Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Либерализм? Значение и толкование слова liberalizm, определение термина


1) Либерализм - - мировоззрение , сочетающее в себе левые (минималистический гуманизм , индивидуализм , этнический и культурный эгалитаризм ) компоненты в области политики и правые ( рынок , приватизация , частная собственность , капитализм ) в области экономики. Правящая идеология атлантистского лагеря. Политическим выражением либерализма является либерал -де мократия .
2) Либерализм - (лат. "libartas", " свобода ") - экономико- политическая философия , считающая, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум , способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации участия государства в хозяйственной жизни граждан, считает, что Политическое, основанное на непрерывных традициях - в том числе традиционные институты управления, власти и т.д. - лишь ограничивает свободу человека. Либерализм противостоит социализму , полагая, что любое вмешательство в экономическую деятельность индивидуума противоположно принципу свободной конкуренции. По мнению либерального философа Филиппа Немо, "социальная справедливость глубоко аморальна".
3) Либерализм - — (лат. liberalis — свободный), идейное и общественно-политическое течение, возникшее в западноевропейских странах в XVII — VXIII вв. и провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма — в философских концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787 г.) и Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) во Франции. В XIX — начале XX вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество , права и свободы личности, правовое государство , демократические политические институты , свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм ( неолиберализм ) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий конкуренции. В последние десятилетия происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии . Сегодня, когда при помощи либеральной революции начала 90-х годов власть в России захватили (а некоторые просто сменили вывеску на своём лбу) откровенные антинациональные силы, под либерализмом надо понимать систему взглядов, защищающую бандитов, мошенников, предателей, извращенцев от негативного отношения населения. Защищает свободы денежных мешков и свободы чиновников грабить и обманывать, игнорирует права человека труда защищать свои интересы . См. также: коренные нации , ксенофобия , меньшинство , оранжевая революция , пересмотр итогов приватизации , правые , продажа земли , рыночная экономика , свободная экономическая зона , скинхеды , социал-дарвинизм , эффективный менеджмент .
4) Либерализм - (от лат. liberalis - свободный) - одно из важных и распространенных идейных и социально-политических течении, для которого характерно отстаивание свободы личности, гуманизма и демократизма, рыночного хозяйства, свободы предпринимательства и конкуренции при минимальном вмешательстве государства, умеренного реформаторства, рационализма, терпимости, парламентаризма , индивидуализма , космополитизма , независимости по отношению к традициям и др. Хотя идеи Л. активно разрабатывались и значительно раньше, еще в XVII и XVHI вв., тем не менее лишь в 30-40-е гг. XIX столетия он выделился в особое, самостоятельное направление, получившее широкое распространение в XIX-XX вв., особенно в связи с появлением партий Л. Многие из них сегодня являются правящими или входят в состав коалиционных правительств. В 1947 г. большинство партий Л. образовали Либеральный Интернационал , принявший « Манифест либералов». Они имеют заметное представительство в Европарламенте . Для Л. характерно: признание самоценности личности и изначального равенства всех людей; отстаивание прав, свобод и ответственности граждан, народовластия, конституционализма , законности и правопорядка, разделения властей, понимание государства как органа, основанного на общем консенсусе с членами общества, ограниченного целями защиты изначальных прав человека и не вмешивающегося в частную жизнь. Л. неоднороден и прошел свою серьезную эволюцию от классического Л. к нео-Л. конца XIX-XX вв. Он продолжает эволюционировать и сегодня под влиянием научно- технологических, социально-политических и иных глобальных глубоких изменений в современном мире. На различных этапах серьезно менялось соотношение и взаимодействие Л., с одной стороны, с консерватизмом, а с другой, с социал-демократизмом. Наиболее видными представителями Л. в истории и современности являются: Локк, Монтескье, Кант, Джефферсон, А.Смит, Дидро, Бентам, Спенсер, Дж.С.Милль, С.М. Липсет, Поппер, Ф.Хайек, Х. Альберт и др. В 90-х гг. Л. получил заметное распространение в новой России, что нашло свое выражение и в создании ряда партий либерального толка. При этом важно, однако, иметь в виду, что иногда термин «либеральный» используется для прикрытия взглядов и позиций, ничего общего с действительным Л. не имеющих.
5) Либерализм - (от лат. liber – свободный) – идеология , сущность которой в стремлении к общественным реформам , направленным на освобождение личности и общества от разрушающих их, а не любых, ограничений, налагаемых религией, традицией, государством и т.д. Либерализм стремится предоставить человеческому уму полную свободу, требуя в связи с этим свободы совести и свободы слова, в области государственного устройства либерализм отстаивает конституционные порядки против власти чиновников, местное самоуправление против централизации, свободу личности против государственной опеки, отмену привилегий, участие народа в отправлении правосудия и т.д. В области экономической либерализм является противником стеснений свободы торговли и свободы труда .   
