремления: к свободе и к порядку. Свобода как стремление личности к самоопределению требует возможно большего торжества личного начала. Порядок как совокупность необходимых мер, ограничивающих свободу личности, существует для охраны целого и потому естественно направлен к торжеству общественного начала за счет личного. Порядок охраняется властью, но на ней лежит вместе с тем и обеспечение свободы. Действие власти в каждом союзе может обнаруживаться в трояком направлении: 1) в установлении и поддержании внутреннего порядка в союзе, 2) в осуществлении нравственных и материальных целей союза и 8) в поддержании его достоинства и интересов относительно других подобных союзов. Чем сложнее союз, тем сложнее организации власти, например, государственная власть представляется целым рядом учреждений. Власть как организатор и охранитель порядка в соединениях людей должна располагать известной нравственной и материальною силою или могуществом. Сила эта может проявляться: 1) в виде нравственного требования известных обязанностей от членов союза, 2) в виде применения внешней силы для поддержания указанных требований. Слово власть часто употребляется в смысле силы или могущества. Результатом смешения этих понятий является иногда отождествление власти с силой, влекущее за собой потерю того нравственного и прогрессивно-культурного значения, которое свойственно власти как необходимому элементу организации. Отсюда происходит также противоположение власти и свободы или власти и права: расширение свободы и личных прав считается умалением или упразднением власти. То же смешение понятий власти и силы отражается, наконец, на неверном определении «сильной» и «слабой» власти. Под именем сильной власти разумеется не та, которая удовлетворяет всем указанным выше целям, а та, которая не допускает свободы и не благоприятствует развитию личных прав, наоборот, слабой властью считается та, с которой совместимо широкое развитие индивидуальной свободы. Другими словами, сильная власть отождествляется с деспотической и произвольной, а слабая – с правовой. История достаточно ясно показала ошибочность такого отождествления этих понятий. Если сравнить, например, власть европейских конституционных правительств с властью восточных деспотий, то, очевидно, первая окажется сильнее последней в смысле осуществления задач власти: поддержания порядка, содействия материальным и духовным целям союза, защиты его достоинства. Государственная власть является специфическим признаком государства, выделяющим его из ряда других союзов. Существенными признаками государственной власти является ее независимость во внешних сношениях, свобода от постороннего вмешательства, и независимость во внутренних отношениях, подчинение всякой частной воли воле государственной власти. Во всякой первичной политической организации можно найти три основных элемента: главу союза, старейшин и народный сход или собрание. Сообразно тому, какой из этих элементов преобладает над остальными, получается тип политической организации, а, следовательно, и политической власти. Исключительное господство главы союза создает власть патриархальную или, на позднейших ступенях развития, власть абсолютно-монархическую, деспотическую. Такое же господство людей, выдающихся по возрасту, знанию, богатству или происхождению, ведет к власти старейшин, власти мудрых или лучших людей ( аристократия ), власти богатых ( плутократия ), власти немногих ( олигархия ), основанной обыкновенно на происхождении (знатные роды). Наконец, при господстве всех свободных людей, составляющих данный союз, является демократия , охлократия . Начиная с древних философов, делаются попытки классификации власти по самому ее характеру. Аристотель провел деление на правильные и неправильные формы правления, смотря по тому, имеет ли власть в виду благо всех или интересы одной группы населения. Взгляд Аристотеля усвоен Полибием, который учил, что всякая власть, монархическая, аристократическая или демократическая, вырождается вследствие наклонности людей злоупотреблять властью и порчи правящих лиц и классов. Панацею против упадка и порчи Полибий и Цицерон видели в смешанной форме правления, при которой власть распределяется между указанными выше тремя основными элементами социальной организации. Значение французской революции для определения понятия власти было троякое: 1) окончательно определился публичный характер государственной власти в противоположность тому частноправовому характеру ее, который господствует в эпоху феодального и даже абсолютного государства, 2) установлены пределы этой власти (частные и политические права, 3) самое отправление так называемых функций власти распределилось между различными учреждениями. Ввиду неделимости государственной власти не совсем точны также выражения: власть законодательная , власть судебная , власть административная, правильнее говорить о различных функциях одной и той же государственной власти. Вторая половина 19 в. выдвинула на первый план вопрос о формах деятельности власти. Упрочение конституционализма стали видеть не столько в ограничении власти (представительные учреждения, разделение властей ), сколько в установлении ее правомерности. В последнее время увеличивается число защитников власти как организатора порядка в ущерб свободе отдельных лиц.   