6) Либерализм - - (от латинского слова liberalis - свободный) по прямому смыслу - свободомыслие, вольнодумство; взятый же как совокупность взглядов представляет собой весьма разностороннюю идеологию частнособственнического общества, ставящую в центр внимания защиту естественных прав человека как собственника и свободу общества от вмешательства властей.Различают классический и современный либерализм ( неолиберализм ). Классический либерализм складывался и формировался в ходе борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма , когда знаменем нового восходящего класса были свобода и равенство ; свобода от всевластья монархов и догм средневековья; равенство естественных прав граждан, независимых собственников. Основоположниками либерализма являются английский философ Джон Локк (1632 - 1704) и шотландский экономист Адам Смит (1723 - 1790), сформулировавшие идейно-политическую платформу либерализма, опиравшуюся на теорию естественного права и общественного договора, подчеркивавшую особую значимость для прогресса общества и благополучия народа личных свобод граждан, частной собственности, разута и невмешательства государства в жизнь гражданское общества. Делая свои первые шаги в условиях рассвета, возвещенного европейским Просвещением после долгом ночи средневековья с его засильем религиозной мистики и инквизиции, классический либерализм выступал как общеевропейское явление, если не течение общественно-политической мысли, впитавшей в себя передовые идеи того времени, содержавшиеся в трудах не только Д.Локка и А.Смита, но также Томаса Гоббса (1588 - 1679), Шарля Монтескье (1689 - 1775), Вольтера (1694 - 1778) и многих других передовых мыслителей того времени.Выступая в качестве идеологии нового, идущего к господству класса нарождающейся буржуазии с ее гражданином - частным собственником, предпринимателем, классический либерализм был разносторонне обоснованным. Его общефилософской основой был рационализм, отметавший всякую мистику и мракобесие, его экономическим фундаментом выступала рыночная экономика , свободная от государственных пут и ограничений, его социальнополитической базой была теория естественного права и общестенного договора, противопоставленные религиозным мифам о божественном сотворении мира и неземном происхождении монархической государственной власти. Хотя разные стороны либерализма формировались и развивались в разное вpeмя и разными мыслителями, но часто утверждают, что либерализм заявлял о себе двумя одновременными событиями: появлением книги А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" в старом свете и победой американской революции в новом свете. Обе даты падают на 1778 г. Kак известно, А.Смит выступал против меркантилистов, считавших, что основой богатства любой страны является размер запасов золота и серебра в ее банках. А.Смит опроверг эту концепцию, доказав, что истинное богатство наций составляет количество товаров и услуг, производимых народом страны. А для обеспечения этого необходима полная свобода предпринимательства, устранение вмешательства правительства в развитие рыночной экономики, в рамках которой "невидимая рука" (расчет миллионов, стремящихся к обогащению) будет и стимулировать экономический рост, и регулировать экономику, исключая застой и хаос. В том же духе устранения государственного вмешательства в свободную жизнь общества выступал и отец американской демократии и американского либерализма Томас Джефферсон, считавший, что "лучшее правительство то, которое меньше всего управляет". Короче говоря, в центре либерализма была свобода, свобода человека и общества от всего сковывавшего отжившего, средневекового. Но, отвергая несвободу прошлого, либерализм утверждал свободу новой жизни, свободу человека, причем с самого начала речь шла не о свободном развитии абстрактной личности, абстрактного гражданина , а о свободе вполне определенного индивида - частного собственника, частного предпринимателя, о свободе его дела - частного предпринимательства, рыночной экономики. Либерализм как частнособственническая идеология , как защитник прав и свобод человека и общественного устройства в условиях рыночной экономим постоянно эволюционировал, приспособляясь к изменяющимся условиям. Одно дело идеология либерализма в условиях борьбы с феодализмом и самоутверждения в XVII - XVIII в. и другое дело идеология либерализма в обстановке утвердившегося частнособственнического строя в ряде стран Европы XIX в.: неоднократные экономические кризисы XIX столетия показали, что "невидимая рука" рыночной экономики - не панацея . Пришло время жертвовать какой-то частью исходных принципов. В 80-х гг. XIX в. англичанин Томас Гилл Грин пришел к выводу, что главное в либерализме - не невмешательство властей в рыночную экономику, а защита личности, ее свободы от любых несправедливостей в том числе и защита с помощью государства от несправедливостей экономической системы. Осуществляется крутой поворот: теперь либерализм уже готов (в противоположность либерализму А.Смита) согласиться на участие правительства в рыночной экономике в целях защиты свободы граждан, ограждения их от явных несправедливостей, для уравнения стартовых условий развития в разных сферах. Этот новый либерализм, либерализм XX в., или либерализм Вудро Вильсона, особенно ярко проявил свои новые черты в "Новом курсе " Франклина Д.Рузвельта, когда посредством самого решительного вмешательства государства в экономическую жизнь был остановлен развал частнособственнического строя страна была выведена из глубочайшего экономического кризиса. Соединение либерализма с элементами кейнсианства, регулируемой рыночной экономики, появление и усиление в нем социальных программ противопоставило неолиберализм консерватизму , ставшему защитником традиционных частнособственнических принципов хозяйствований, противником значительных социальных программ,- все это значительно изменило не только исходные принципы либерализма, но и его место в общественной жизни. Сегодня неолиберализм продолжает эволюционировать. Он не только прошел путь от Вудро Вильсона к Франклину Рузвельту, но и от Франклина Рузвельта с его программами до Джона Гэлбрейта, выступающего за расширение социальных программ, упрекающего консерваторов за их стремление "уклониться от ответственности за благосостояние бедных", ратующего за либеральную теорию "государства всеобщего благосостояния". Неудачи неолиберализма и приход к власти консерваторов - сначала Рональда Рейгана, а затем Джорджа Буша в США, Маргарет Тэтчер, а потом Джона Мейджора в Англии, Гельмута Коля в Германия, кaк и другие факторы подтверждают высказанную после войны мысль А.Шлезингера (старшего), что либералы и консерваторы - две фракции господствующего класса, которые подобно "маятнику" будут чередоваться у власти . Высказанная применительно к США, эта концепция подтверждается ныне в международном масштабе. Либерализм. Классический либерализм. В соответствии с высказыванием Фредерика Уоткинса из Йейла, 1776 г. может считаться "годом определения возраста идеологии", и не только из-за того, что в этот год произошла американская революция . В тот год шотландский экономист Адам Смит опубликовал свой труд "Богатство наций", обосновав в нем классическую теорию невмешательства в экономику. Истинное богатство наций, писал Смит, составляют не запасы золота и серебра, которыми они владеют, а количество товаров и услуг, производимых их народами. Опыт опровергал применявшееся ранее понятие , так называвшийся меркантилизм, в соответствии с которым богатство страны определялось наличием или отсутствием слитков золота или серебра в ее казне. Именно этой точке зрения следовала Испания, грабившая страны Нового мира, однако от этого ставшая еще беднее. Франция также со времен, по крайней мере, Людовика XIV следовала принципам политики меркантилизма и ставила экономику под контроль правительства, которое создавало планы, представляло право на монополию, субсидии, устанавливало пошлины и другие ограничения торговли. Смит утверждал, что этим путем невозможно обеспечить максимум экономического роста. Вмешательство правительства всегда сдерживает экономический рост. Если какой-либо одной компании предоставить монополию на производство определенной продукции, то исчезнет конкуренция , а вместе с ней и стремление к производству новой продукции и снижению цен: в экономике наступает застой. Если защищать интересы национальной промышленности путем установления высоких ввозных пошлин, такие меры надежно устранят иностранную конкуренцию, а у национальных производителей исчезнет побудительный мотив к производству продукции более высокого качества по более низким ценам. Устранив правительство от вмешательства в экономику, оставив экономику в покое (по-французски "невмешательство"), можно действительно добиться улучшения системы. А как же хаос, который воцарится с установлением свободной конкуренции, не контролируемой правительством? Не беспокойтесь, сказал Смит: рынок сам отрегулирует экономику. Деятельные производители будут процветать, а ленивые разорятся. Общество получит продукцию высшего качества по самым низким ценам. Спрос и предложение определяют цены лучше, чем государственные чиновники. В условиях рынка "невидимая рука" регулирует и подправляет экономику. Если спрос на какие-то изделия повышается, то изготовители начинают увеличивать производство данного товара или же другие производители начинают поставлять данное изделие. Кроме того, возможно сочетание всех трех способов. "Невидимая рука" - на самом деле просто расчет миллионов людей, преследующих собственные интересы обогащения, - производит необходимую экономическую корректировку. Идеология либерализма получила свое название от латинского слова "либер", что означает "свободный": род этим подразумевается, что общество должно быть свободным от вмешательства со стороны правительства. Как метко подметил Томас Джефферсон: "лучшее правительство то, которое меньше всего управляет". Американцы настолько привержены классическому либерализму, что это отношение можно сравнить с любовью утки плавать. Эта теория, кaк нельзя лучше, подошла к стране со свободным и энергичным народом, занимавшим достаточно большую территорию. Внеэкономические элементы теории тоже устраивали американское общество. Точно так же, как правительство не управляет экономическим развитием, оно не должно вмешиваться в дела религии, прессы или свободы слова. Но вы можете сказать: "То, что здесь называется либерализмом, на самом деле является консерватизмом. Это действительно так. В конце XIХ в. либерализм как идеология значительно видоизменился и раскололся на два течения - современный либерализм и то, что мы сейчас называем консерватизмом. Просто для того, чтобы придерживаться строгого соответствия терминологии, мы будем называть первоначальные воззрения AДАМА Смита "классическим либерализмом", чтобы отличать его теорию от современных понятий о либерализме. Современный либерализм. Так что же случилось с истинным либерализмом Адама Смита? В конце XIX в. стало ясно, что свободный рынок оказался не настолько саморегулирующимся, как это предсказывал Адам Смит. Конкуренция оказалась слабой. Производители искусственно повышали или понижали цены на рынке - о возможности подобного явления предупреждал, кстати, Адам Смит. Явно наблюдалась тенденция к образованию монополий. Экономическая система породила самый низкий класс, состоявший из самых нищих слоев населения. Классовое положение определенным образом наследовалось: дети из богатых семей получали лучшее образование и имели необходимые связи, помогавшие им продвинуться по службе. Но наихудшим злом были повторяющиеся экономические депрессии, от которых страдали беднейшие слои населения и рабочий класс . В целом, политика невмешательства приводила в обществе к негативным последствиям. В 1880-х гг. англичанин Томас Гилл Грин пересмотрел идеологию либерализма. Он отталкивался от того, что основной целью либерализма является построение свободного общества. Но что происходит, когда экономическое развитие страны не позволяет этого сделать? Сторонники классического либерализма уделяли много внимания соглашениям (соглашение между договаривающимися сторонами при отсутствии контроля со стороны правительства): если тебе не нравится соглашение, можешь его не заключать. Но что, если стороны не равны по своему положению, как это бывает с богатым работодателем и бедняком, который нигде не может найти работу. Имеет ли последний возможность свободного выбора: согласиться или не согласиться на работу с очень низкой оплатой? Классический либерализм заявлял: пусть все останется, как оно есть, в конце концов уровень зарплаты как-нибудь установится. Но как быть в том случае, если зарплата находится ниже прожиточного уровня? Грин считал, что здесь уже время правительству подключаться к решению проблемы. И в данном случае это будет не ущемление прав и свобод правительством, а наоборот, их защита. И вместо негативной тенденции "ограничения свобод" в данном случае присутствует позитивная тенденция их защиты и сохранения. Грин называл это "позитивной свободой". Правительство гарантировало свободу обеспечения определенного уровня жизни. Классический либерализм исключал участие правительства в рыночных отношениях; современный либерализм, наоборот, приветствует участие правительства в рыночной экономике для того, чтобы защитить людей от несправедливостей экономической системы. Современные либералы добились повышения заработной платы и снижения продолжительности рабочего дня, права организовывать различные союзы, выплаты пособия по безработице и медицинскому страхованию; кроме того, они сумели добиться равных для всех возможностей при поступлении в учебные заведения. При этом они хотели повысить налоги для состоятельных слоев населения, а не для рабочего класса. Этот либерализм можно назвать либерализмом США XX в., либерализмом Вудро Вильсона и Франклина Делано Рузвельта. Новая волна либерализма подчеркивает значение свободы слова и прессы.
7) Либерализм - (от лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку) - достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными стратегическими и тактическими установками. Сегодня не вызывает серьезных научных разногласий тезис о множественности проявлений либерализма для разных эпох ( традиционный и новый), стадий (ранний и поздний), регионов (западноевропейский и восточноевропейский), идеологий социальных слоев (дворянский, буржуазный) или различных течений (христианский, национальный или даже социалистический). Здесь можно отметить такую черту либерализма, как недостаточность систематизирующего принципа и доктринальной строгости. В политологической литературе имеется как минимум три основных подхода в изучении либерализма. Либерализм как идеологическое течение, представленное в различные периоды разными социальными силами, но приверженными все же к изначальным его канонам; во-вторых, как социально-политическое (организационно-политическое) движение; в-третьих, как совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную политику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни. Теоретические корни либерализма произрастают в идеологии восходящего класса буржуазии в XVII веке, т.е. когда буржуазия непосредственно выходит на историческую арену и заявляет свои права. Идея индивидуальной свободы как важнейший концепт либерализма нашла свое отражение в трудах Дж.Локка, во взглядах просветителей - Вольтера , Руссо, Монтескье, в идейных течениях французской революции, а также в учениях XIX в., отмеченном как "золотой век либерализма", - А.де Токвиля (Франция),Дж.С.Милля (Англия), В.Гумбольдта (Германия) и др. Автономия личности и ее первичность по отношению к обществу и государству являлась определяющей идеей для данного направления. Ранний либерализм дал трактовку человека как суверенной личности, которой нельзя навязать привнесенные извне или "сверху" правила. Ярким представителем либеральной демократии был англичанин Д.Локк (1632-1704), для которого важное значение имело обоснование частной собственности как неотъемлемого атрибута самого человека. "Основной целью вступления людей в общество , - пишет Локк, - является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью , а основным орудием и средством для этого служат законы , установленные в этом обществе". Теория разделения властей (Локк выделяет законодательную, исполнительную и федеративную) положило начало идеологии либерализма. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, ибо в противном случае носители такой власти приобретают интересы, становящиеся отличными от интересов всего общества и противоречащие целям общества и правления. Разделение властей служит гарантом гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти. Еще одним проявлением разделения властей стало развитие многопартийной системы. Важнейшим элементом политического либерализма является теория и практика правового государства. Основополагающая либеральная идея общественного устройства - руссоистская идея социального контракта, в который добровольно и сознательно вступают члены социальных групп в целях контроля и упорядочения риска, присущего любым отношениям между людьми, особенно в сфере обмена. Таким образом, освобождению личности сопутствовало увеличение договорных отношений. К числу важнейших компонентов либеральной идеологии относится идея гражданского общества, как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке и независимого от государства и политических институтов. В ходе своей эволюции в XVIII-XIX вв. обнаружились уязвимые места в тех пунктах либерального учения, которые не выдержали испытания временем и заставили либералов кинуться в поиски новой социально-политической платформы. В последней четверти XIX века данное направление получает название неолиберализма . От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства государства в экономику неолиберальные идеологи начинают переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономической сфере. Неолибералы пришли к выводу, что внутренние силы буржуазного общества не в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства "извне". Растет понимание опасности в том, что реализация доктрины естественного права, концепции ничем не ограниченной конкуренции и т.д. может привести к угрозе благосостояния большинства населения. В идеологии неолиберализма наиболее важными являются две взаимосвязанные группы отношений: между свободным рынком и государственным вмешательством и между индивидуумом и обществом. Особо сосредоточены они на второй группе отношений. Российские неолибералы в лице П.Новгородцева, И.Покровского, Влад.Гессена, Л.Петражицкого, Б.Кистяковского, С.Гессена гораздо раньше своих английских коллег выдвинули серьезную дополнительную аргументацию в пользу усиления социального начала в либерализме.