3) Власть - - одна из сторон неравенства в отношениях господства и подчинения, это - господство воли одних над волей других, а точнее - подчинение воли одних воле других, независимо от того, идет ли речь об отдельных индивидах, группах людей, классах, нациях или народах. Власть позволяет обладающим ею осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на подчиненных и таким путем добиваться собственной цели. Говоря о власти или шире - об отношениях господства и подчинения, важно выяснить по меньшей мере три вопроса. Во-первых, насколько детерминированы и неизбежны подобные отношения? А конкретнее: присущи ли такие отношения всей истории человечества или они представляют собой результат только определенных обстоятельств и существуют только на отдельных этапах развития человечества? Во-вторых, каким путем устанавливаются и как могут быть устранены те или другие формы властных отношений или отношений власти? В-третьих, в чем специфика государственной власти, господства и подчинения в государственнополитической сфере?Если говорить о естественноисторической обусловленности таких отношений - отношений господства и подчинения - то трудно отрицать, что везде и всюду, где речь идет о согласованных действиях нескольких человек, некоего сообщества людей (семья, род, племя, социальная группа, класс , нация или все общество ), сама согласованность этих действий, независимо от того, идет ли речь о семейно-бытовой, трудовой или социально-политической деятельности, неизбежно предполагает подчинение деятельности всех определенной цели, а она представляет собой совместноколлективную или индивидуальную идею, которой добровольно или по принуждению подчиняют свою волю и основанную на этом подчинении жизнедеятельность все участники данного сообщества, без чего не может быть достигнута поставленная цель. Отношения господства и подчинения, т.е. властные отношения, или отношения власти, естественно присущи общественно-производственной , коллективистской природе человека, требующей от каждого в качестве платы за жизнь в обществе, в коллективе определенных жертв: необходимо приносить на плаху своей коллективности и разумно согласованной жизни в этом коллективе извечное, постоянное участие в отношениях господства и подчинения, без чего невозможна упорядоченная жизнь ни в каком (даже животном) коллективе. Очевидно, что отношения господства и подчинения, или властные отношения, будучи отношениями неравенства (ибо здесь всегда налицо господствующая и подчиняющаяся стороны), являются вовсе не историческим, а естественным, природным продуктом, они не возникают только с частной собственностью , а появляются вместе с обнаружением общественной природы человека, с необходимостью согласованности в действиях всех членов коллектива (семьи, трудового коллектива и т.д.). Другое дело, что они вполне могут обслуживать и обслуживают эксплуататорские отношения - отношения присвоения результатов труда одного человека другим. Весьма важным представляется второй вопрос: с помощью каких средств устанавливаются и разрушаются отношения господства и подчинения? В чем источники власти одних над другими, каковы средства и способы присвоения воли одних усилиями других? Парализовать или подчинить волю одних воле других можно разными средствами: через посредство чувств и с помощью разума, любовью и страхом, подкармливающим богатством и требующей сострадания нищетой, убеждением и принуждением . Человеческая история полна неопровержимых свидетельств не только того, как чувства любви и беспредельного обожания переплавлялись в рабское подчинение с тем, чтобы возвести сотворенное сердцем божество на вершину тиранической власти, но также и того, что все человеческие слабости и достоинства людей не раз служили незыблемыми пьедесталами для самой деспотической власти над своими жертвами, причем она не только возвышалась, но и падала вместе с ними. Третий вопрос - вопрос о государственно-политической власти. Совершенно очевидно, что проблема власти как таковой неизмеримо шире, чем проблема государственно-политической власти, ибо эта последняя представляет собой лишь частный случай - случай осуществления власти в обществе, где уже есть государство , а значит и группы, осуществляющие принуждение, насилие , господство или власть одной части общества над другой. Равным образом в таких условиях есть не только государство с его средствами принуждения, есть не только политика как отношения по поводу государства и осуществляемой уже через него власти, но и политические интересы, причем несовпадающие политические интересы разных социальных групп, стремящихся использовать государство как средство достижения своей цели. Государственная власть - не просто одна из разновидностей власти наряду с властью чувств, властью разума, властью предрассудков, отличающаяся тем, что она осуществляется с помощью насилия. Чаще всего государственная власть - это материализованная воля экономически господствующего класса, причем охватывающая всю территорию той или другой страны, все стороны развивающегося на данной территории общества. Она присуща этому классу не только из-за его экономической силы, не только потому, что он экономически мощнее других, но также и потому, что осуществить. укрепить и умножить свое могущество экономически господствующий класс не может иначе, как присоединяя к своей экономической силе и свое политическое господство. А сделать это можно, лишь придавая своим особым интересам характер всеобщности, делая свои устремления устремлениями действующего от имени всех государства, чтобы таким образом генерализировать собственные интересы и свою волю: ведь подчинив себе государственную власть, экономически господствующий класс достигает того, что осуществляемая во всей стране государственная власть и государственная воля - это его собственная воля, возведенная в государственный закон , во всеобщность. Если же кто не желает в это верить и не склонен этому подчиниться, есть орудия государственного принуждения, которые способны своими средствами убедить непокорных. Государственная власть - важнейшее орудие принуждения граждан, причем единственное в своем роде если иметь в виду могущество этого орудия, имеющего свои ответвления в любом районе, в любом населенном пункте страны, а также разноплановость его воздействия на граждан Ведь современная государственная власть - это не только армия, полиция, госбезопасность и другие вооруженные формирования призванные своими средствами защищать интересы и осуществлять волю, цели господствующей в стране общественно-политической силы. Не менее существенную роль в давлении на граждан, в реализации политики власть имущих играют самые разнообразные экономические, идеологические (радио, телевидение, пресса и т.