8) Либерализм - - учение и общественно-политическое течение, исходящее из принципа полной свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства; политическая ориентация, связанная с идеей правового государства, прав человека, парламентаризма , реформизма .
9) Либерализм - - в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав инвалида в пределах, ограниченных действие закона , понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей.
10) Либерализм - (от лат. "либералис" - свободный) - политическая идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.
11) Либерализм - ( лат. liberalis свободный) - 1) образ мышления и деятельности, характеризующийся независимостью по отношению к традициям , привычкам, способностью к активному самоопределению в мире; 2) совокупность, политических доктрин, политических и экономических программ, содержащих требования ликвидации принуждения по отношению к индивиду . Основной системообразующей идеей Л. является идея индивидуальной свободы, все остальные структурные элементы выполняют функции предпосылок и условий для наиболее адекватной самореализации индивида. Л. своими корнями уходит в античность с ее римским правом и греческим представлением о свободе. В эпоху Просвещения Л. основывается на доктрине общественного договора, идеях догосударственного "естественного" состояния человека, его "естественных правах". Либеральные идеи нашли выражение в политической философии Дж. Локка и правовой философии И. Канта, его доктрине правового государства и идее нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Л. в развитой форме возникает в Западной Европе в процессе становления гражданского общества и его институтов, рыночной экономики, формирования "среднего класса ". Л. как мировоззрение основывается на ценностях свободы от групповых, классовых, националистических и т.д. предрассудков, толерантности, гуманизма , индивидуализма , демократии, самоценности личности. Политические ценности Л.: признание прав человека, принцип разделения властей свобода конкуренции и выбора занятий. Экономические ценности Л.: отмена регламентации и ограничения личной инициативы со стороны государства, создание максимально свободных условий для частного предпринимательства. Л. как политическая идеология основывается на требованиях свободы личности, гражданских и политических прав индивида и ограничений сферы деятельности государства. Можно говорить о нескольких национальных моделях Л.: английской (Дж. Локк, И. Бентам, Дж. Ст. Милл и др.), в котором акцент делается на изучении таких тем, как защита и поощрение благодетельной роли частной собственности, обоснование неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей, отстаивание убеждения, что поступками индивида как частного собственника движут спонтанные импульсы и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной выгоды, способы активизации индивида; французском (Б. Констан, А. де Токвиль, П. Руайе-Коллар и др.), в рамках которого разрабатывается антифеодальная идеология, обосновываются идеи равенства всех перед законом, защищаются свободы индивида, к числу их относят личную независимость, самостоятельность, безопасность , право влиять па политические процессы; немецком (Ф. Дальман, Р. фон Моль, К. Роттек, К. Велькер, В. фон Гумбольд и др.), отличающемся разработкой различных моделей политико-юридического устройства. В русском Л. выделяются несколько направлений: христианский Л. (М. М. Сперанский); демократический Л. (А. П. Куницын, Т. Н. Грановский); консервативный Л. (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. Б. Струве); социальный Л . (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен). Русский Л. имеет следующие особенности: отсутствие прочной социальной поддержки в обществе, антидемократический характер, принцип монархизма , сильное и ярко выраженное консервативное начало и отсутствие в первоначальный период гражданских свобод в российском обществе. Представители русского Л., сохраняя основное ядро Л. западного, дополнили и развили его в трех основных направлениях: в интерпретации прав человека (правопритязание по отношению к государству); в понимании принципа равенства ( равенство исходного положения); в истолковании собственности. Так, в рамках русского Л. формулируется идея " права человека па достойное существование" (В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев и др.). Б.А. Кистяковский и С. И. Гессен выдвигают идею расширения прав человека, при котором либеральное правовое государство превращается в "социалистическое правовое государство ",сохраняющее все достижения Л. и являющееся наиболее полным раскрытием классической либеральной концепции человеческой свободы.
12) Либерализм - (от лат. liberaris - относящийся к свободе) - достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение, важнейшим концептом которого является идея индивидуальной свободы, автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству. Неотъемлемым правом человека является право частной собственности (Дж. Локк), обеспечиваемое, в том числе системой социально-политическоого плюрализма , т.е. такими условиями, при которых для всех проявляющихся в обществе интересов и устремлений создана возможность их организационно политического оформления. Экономическая свобода является базовым условием свободы личной и свободы политической. Функции принуждения (в том числе силового), используемые государством , должны быть сведены лишь к крайне необходимому минимуму. "Лучшее правительство - то, которое меньше всего управляет" (Т. Джефферсон). Гарантом против деспотии государства служит демократическая конституция . ЛИБЕРАЛИЗМ. Само понятие " либерализм " (от лат. liberalis - свободный) вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи таких разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескьё, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольдт, Т. Джеферсон, Дж. Мэдисон, Б. Констан, А. де Токвиль и др. В последующем эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Миллем, Т.Х. Грином и другими. С возникновением капитализма и по настоящее время либерализм является доминирующей политической культурой Запада . Либерализм - в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на организацию общественной жизни, построенной на признании незыблемости политических и экономических прав человека в пределах, ограниченных законом. Либерализм - в узком значении - идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм , обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов. Большинство таких партий объединены в Либеральный интернационал , созданный в 1947 г. Программным документом этого политического объединения является " Манифест либералов". В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. Идейно-нравственное и политическое ядро "классического" либерализма образовали следующие положения: 1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; 2) автономия индивидуальной воли; 3) сущностная рациональность и добродетель человека; 4) существование определённых неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность ); 5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью - защитить естественные права человека ; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом; 7) верховенство закона как инструмента социального контроля и "свобода в законе" как право и возможность "жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе..... и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека..." (Дж. Локк); 8) ограничение объёма и сфер деятельности государства; 9) защищённость (прежде всего от государственного вмешательства) частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона); 10) существование высших истин разума, доступных индивиду , которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией. Значительную роль сыграл либерализм в организации экономической жизни. В рамках либерализма были обоснованы положения о свободном индивидуальном и групповом предпринимательстве, свободном рынке и конкуренции как универсально значимых механизмах общественного прогресса . Основатели либерализма активно поддерживали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг "laissez faire" ("не мешайте действовать"), требовавший ликвидации регламентации экономической жизни. Это должно было привести к достижению всеобщего благосостояния и расцвету индивидуальной свободы. Либеральные идеи сыграли значительную роль в экономическом развитии в XIX в. Однако к концу века стало ясно, что свободный рынок оказался не настолько саморегулирующимся, как это предсказывал А. Смит и его единомышленники; конкуренция оказалась слабой; производители искусственно повышали или понижали цены на рынке; наблюдалась явная тенденция к образованию монополий; экономическая система породила самый низший класс (по К. Марксу - пауперизация общества); классовое положение определённым образом наследовалось (образование, продвижение по службе и прочее); возникли масштабные экономические кризисы . Особенно потряс экономические, а вместе с ними и политические устои западного общества глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933 гг.). Всё это привело к пересмотру ряда положений либерализма. Возникли новые идеи. В совокупности они составили новое направление - неолиберализм . Прежде всего, изменилось отношение к роли государства в экономических процессах. В число его функций неолибералы стали включать активную защиту свободы предпринимательства. Государство устанавливает антимонопольное законодательство , поддерживает малый бизнес , расширяет число собственников, разрабатывает общую стратегию экономического развития, развивает плюрализм форм собственности, социальную защиту граждан. Кроме этого, жёсткое распределение политических ролей управляющих и управляемых сменилось консенсусом всех политических сил как сущностной задачи политики. Либерализм стал идеологической основой западных демократий. П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника "Культурология" (авт. коллектив )
Либерализм

- мировоззрение , сочетающее в себе левые (минималистический гуманизм , индивидуализм , этнический и культурный эгалитаризм ) компоненты в области политики и правые ( рынок , приватизация , частная собственность , капитализм ) в области экономики. Правящая идеология атлантистского лагеря. Политическим выражением либерализма является либерал -де мократия .

(лат. "libartas", " свобода ") - экономико- политическая философия , считающая, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум , способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации участия государства в хозяйственной жизни граждан, считает, что Политическое, основанное на непрерывных традициях - в том числе традиционные институты управления, власти и т.д. - лишь ограничивает свободу человека. Либерализм противостоит социализму , полагая, что любое вмешательство в экономическую деятельность индивидуума противоположно принципу свободной конкуренции. По мнению либерального философа Филиппа Немо, "социальная справедливость глубоко аморальна".

— (лат. liberalis — свободный), идейное и общественно-политическое течение, возникшее в западноевропейских странах в XVII — VXIII вв. и провозгласившее принципы гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма — в философских концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787 г.) и Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) во Франции. В XIX — начале XX вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество , права и свободы личности, правовое государство , демократические политические институты , свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм ( неолиберализм ) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе с тем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержания нормальных условий конкуренции. В последние десятилетия происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии . Сегодня, когда при помощи либеральной революции начала 90-х годов власть в России захватили (а некоторые просто сменили вывеску на своём лбу) откровенные антинациональные силы, под либерализмом надо понимать систему взглядов, защищающую бандитов, мошенников, предателей, извращенцев от негативного отношения населения. Защищает свободы денежных мешков и свободы чиновников грабить и обманывать, игнорирует права человека труда защищать свои интересы . См. также: коренные нации , ксенофобия , меньшинство , оранжевая революция , пересмотр итогов приватизации , правые , продажа земли , рыночная экономика , свободная экономическая зона , скинхеды , социал-дарвинизм , эффективный менеджмент .

(от лат. liberalis - свободный) - одно из важных и распространенных идейных и социально-политических течении, для которого характерно отстаивание свободы личности, гуманизма и демократизма, рыночного хозяйства, свободы предпринимательства и конкуренции при минимальном вмешательстве государства, умеренного реформаторства, рационализма, терпимости, парламентаризма , индивидуализма , космополитизма , независимости по отношению к традициям и др. Хотя идеи Л. активно разрабатывались и значительно раньше, еще в XVII и XVHI вв., тем не менее лишь в 30-40-е гг. XIX столетия он выделился в особое, самостоятельное направление, получившее широкое распространение в XIX-XX вв., особенно в связи с появлением партий Л. Многие из них сегодня являются правящими или входят в состав коалиционных правительств. В 1947 г. большинство партий Л. образовали Либеральный Интернационал , принявший « Манифест либералов». Они имеют заметное представительство в Европарламенте . Для Л. характерно: признание самоценности личности и изначального равенства всех людей; отстаивание прав, свобод и ответственности граждан, народовластия, конституционализма , законности и правопорядка, разделения властей, понимание государства как органа, основанного на общем консенсусе с членами общества, ограниченного целями защиты изначальных прав человека и не вмешивающегося в частную жизнь. Л. неоднороден и прошел свою серьезную эволюцию от классического Л. к нео-Л. конца XIX-XX вв. Он продолжает эволюционировать и сегодня под влиянием научно- технологических, социально-политических и иных глобальных глубоких изменений в современном мире. На различных этапах серьезно менялось соотношение и взаимодействие Л., с одной стороны, с консерватизмом, а с другой, с социал-демократизмом. Наиболее видными представителями Л. в истории и современности являются: Локк, Монтескье, Кант, Джефферсон, А.Смит, Дидро, Бентам, Спенсер, Дж.С.Милль, С.М. Липсет, Поппер, Ф.Хайек, Х. Альберт и др. В 90-х гг. Л. получил заметное распространение в новой России, что нашло свое выражение и в создании ряда партий либерального толка. При этом важно, однако, иметь в виду, что иногда термин «либеральный» используется для прикрытия взглядов и позиций, ничего общего с действительным Л. не имеющих.

(от лат. liber – свободный) – идеология , сущность которой в стремлении к общественным реформам , направленным на освобождение личности и общества от разрушающих их, а не любых, ограничений, налагаемых религией, традицией, государством и т.д. Либерализм стремится предоставить человеческому уму полную свободу, требуя в связи с этим свободы совести и свободы слова, в области государственного устройства либерализм отстаивает конституционные порядки против власти чиновников, местное самоуправление против централизации, свободу личности против государственной опеки, отмену привилегий, участие народа в отправлении правосудия и т.д. В области экономической либерализм является противником стеснений свободы торговли и свободы труда .   