д.) структуры. Если абстрагироваться от всех обоснований и рассуждений, доказывающих необходимость и важность государственной власти для нормальной жизни современного общества, и взглянуть на всю государственную власть как на многослойную надстройку, возвышающуюся над обществом и высасывающую из него налоги, то станет ясно: государственная власть со всеми своими ответвлениями и структурами, со своим все более многочисленным и продолжающем расти бюрократическим аппаратом - самый крупный господинугнетатель членов современного общества. Власть - это способность конкретного руководителя заставить людей подчиняться себе. Законность - это уважение по отношению к правительству, суверенитет - это уважение по отношению к стране, a власть - это уважение по отношению к конкретному политическому руководителю. Только политическая власть (в отличие от политического влияния, манипуляций, уговоров и насилия) основывается на обязательствах народа подчиняться своему руководителю в силу законности его пребывания у власти. Рядовой подчиняется офицеру, водитель - регулировщику, а студент - профессору. Но не все люди подчиняются власти. Бывают рядовые, не подчиняющиеся дисциплине, среди водителей встречаются нарушители, а некоторые студенты не выполняют заданий. Хотя большинство людей чаще всего подчиняется тому, что, по их мнению, является законной властью. Иногда власть приходит со вступлением в должность, но и в этом случае ее нужно постоянно поддерживать. Равно как и законность, власть строится на психологических отношениях между людьми. Президент США получает большие полномочия уже потому, что он вступает в эту должность. Дж.Форду подчинялись и уважали его, несмотря на то, что он не избирался ни на пост вице-президента , ни на пост президента (являясь лидером меньшинства в палате представителей, он занял пост вице-президента, когда ушел в отставку Спиро Т.Эгню; а когда Никсон вынужден был уйти в отставку, он стал президентом). Но у его предшественника Р.Никсона, избранного на этот пост, возникли в этом отношении проблемы. Будучи замешанным в уотергейтском скандале 1972 г. Никсон испытал то, что называется падением авторитета исполнительной власти, причем настолько сильное, что больше не мог эффективно управлять страной, даже в том случае, если бы он был оправдан в ходе процедуры по вынесению импичмента в Сенате . Поэтому в 1974 г. он подал в отставку буквально за день до того, как ему должен был быть вынесен вотум недоверия . Президент не может управлять страной посредством указов - он должен добиться согласия и поддержки Конгресса , судебных властей, граждан ских служб и различных заинтересованных кругов. Когда Никсон лишился этой поддержки, его карьера как политика закончилась. Его правление становилось все менее и менее законным. Насколько зависит подчинение власти от страха быть подвергнутым наказанию? В конце концов рядовой может быть расстрелян, водитель осужден, а студент исключен из учебного заведения. В связи с этим возникает вопрос: что дает должностным лицам власть над другими людьми, используя которую, они могут отдавать приказы о наказании? Офицеру для этого необходима определенная структура командования, регулировщику нужна система судебного законодательства, а преподавателю в колледже понадобится система дисциплинарных взысканий, в соответствии с которой он может отдавать распоряжения о взыскании. Без всех этих структур должностные лица обладали бы совсем небольшими полномочиями Если офицер в припадке ярости отдаст приказ расстрелять рядового, то почти наверняка его приказ не будет выполнен. Ему скажут: "Сэр, это незаконный приказ, и вы не имеете никакого права его отдавать". И наоборот, если военный суд признает рядового виновным в дезертирстве с места ведения боевых действий, то он действительно может быть расстрелян, так как в данном случае приказ будет вынесен на законных основаниях. Просто быть должностным лицом недостаточно для того, чтобы тебе подчинялись. Человек, занимающий определенную должность, должен поддерживать к себе уважение. Трусливый или малодушный офицер, неуверенный в себе полицейский или нерешительный профессор никогда не смогут добиться полного подчинения. Для эффективного осуществления власти необходимо твердое, справедливое и разумное руководство . Малейший намек на коррумпированность подрывает власть. Следует заметить, что понятия законности суверенитета и власти взаимосвязаны. Если заходит речь об одном понятии, следует упоминать и другие, где исчезает одно, там обычно исчезают и другие. Что бы, например, случилось, если бы Никсон попытался остаться у власти путем блокирования расследования по уотергейтскому делу? Тогда все правительство США могло бы быть сочтено незаконным. Тогда вопрос о власти президента мог превратиться в вопрос о законности власти вообще. В 1958 г. ливанский президент К. Чамун, христианин, сделал попытку изменить конституцию своей страны для того, чтобы остаться президентом еще на один срок. В результате поднялось мусульманское восстание, и законность пребывания ливанского правительства у власти была серьезно подорвана. Впоследствии проблема осложнилась настолько, что был нанесен ущерб суверенитету Ливана.Крушение власти привело к крушению ее законности, что в свою очередь резко отрицательно сказалось на суверенитете страны. Президент Никсон поистине оказал своей стране услугу, вовремя подав в отставку. Если на минуту задуматься, то законность, суверенитет и власть можно представить себе как видоизменения первого понятия - законности.