- (от латинского слова liberalis - свободный) по прямому смыслу - свободомыслие, вольнодумство; взятый же как совокупность взглядов представляет собой весьма разностороннюю идеологию частнособственнического общества, ставящую в центр внимания защиту естественных прав человека как собственника и свободу общества от вмешательства властей.Различают классический и современный либерализм ( неолиберализм ). Классический либерализм складывался и формировался в ходе борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма , когда знаменем нового восходящего класса были свобода и равенство ; свобода от всевластья монархов и догм средневековья; равенство естественных прав граждан, независимых собственников. Основоположниками либерализма являются английский философ Джон Локк (1632 - 1704) и шотландский экономист Адам Смит (1723 - 1790), сформулировавшие идейно-политическую платформу либерализма, опиравшуюся на теорию естественного права и общественного договора, подчеркивавшую особую значимость для прогресса общества и благополучия народа личных свобод граждан, частной собственности, разута и невмешательства государства в жизнь гражданское общества. Делая свои первые шаги в условиях рассвета, возвещенного европейским Просвещением после долгом ночи средневековья с его засильем религиозной мистики и инквизиции, классический либерализм выступал как общеевропейское явление, если не течение общественно-политической мысли, впитавшей в себя передовые идеи того времени, содержавшиеся в трудах не только Д.Локка и А.Смита, но также Томаса Гоббса (1588 - 1679), Шарля Монтескье (1689 - 1775), Вольтера (1694 - 1778) и многих других передовых мыслителей того времени.Выступая в качестве идеологии нового, идущего к господству класса нарождающейся буржуазии с ее гражданином - частным собственником, предпринимателем, классический либерализм был разносторонне обоснованным. Его общефилософской основой был рационализм, отметавший всякую мистику и мракобесие, его экономическим фундаментом выступала рыночная экономика , свободная от государственных пут и ограничений, его социальнополитической базой была теория естественного права и общестенного договора, противопоставленные религиозным мифам о божественном сотворении мира и неземном происхождении монархической государственной власти. Хотя разные стороны либерализма формировались и развивались в разное вpeмя и разными мыслителями, но часто утверждают, что либерализм заявлял о себе двумя одновременными событиями: появлением книги А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" в старом свете и победой американской революции в новом свете. Обе даты падают на 1778 г. Kак известно, А.Смит выступал против меркантилистов, считавших, что основой богатства любой страны является размер запасов золота и серебра в ее банках. А.Смит опроверг эту концепцию, доказав, что истинное богатство наций составляет количество товаров и услуг, производимых народом страны. А для обеспечения этого необходима полная свобода предпринимательства, устранение вмешательства правительства в развитие рыночной экономики, в рамках которой "невидимая рука" (расчет миллионов, стремящихся к обогащению) будет и стимулировать экономический рост, и регулировать экономику, исключая застой и хаос. В том же духе устранения государственного вмешательства в свободную жизнь общества выступал и отец американской демократии и американского либерализма Томас Джефферсон, считавший, что "лучшее правительство то, которое меньше всего управляет". Короче говоря, в центре либерализма была свобода, свобода человека и общества от всего сковывавшего отжившего, средневекового. Но, отвергая несвободу прошлого, либерализм утверждал свободу новой жизни, свободу человека, причем с самого начала речь шла не о свободном развитии абстрактной личности, абстрактного гражданина , а о свободе вполне определенного индивида - частного собственника, частного предпринимателя, о свободе его дела - частного предпринимательства, рыночной экономики. Либерализм как частнособственническая идеология , как защитник прав и свобод человека и общественного устройства в условиях рыночной экономим постоянно эволюционировал, приспособляясь к изменяющимся условиям. Одно дело идеология либерализма в условиях борьбы с феодализмом и самоутверждения в XVII - XVIII в. и другое дело идеология либерализма в обстановке утвердившегося частнособственнического строя в ряде стран Европы XIX в.: неоднократные экономические кризисы XIX столетия показали, что "невидимая рука" рыночной экономики - не панацея . Пришло время жертвовать какой-то частью исходных принципов. В 80-х гг. XIX в. англичанин Томас Гилл Грин пришел к выводу, что главное в либерализме - не невмешательство властей в рыночную экономику, а защита личности, ее свободы от любых несправедливостей в том числе и защита с помощью государства от несправедливостей экономической системы. Осуществляется крутой поворот: теперь либерализм уже готов (в противоположность либерализму А.Смита) согласиться на участие правительства в рыночной экономике в целях защиты свободы граждан, ограждения их от явных несправедливостей, для уравнения стартовых условий развития в разных сферах. Этот новый либерализм, либерализм XX в., или либерализм Вудро Вильсона, особенно ярко проявил свои новые черты в "Новом курсе " Франклина Д.Рузвельта, когда посредством самого решительного вмешательства государства в экономическую жизнь был остановлен развал частнособственнического строя страна была выведена из глубочайшего экономического кризиса. Соединение либерализма с элементами кейнсианства, регулируемой рыночной экономики, появление и усиление в нем социальных программ противопоставило неолиберализм консерватизму , ставшему защитником традиционных частнособственнических принципов хозяйствований, противником значительных социальных программ,- все это значительно изменило не только исходные принципы либерализма, но и его место в общественной жизни. Сегодня неолиберализм продолжает эволюционировать. Он не только прошел путь от Вудро Вильсона к Франклину Рузвельту, но и от Франклина Рузвельта с его программами до Джона Гэлбрейта, выступающего за расширение социальных программ, упрекающего консерваторов за их стремление "уклониться от ответственности за благосостояние бедных", ратующего за либеральную теорию "государства всеобщего благосостояния". Неудачи неолиберализма и приход к власти консерваторов - сначала Рональда Рейгана, а затем Джорджа Буша в США, Маргарет Тэтчер, а потом Джона Мейджора в Англии, Гельмута Коля в Германия, кaк и другие факторы подтверждают высказанную после войны мысль А.