4) Власть - - способ управления людьми, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненным ему лицом.
5) Власть - - это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власть всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при сознательном она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом. Власть как волевое отношение, способность заставить человека поступать определенным образом, форма организации индивидуальной и общественной жизни присуща личности как субъекту свободной, целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств жизни и себя самой. Она естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения вовне. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включение в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное "наложение" воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство , общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность власти вовлекается в орбиту различных форм общественной власти. Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство и информация , знания, занимаемая должность и пр. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.
6) Власть - - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. (Словарь, с. 34-36)
7) Власть - в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета , права, насилия (родительская власть , государственная, экономическая и др.); политическое господство , система государственных органов.
8) Власть - - форма организации общественных отношений, при которой один элемент этих отношений способен влиять на поведение другого с помощью авторитета , права или насилия.
9) Власть - - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Необходимость В. обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Ее основные свойства: всеобщность (В. функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (В., проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Существует несколько исторических форм В.: анонимная В., "распыленная" среди членов примитивного общества; индивидуализированная В., возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная В., опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В современной политической науке выделяется еще одна форма В. - "надгосударственная" В., представленная законодательными ( Европарламент ) и исполнительными ( Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются па территорию и население более десятка европейских стран. В политологической литературе выделяют три аспекта В.: директивный - господство , обеспечивающее выполнение приказа, директивы; функциональный - способность и умение практически реализовать функцию общественного управления; коммуникативный - общение , определенный "язык", который понятен всем сторонам властного общественного отношения. В структуру В. входит ее источник, субъект - объект , функции, основания и ресурсы . Источник В. - властное первоначало. В качестве источников В. могут выступать авторитет , сила, закон , богатство, знание, престиж , социальный и политический статус , тайна, интерес и т.д. Субъект В. ( индивид , организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Объектом В. может быть отдельный индивид, социальная группа , класс и т.д. Функциями В. являются: господство, руководство , регуляция, контроль, управление , координация , организация, мобилизация и т.д. Под основаниями В. понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы В. - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой В. и ее оснований. В. бывает экономической, политической, правовой, духовной, семейной и т.д. Субъектами В. выступают руководители предприятий, фирм, политических партий и профсоюзов, видные церковные иерархи, функционеры государственной администрации и т.д. Для регулирования отношений между управляющими и управляемыми используется понятие "этос власти", под которым понимается поле руководящих начал, правил, образцов, эталонов регуляции и инспирации групповой жизни на основе силовых механизмов и волевых (принудительных, побудительных) решений, которые вытекают из чьих-л. интересов, проводят, отстаивают их, отвечают им.
10) Власть - - способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы в рамках социальных отношений, не считаясь с оказываемым сопротивлением. Власть - это волевое отношение между людьми, при котором один человек (или какой-либо субъект ) воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Особенность властного влияния (в его отличии от других форм влияния) заключается в его принудительности.
Власть

- система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение др. людей и их групп, опираясь на свои волю и авторитет , правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции и т.п. Сущность В. находит свое выражение в отношениях господства и подчинения, руководителя и руководимого. Система В. включает в себя органы В., осуществляющих ее людей ( субъекты В.); тех, на кого направлена В., - люди, их группы, социальные и политические органы и организации, общности и объединения и др. ( объекты В.); и механизм В.: связи и взаимодействия, отношения между структурными элементами В., ее институтами, ценностями и нормами, социальный и по- литический контроль и т д. В. тесно связана с политикой, но не тождественна ей. С одной стороны, В. выступает как средство осуществления политики и именно осуществление определенной политики приводит к утверждению той или иной В. С другой, В. может носить не только политический, но и экономический или духовно-идеологический характер, не говоря уже о семейной или общественной власти неполитического характера. Наиболее важными и общими свойствами В. являются ее всеобщность , универсальность (т.е. охват ею всех сфер общественной жизни) и включенность, инклюзивность (т.е. проникновение во все виды деятельности). В обществе В. осуществляет общие организационные, регулятивные и контрольные функции.