Шлезингера (старшего), что либералы и консерваторы - две фракции господствующего класса, которые подобно "маятнику" будут чередоваться у власти . Высказанная применительно к США, эта концепция подтверждается ныне в международном масштабе. Либерализм. Классический либерализм. В соответствии с высказыванием Фредерика Уоткинса из Йейла, 1776 г. может считаться "годом определения возраста идеологии", и не только из-за того, что в этот год произошла американская революция . В тот год шотландский экономист Адам Смит опубликовал свой труд "Богатство наций", обосновав в нем классическую теорию невмешательства в экономику. Истинное богатство наций, писал Смит, составляют не запасы золота и серебра, которыми они владеют, а количество товаров и услуг, производимых их народами. Опыт опровергал применявшееся ранее понятие , так называвшийся меркантилизм, в соответствии с которым богатство страны определялось наличием или отсутствием слитков золота или серебра в ее казне. Именно этой точке зрения следовала Испания, грабившая страны Нового мира, однако от этого ставшая еще беднее. Франция также со времен, по крайней мере, Людовика XIV следовала принципам политики меркантилизма и ставила экономику под контроль правительства, которое создавало планы, представляло право на монополию, субсидии, устанавливало пошлины и другие ограничения торговли. Смит утверждал, что этим путем невозможно обеспечить максимум экономического роста. Вмешательство правительства всегда сдерживает экономический рост. Если какой-либо одной компании предоставить монополию на производство определенной продукции, то исчезнет конкуренция , а вместе с ней и стремление к производству новой продукции и снижению цен: в экономике наступает застой. Если защищать интересы национальной промышленности путем установления высоких ввозных пошлин, такие меры надежно устранят иностранную конкуренцию, а у национальных производителей исчезнет побудительный мотив к производству продукции более высокого качества по более низким ценам. Устранив правительство от вмешательства в экономику, оставив экономику в покое (по-французски "невмешательство"), можно действительно добиться улучшения системы. А как же хаос, который воцарится с установлением свободной конкуренции, не контролируемой правительством? Не беспокойтесь, сказал Смит: рынок сам отрегулирует экономику. Деятельные производители будут процветать, а ленивые разорятся. Общество получит продукцию высшего качества по самым низким ценам. Спрос и предложение определяют цены лучше, чем государственные чиновники. В условиях рынка "невидимая рука" регулирует и подправляет экономику. Если спрос на какие-то изделия повышается, то изготовители начинают увеличивать производство данного товара или же другие производители начинают поставлять данное изделие. Кроме того, возможно сочетание всех трех способов. "Невидимая рука" - на самом деле просто расчет миллионов людей, преследующих собственные интересы обогащения, - производит необходимую экономическую корректировку. Идеология либерализма получила свое название от латинского слова "либер", что означает "свободный": род этим подразумевается, что общество должно быть свободным от вмешательства со стороны правительства. Как метко подметил Томас Джефферсон: "лучшее правительство то, которое меньше всего управляет". Американцы настолько привержены классическому либерализму, что это отношение можно сравнить с любовью утки плавать. Эта теория, кaк нельзя лучше, подошла к стране со свободным и энергичным народом, занимавшим достаточно большую территорию. Внеэкономические элементы теории тоже устраивали американское общество. Точно так же, как правительство не управляет экономическим развитием, оно не должно вмешиваться в дела религии, прессы или свободы слова. Но вы можете сказать: "То, что здесь называется либерализмом, на самом деле является консерватизмом. Это действительно так. В конце XIХ в. либерализм как идеология значительно видоизменился и раскололся на два течения - современный либерализм и то, что мы сейчас называем консерватизмом. Просто для того, чтобы придерживаться строгого соответствия терминологии, мы будем называть первоначальные воззрения AДАМА Смита "классическим либерализмом", чтобы отличать его теорию от современных понятий о либерализме. Современный либерализм. Так что же случилось с истинным либерализмом Адама Смита? В конце XIX в. стало ясно, что свободный рынок оказался не настолько саморегулирующимся, как это предсказывал Адам Смит. Конкуренция оказалась слабой. Производители искусственно повышали или понижали цены на рынке - о возможности подобного явления предупреждал, кстати, Адам Смит. Явно наблюдалась тенденция к образованию монополий. Экономическая система породила самый низкий класс, состоявший из самых нищих слоев населения. Классовое положение определенным образом наследовалось: дети из богатых семей получали лучшее образование и имели необходимые связи, помогавшие им продвинуться по службе. Но наихудшим злом были повторяющиеся экономические депрессии, от которых страдали беднейшие слои населения и рабочий класс . В целом, политика невмешательства приводила в обществе к негативным последствиям. В 1880-х гг. англичанин Томас Гилл Грин пересмотрел идеологию либерализма. Он отталкивался от того, что основной целью либерализма является построение свободного общества. Но что происходит, когда экономическое развитие страны не позволяет этого сделать? Сторонники классического либерализма уделяли много внимания соглашениям (соглашение между договаривающимися сторонами при отсутствии контроля со стороны правительства): если тебе не нравится соглашение, можешь его не заключать. Но что, если стороны не равны по своему положению, как это бывает с богатым работодателем и бедняком, который нигде не может найти работу. Имеет ли последний возможность свободного выбора: согласиться или не согласиться на работу с очень низкой оплатой? Классический либерализм заявлял: пусть все останется, как оно есть, в конце концов уровень зарплаты как-нибудь установится. Но как быть в том случае, если зарплата находится ниже прожиточного уровня? Грин считал, что здесь уже время правительству подключаться к решению проблемы. И в данном случае это будет не ущемление прав и свобод правительством, а наоборот, их защита. И вместо негативной тенденции "ограничения свобод" в данном случае присутствует позитивная тенденция их защиты и сохранения. Грин называл это "позитивной свободой". Правительство гарантировало свободу обеспечения определенного уровня жизни. Классический либерализм исключал участие правительства в рыночных отношениях; современный либерализм, наоборот, приветствует участие правительства в рыночной экономике для того, чтобы защитить людей от несправедливостей экономической системы. Современные либералы добились повышения заработной платы и снижения продолжительности рабочего дня, права организовывать различные союзы, выплаты пособия по безработице и медицинскому страхованию; кроме того, они сумели добиться равных для всех возможностей при поступлении в учебные заведения. При этом они хотели повысить налоги для состоятельных слоев населения, а не для рабочего класса. Этот либерализм можно назвать либерализмом США XX в., либерализмом Вудро Вильсона и Франклина Делано Рузвельта. Новая волна либерализма подчеркивает значение свободы слова и прессы.

(от лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку) - достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными стратегическими и тактическими установками. Сегодня не вызывает серьезных научных разногласий тезис о множественности проявлений либерализма для разных эпох ( традиционный и новый), стадий (ранний и поздний), регионов (западноевропейский и восточноевропейский), идеологий социальных слоев (дворянский, буржуазный) или различных течений (христианский, национальный или даже социалистический). Здесь можно отметить такую черту либерализма, как недостаточность систематизирующего принципа и доктринальной строгости. В политологической литературе имеется как минимум три основных подхода в изучении либерализма. Либерализм как идеологическое течение, представленное в различные периоды разными социальными силами, но приверженными все же к изначальным его канонам; во-вторых, как социально-политическое (организационно-политическое) движение; в-третьих, как совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную политику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни. Теоретические корни либерализма произрастают в идеологии восходящего класса буржуазии в XVII веке, т.е. когда буржуазия непосредственно выходит на историческую арену и заявляет свои права. Идея индивидуальной свободы как важнейший концепт либерализма нашла свое отражение в трудах Дж.Локка, во взглядах просветителей - Вольтера , Руссо, Монтескье, в идейных течениях французской революции, а также в учениях XIX в., отмеченном как "золотой век либерализма", - А.де Токвиля (Франция),Дж.С.Милля (Англия), В.Гумбольдта (Германия) и др. Автономия личности и ее первичность по отношению к обществу и государству являлась определяющей идеей для данного направления. Ранний либерализм дал трактовку человека как суверенной личности, которой нельзя навязать привнесенные извне или "сверху" правила. Ярким представителем либеральной демократии был англичанин Д.Локк (1632-1704), для которого важное значение имело обоснование частной собственности как неотъемлемого атрибута самого человека. "Основной целью вступления людей в общество , - пишет Локк, - является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью , а основным орудием и средством для этого служат законы , установленные в этом обществе". Теория разделения властей (Локк выделяет законодательную, исполнительную и федеративную) положило начало идеологии либерализма. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, ибо в противном случае носители такой власти приобретают интересы, становящиеся отличными от интересов всего общества и противоречащие целям общества и правления. Разделение властей служит гарантом гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти. Еще одним проявлением разделения властей стало развитие многопартийной системы. Важнейшим элементом политического либерализма является теория и практика правового государства. Основополагающая либеральная идея общественного устройства - руссоистская идея социального контракта, в который добровольно и сознательно вступают члены социальных групп в целях контроля и упорядочения риска, присущего любым отношениям между людьми, особенно в сфере обмена. Таким образом, освобождению личности сопутствовало увеличение договорных отношений. К числу важнейших компонентов либеральной идеологии относится идея гражданского общества, как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке и независимого от государства и политических институтов. В ходе своей эволюции в XVIII-XIX вв. обнаружились уязвимые места в тех пунктах либерального учения, которые не выдержали испытания временем и заставили либералов кинуться в поиски новой социально-политической платформы. В последней четверти XIX века данное направление получает название неолиберализма . От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства государства в экономику неолиберальные идеологи начинают переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономической сфере. Неолибералы пришли к выводу, что внутренние силы буржуазного общества не в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства "извне". Растет понимание опасности в том, что реализация доктрины естественного права, концепции ничем не ограниченной конкуренции и т.д. может привести к угрозе благосостояния большинства населения. В идеологии неолиберализма наиболее важными являются две взаимосвязанные группы отношений: между свободным рынком и государственным вмешательством и между индивидуумом и обществом. Особо сосредоточены они на второй группе отношений. Российские неолибералы в лице П.Новгородцева, И.Покровского, Влад.Гессена, Л.Петражицкого, Б.Кистяковского, С.Гессена гораздо раньше своих английских коллег выдвинули серьезную дополнительную аргументацию в пользу усиления социального начала в либерализме.

- учение и общественно-политическое течение, исходящее из принципа полной свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства; политическая ориентация, связанная с идеей правового государства, прав человека, парламентаризма , реформизма .

- в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав инвалида в пределах, ограниченных действие закона , понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей.

(от лат. "либералис" - свободный) - политическая идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.

( лат. liberalis свободный) - 1) образ мышления и деятельности, характеризующийся независимостью по отношению к традициям , привычкам, способностью к активному самоопределению в мире; 2) совокупность, политических доктрин, политических и экономических программ, содержащих требования ликвидации принуждения по отношению к индивиду . Основной системообразующей идеей Л. является идея индивидуальной свободы, все остальные структурные элементы выполняют функции предпосылок и условий для наиболее адекватной самореализации индивида. Л. своими корнями уходит в античность с ее римским правом и греческим представлением о свободе. В эпоху Просвещения Л. основывается на доктрине общественного договора, идеях догосударственного "естественного" состояния человека, его "естественных правах". Либеральные идеи нашли выражение в политической философии Дж. Локка и правовой философии И. Канта, его доктрине правового государства и идее нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Л. в развитой форме возникает в Западной Европе в процессе становления гражданского общества и его институтов, рыночной экономики, формирования "среднего класса ". Л. как мировоззрение основывается на ценностях свободы от групповых, классовых, националистических и т.д. предрассудков, толерантности, гуманизма , индивидуализма , демократии, самоценности личности. Политические ценности Л.: признание прав человека, принцип разделения властей свобода конкуренции и выбора занятий. Экономические ценности Л.: отмена регламентации и ограничения личной инициативы со стороны государства, создание максимально свободных условий для частного предпринимательства. Л. как политическая идеология основывается на требованиях свободы личности, гражданских и политических прав индивида и ограничений сферы деятельности государства. Можно говорить о нескольких национальных моделях Л.: английской (Дж. Локк, И. Бентам, Дж. Ст. Милл и др.), в котором акцент делается на изучении таких тем, как защита и поощрение благодетельной роли частной собственности, обоснование неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей, отстаивание убеждения, что поступками индивида как частного собственника движут спонтанные импульсы и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной выгоды, способы активизации индивида; французском (Б. Констан, А. де Токвиль, П. Руайе-Коллар и др.), в рамках которого разрабатывается антифеодальная идеология, обосновываются идеи равенства всех перед законом, защищаются свободы индивида, к числу их относят личную независимость, самостоятельность, безопасность , право влиять па политические процессы; немецком (Ф. Дальман, Р. фон Моль, К. Роттек, К. Велькер, В. фон Гумбольд и др.), отличающемся разработкой различных моделей политико-юридического устройства. В русском Л. выделяются несколько направлений: христианский Л. (М. М. Сперанский); демократический Л. (А. П. Куницын, Т. Н. Грановский); консервативный Л. (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. Б. Струве); социальный Л . (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен). Русский Л. имеет следующие особенности: отсутствие прочной социальной поддержки в обществе, антидемократический характер, принцип монархизма , сильное и ярко выраженное консервативное начало и отсутствие в первоначальный период гражданских свобод в российском обществе. Представители русского Л., сохраняя основное ядро Л. западного, дополнили и развили его в трех основных направлениях: в интерпретации прав человека (правопритязание по отношению к государству); в понимании принципа равенства ( равенство исходного положения); в истолковании собственности. Так, в рамках русского Л. формулируется идея " права человека па достойное существование" (В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев и др.). Б.А. Кистяковский и С. И. Гессен выдвигают идею расширения прав человека, при котором либеральное правовое государство превращается в "социалистическое правовое государство ",сохраняющее все достижения Л. и являющееся наиболее полным раскрытием классической либеральной концепции человеческой свободы.

(от лат. liberaris - относящийся к свободе) - достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение, важнейшим концептом которого является идея индивидуальной свободы, автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству. Неотъемлемым правом человека является право частной собственности (Дж. Локк), обеспечиваемое, в том числе системой социально-политическоого плюрализма , т.е. такими условиями, при которых для всех проявляющихся в обществе интересов и устремлений создана возможность их организационно политического оформления. Экономическая свобода является базовым условием свободы личной и свободы политической. Функции принуждения (в том числе силового), используемые государством , должны быть сведены лишь к крайне необходимому минимуму. "Лучшее правительство