– в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать: 1) на основании абсолютного превосходства перед всеми другими, такова власть Божия, 2) на основании относительного преимущества, вытекающего из закона природы, такова власть, например, родителей над малолетними детьми, 3) на основании относительного преимущества, вытекающего из узаконенного случайного факта, такова власть, например, господина над купленным или взятым в плен невольником. Власть политическая или государственная, неизбежно возникающая на известной степени развития, принадлежит ко второй из указанных категорий, выражая естественное право общественного целого на подчинение частей. Государственная власть, единоличная или коллективная, представляет единство и целость данной общественной группы. Следовательно, значение власти связано с тем положением, что права и интересы целого должны быть определенным образом представляемы в отличие от частных прав и интересов, поскольку простая сумма сих последних еще не составляет общественного целого. Этот привходящий особый элемент единства может различным образом пониматься и допускаться в различной мере, но необходимое его существование едва ли подлежит серьезному спору. Практический вопрос здесь только в том, кем и как должна быть представлена верховная власть, носительница идей и интересов общественного целого. По наиболее распространенному в человечестве убеждению, политическая власть должна иметь высшую религиозную санкцию. Где и когда именно впервые секуляризировалась идея государственной власти – сказать трудно. Философский почин принадлежал, по всей вероятности, софистам. По Платону , верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам, а по Аристотелю, в ней должны участвовать все свободные граждане. Христианство вернуло государственной власти религиозное значение, но вместе с тем осложнило дело созданием независимого общественного целого – церкви со своей собственной верховной властью. На Востоке (в Византии) отношение двух властей фактически определилось так, что особая власть церкви осталась в потенциальном состоянии. На Западе самостоятельная духовная власть организовалась в виде постоянной папской монархии, имевшей притязание на абсолютное верховенство и потому неизбежно вступавшей в столкновение с монархией светской. Освобождение светской власти от духовной, подготовленное королевскими легистами, стало совершившимся фактом к концу Средних веков и было закреплено публицистами и философами 16 – 18 вв. В каждом человеческом союзе, каковы бы ни были его пределы, его происхождение и его призвание, можно встретить двоякого рода стремления: к свободе и к порядку. Свобода как стремление личности к самоопределению требует возможно большего торжества личного начала. Порядок как совокупность необходимых мер, ограничивающих свободу личности, существует для охраны целого и потому естественно направлен к торжеству общественного начала за счет личного. Порядок охраняется властью, но на ней лежит вместе с тем и обеспечение свободы. Действие власти в каждом союзе может обнаруживаться в трояком направлении: 1) в установлении и поддержании внутреннего порядка в союзе, 2) в осуществлении нравственных и материальных целей союза и 8) в поддержании его достоинства и интересов относительно других подобных союзов. Чем сложнее союз, тем сложнее организации власти, например, государственная власть представляется целым рядом учреждений. Власть как организатор и охранитель порядка в соединениях людей должна располагать известной нравственной и материальною силою или могуществом. Сила эта может проявляться: 1) в виде нравственного требования известных обязанностей от членов союза, 2) в виде применения внешней силы для поддержания указанных требований. Слово власть часто употребляется в смысле силы или могущества. Результатом смешения этих понятий является иногда отождествление власти с силой, влекущее за собой потерю того нравственного и прогрессивно-культурного значения, которое свойственно власти как необходимому элементу организации. Отсюда происходит также противоположение власти и свободы или власти и права: расширение свободы и личных прав считается умалением или упразднением власти. То же смешение понятий власти и силы отражается, наконец, на неверном определении «сильной» и «слабой» власти. Под именем сильной власти разумеется не та, которая удовлетворяет всем указанным выше целям, а та, которая не допускает свободы и не благоприятствует развитию личных прав, наоборот, слабой властью считается та, с которой совместимо широкое развитие индивидуальной свободы. Другими словами, сильная власть отождествляется с деспотической и произвольной, а слабая – с правовой. История достаточно ясно показала ошибочность такого отождествления этих понятий. Если сравнить, например, власть европейских конституционных правительств с властью восточных деспотий, то, очевидно, первая окажется сильнее последней в смысле осуществления задач власти: поддержания порядка, содействия материальным и духовным целям союза, защиты его достоинства. Государственная власть является специфическим признаком государства, выделяющим его из ряда других союзов. Существенными признаками государственной власти является ее независимость во внешних сношениях, свобода от постороннего вмешательства, и независимость во внутренних отношениях, подчинение всякой частной воли воле государственной власти. Во всякой первичной политической организации можно найти три основных элемента: главу союза, старейшин и народный сход или собрание. Сообразно тому, какой из этих элементов преобладает над остальными, получается тип политической организации, а, следовательно, и политической власти. Исключительное господство главы союза создает власть патриархальную или, на позднейших ступенях развития, власть абсолютно-монархическую, деспотическую. Такое же господство людей, выдающихся по возрасту, знанию, богатству или происхождению, ведет к власти старейшин, власти мудрых или лучших людей ( аристократия ), власти богатых ( плутократия ), власти немногих ( олигархия ), основанной обыкновенно на происхождении (знатные роды). Наконец, при господстве всех свободных людей, составляющих данный союз, является демократия , охлократия . Начиная с древних философов, делаются попытки классификации власти по самому ее характеру. Аристотель провел деление на правильные и неправильные формы правления, смотря по тому, имеет ли власть в виду благо всех или интересы одной группы населения. Взгляд Аристотеля усвоен Полибием, который учил, что всякая власть, монархическая, аристократическая или демократическая, вырождается вследствие наклонности людей злоупотреблять властью и порчи правящих лиц и классов. Панацею против упадка и порчи Полибий и Цицерон видели в смешанной форме правления, при которой власть распределяется между указанными выше тремя основными элементами социальной организации. Значение французской революции для определения понятия власти было троякое: 1) окончательно определился публичный характер государственной власти в противоположность тому частноправовому характеру ее, который господствует в эпоху феодального и даже абсолютного государства, 2) установлены пределы этой власти (частные и политические права, 3) самое отправление так называемых функций власти распределилось между различными учреждениями. Ввиду неделимости государственной власти не совсем точны также выражения: власть законодательная , власть судебная , власть административная, правильнее говорить о различных функциях одной и той же государственной власти. Вторая половина 19 в. выдвинула на первый план вопрос о формах деятельности власти. Упрочение конституционализма стали видеть не столько в ограничении власти (представительные учреждения, разделение властей ), сколько в установлении ее правомерности. В последнее время увеличивается число защитников власти как организатора порядка в ущерб свободе отдельных лиц.   

- одна из сторон неравенства в отношениях господства и подчинения, это - господство воли одних над волей других, а точнее - подчинение воли одних воле других, независимо от того, идет ли речь об отдельных индивидах, группах людей, классах, нациях или народах. Власть позволяет обладающим ею осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на подчиненных и таким путем добиваться собственной цели. Говоря о власти или шире - об отношениях господства и подчинения, важно выяснить по меньшей мере три вопроса. Во-первых, насколько детерминированы и неизбежны подобные отношения? А конкретнее: присущи ли такие отношения всей истории человечества или они представляют собой результат только определенных обстоятельств и существуют только на отдельных этапах развития человечества? Во-вторых, каким путем устанавливаются и как могут быть устранены те или другие формы властных отношений или отношений власти? В-третьих, в чем специфика государственной власти, господства и подчинения в государственнополитической сфере?Если говорить о естественноисторической обусловленности таких отношений - отношений господства и подчинения - то трудно отрицать, что везде и всюду, где речь идет о согласованных действиях нескольких человек, некоего сообщества людей (семья, род, племя, социальная группа, класс , нация или все общество ), сама согласованность этих действий, независимо от того, идет ли речь о семейно-бытовой, трудовой или социально-политической деятельности, неизбежно предполагает подчинение деятельности всех определенной цели, а она представляет собой совместноколлективную или индивидуальную идею, которой добровольно или по принуждению подчиняют свою волю и основанную на этом подчинении жизнедеятельность все участники данного сообщества, без чего не может быть достигнута поставленная цель. Отношения господства и подчинения, т.е. властные отношения, или отношения власти, естественно присущи общественно-производственной , коллективистской природе человека, требующей от каждого в качестве платы за жизнь в обществе, в коллективе определенных жертв: необходимо приносить на плаху своей коллективности и разумно согласованной жизни в этом коллективе извечное, постоянное участие в отношениях господства и подчинения, без чего невозможна упорядоченная жизнь ни в каком (даже животном) коллективе. Очевидно, что отношения господства и подчинения, или властные отношения, будучи отношениями неравенства (ибо здесь всегда налицо господствующая и подчиняющаяся стороны), являются вовсе не историческим, а естественным, природным продуктом, они не возникают только с частной собственностью , а появляются вместе с обнаружением общественной природы человека, с необходимостью согласованности в действиях всех членов коллектива (семьи, трудового коллектива и т.д.). Другое дело, что они вполне могут обслуживать и обслуживают эксплуататорские отношения - отношения присвоения результатов труда одного человека другим. Весьма важным представляется второй вопрос: с помощью каких средств устанавливаются и разрушаются отношения господства и подчинения? В чем источники власти одних над другими, каковы средства и способы присвоения воли одних усилиями других? Парализовать или подчинить волю одних воле других можно разными средствами: через посредство чувств и с помощью разума, любовью и страхом, подкармливающим богатством и требующей сострадания нищетой, убеждением и принуждением . Человеческая история полна неопровержимых свидетельств не только того, как чувства любви и беспредельного обожания переплавлялись в рабское подчинение с тем, чтобы возвести сотворенное сердцем божество на вершину тиранической власти, но также и того, что все человеческие слабости и достоинства людей не раз служили незыблемыми пьедесталами для самой деспотической власти над своими жертвами, причем она не только возвышалась, но и падала вместе с ними. Третий вопрос - вопрос о государственно-политической власти. Совершенно очевидно, что проблема власти как таковой неизмеримо шире, чем проблема государственно-политической власти, ибо эта последняя представляет собой лишь частный случай - случай осуществления власти в обществе, где уже есть государство , а значит и группы, осуществляющие принуждение, насилие , господство или власть одной части общества над другой. Равным образом в таких условиях есть не только государство с его средствами принуждения, есть не только политика как отношения по поводу государства и осуществляемой уже через него власти, но и политические интересы, причем несовпадающие политические интересы разных социальных групп, стремящихся использовать государство как средство достижения своей цели. Государственная власть - не просто одна из разновидностей власти наряду с властью чувств, властью разума, властью предрассудков, отличающаяся тем, что она осуществляется с помощью насилия. Чаще всего государственная власть - это материализованная воля экономически господствующего класса, причем охватывающая всю территорию той или другой страны, все стороны развивающегося на данной территории общества. Она присуща этому классу не только из-за его экономической силы, не только потому, что он экономически мощнее других, но также и потому, что осуществить. укрепить и умножить свое могущество экономически господствующий класс не может иначе, как присоединяя к своей экономической силе и свое политическое господство. А сделать это можно, лишь придавая своим особым интересам характер всеобщности, делая свои устремления устремлениями действующего от имени всех государства, чтобы таким образом генерализировать собственные интересы и свою волю: ведь подчинив себе государственную власть, экономически господствующий класс достигает того, что осуществляемая во всей стране государственная власть и государственная воля - это его собственная воля, возведенная в государственный закон , во всеобщность. Если же кто не желает в это верить и не склонен этому подчиниться, есть орудия государственного принуждения, которые способны своими средствами убедить непокорных. Государственная власть - важнейшее орудие принуждения граждан, причем единственное в своем роде если иметь в виду могущество этого орудия, имеющего свои ответвления в любом районе, в любом населенном пункте страны, а также разноплановость его воздействия на граждан Ведь современная государственная власть - это не только армия, полиция, госбезопасность и другие вооруженные формирования призванные своими средствами защищать интересы и осуществлять волю, цели господствующей в стране общественно-политической силы. Не менее существенную роль в давлении на граждан, в реализации политики власть имущих играют самые разнообразные экономические, идеологические (радио, телевидение, пресса и т.д.) структуры. Если абстрагироваться от всех обоснований и рассуждений, доказывающих необходимость и важность государственной власти для нормальной жизни современного общества, и взглянуть на всю государственную власть как на многослойную надстройку, возвышающуюся над обществом и высасывающую из него налоги, то станет ясно: государственная власть со всеми своими ответвлениями и структурами, со своим все более многочисленным и продолжающем расти бюрократическим аппаратом - самый крупный господинугнетатель членов современного общества. Власть - это способность конкретного руководителя заставить людей подчиняться себе. Законность - это уважение по отношению к правительству, суверенитет - это уважение по отношению к стране, a власть - это уважение по отношению к конкретному политическому руководителю. Только политическая власть (в отличие от политического влияния, манипуляций, уговоров и насилия) основывается на обязательствах народа подчиняться своему руководителю в силу законности его пребывания у власти. Рядовой подчиняется офицеру, водитель - регулировщику, а студент - профессору. Но не все люди подчиняются власти. Бывают рядовые, не подчиняющиеся дисциплине, среди водителей встречаются нарушители, а некоторые студенты не выполняют заданий. Хотя большинство людей чаще всего подчиняется тому, что, по их мнению, является законной властью. Иногда власть приходит со вступлением в должность, но и в этом случае ее нужно постоянно поддерживать. Равно как и законность, власть строится на психологических отношениях между людьми. Президент США получает большие полномочия уже потому, что он вступает в эту должность. Дж.Форду подчинялись и уважали его, несмотря на то, что он не избирался ни на пост вице-президента , ни на пост президента (являясь лидером меньшинства в палате представителей, он занял пост вице-президента, когда ушел в отставку Спиро Т.Эгню; а когда Никсон вынужден был уйти в отставку, он стал президентом). Но у его предшественника Р.Никсона, избранного на этот пост, возникли в этом отношении проблемы. Будучи замешанным в уотергейтском скандале 1972 г. Никсон испытал то, что называется падением авторитета исполнительной власти, причем настолько сильное, что больше не мог эффективно управлять страной, даже в том случае, если бы он был оправдан в ходе процедуры по вынесению импичмента в Сенате . Поэтому в 1974 г. он подал в отставку буквально за день до того, как ему должен был быть вынесен вотум недоверия . Президент не может управлять страной посредством указов - он должен добиться согласия и поддержки Конгресса , судебных властей, граждан ских служб и различных заинтересованных кругов. Когда Никсон лишился этой поддержки, его карьера как политика закончилась. Его правление становилось все менее и менее законным. Насколько зависит подчинение власти от страха быть подвергнутым наказанию? В конце концов рядовой может быть расстрелян, водитель осужден, а студент исключен из учебного заведения. В связи с этим возникает вопрос: что дает должностным лицам власть над другими людьми, используя которую, они могут отдавать приказы о наказании? Офицеру для этого необходима определенная структура командования, регулировщику нужна система судебного законодательства, а преподавателю в колледже понадобится система дисциплинарных взысканий, в соответствии с которой он может отдавать распоряжения о взыскании. Без всех этих структур должностные лица обладали бы совсем небольшими полномочиями Если офицер в припадке ярости отдаст приказ расстрелять рядового, то почти наверняка его приказ не будет выполнен. Ему скажут: "Сэр, это незаконный приказ, и вы не имеете никакого права его отдавать". И наоборот, если военный суд признает рядового виновным в дезертирстве с места ведения боевых действий, то он действительно может быть расстрелян, так как в данном случае приказ будет вынесен на законных основаниях. Просто быть должностным лицом недостаточно для того, чтобы тебе подчинялись. Человек, занимающий определенную должность, должен поддерживать к себе уважение. Трусливый или малодушный офицер, неуверенный в себе полицейский или нерешительный профессор никогда не смогут добиться полного подчинения. Для эффективного осуществления власти необходимо твердое, справедливое и разумное руководство . Малейший намек на коррумпированность подрывает власть. Следует заметить, что понятия законности суверенитета и власти взаимосвязаны. Если заходит речь об одном понятии, следует упоминать и другие, где исчезает одно, там обычно исчезают и другие. Что бы, например, случилось, если бы Никсон попытался остаться у власти путем блокирования расследования по уотергейтскому делу? Тогда все правительство США могло бы быть сочтено незаконным. Тогда вопрос о власти президента мог превратиться в вопрос о законности власти вообще. В 1958 г. ливанский президент К. Чамун, христианин, сделал попытку изменить конституцию своей страны для того, чтобы остаться президентом еще на один срок. В результате поднялось мусульманское восстание, и законность пребывания ливанского правительства у власти была серьезно подорвана. Впоследствии проблема осложнилась настолько, что был нанесен ущерб суверенитету Ливана.Крушение власти привело к крушению ее законности, что в свою очередь резко отрицательно сказалось на суверенитете страны. Президент Никсон поистине оказал своей стране услугу, вовремя подав в отставку. Если на минуту задуматься, то законность, суверенитет и власть можно представить себе как видоизменения первого понятия - законности.

- способ управления людьми, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненным ему лицом.

- это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власть всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при сознательном она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом. Власть как волевое отношение, способность заставить человека поступать определенным образом, форма организации индивидуальной и общественной жизни присуща личности как субъекту свободной, целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств жизни и себя самой. Она естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения вовне. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включение в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное "наложение" воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство , общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность власти вовлекается в орбиту различных форм общественной власти. Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство и информация , знания, занимаемая должность и пр. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

- один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. (Словарь, с. 34-36)

в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета , права, насилия (родительская власть , государственная, экономическая и др.); политическое господство , система государственных органов.

- форма организации общественных отношений, при которой один элемент этих отношений способен влиять на поведение другого с помощью авторитета , права или насилия.

- один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Необходимость В. обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Ее основные свойства: всеобщность (В. функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (В., проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Существует несколько исторических форм В.: анонимная В., "распыленная" среди членов примитивного общества; индивидуализированная В., возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная В., опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В современной политической науке выделяется еще одна форма В. - "надгосударственная" В., представленная законодательными ( Европарламент ) и исполнительными ( Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются па территорию и население более десятка европейских стран. В политологической литературе выделяют три аспекта В.: директивный - господство , обеспечивающее выполнение приказа, директивы; функциональный - способность и умение практически реализовать функцию общественного управления; коммуникативный - общение , определенный "язык", который понятен всем сторонам властного общественного отношения. В структуру В. входит ее источник, субъект - объект , функции, основания и ресурсы . Источник В. - властное первоначало. В качестве источников В. могут выступать авторитет , сила, закон , богатство, знание, престиж , социальный и политический статус , тайна, интерес и т.д. Субъект В. ( индивид , организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Объектом В. может быть отдельный индивид, социальная группа , класс и т.д. Функциями В. являются: господство, руководство , регуляция, контроль, управление , координация , организация, мобилизация и т.д. Под основаниями В. понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы В. - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой В. и ее оснований. В. бывает экономической, политической, правовой, духовной, семейной и т.д. Субъектами В. выступают руководители предприятий, фирм, политических партий и профсоюзов, видные церковные иерархи, функционеры государственной администрации и т.д. Для регулирования отношений между управляющими и управляемыми используется понятие "этос власти", под которым понимается поле руководящих начал, правил, образцов, эталонов регуляции и инспирации групповой жизни на основе силовых механизмов и волевых (принудительных, побудительных) решений, которые вытекают из чьих-л. интересов, проводят, отстаивают их, отвечают им.

- способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы в рамках социальных отношений, не считаясь с оказываемым сопротивлением. Власть - это волевое отношение между людьми, при котором один человек (или какой-либо субъект ) воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Особенность властного влияния (в его отличии от других форм влияния) заключается в его принудительности.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных ...
Юрисконсульт - Постоянный консультант при учреждении или предприятии по правовым ...
Юстиция - Правосудие; судебное ведомство, система судебных учреждении. ...
Ярлык - — слово или характеристика, употребляемая с целью дискредитировать ...
Якобинство - в широком политическом смысле радикальное революционное течение, ...
Аэрократия - греч. " власть посредством воздуха". Силовой компонент ...
Автократия - (греческое "autoz" "сам" и "kratoz" " ...
Актуальное - (латинское "actu", "действие") дословно, "действительное", "наличествующее". ...
Анархизм - от греческого "a", "an" "отрицание", "не" ...
Аполитея - от греческого "a" частица отрицания, и ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: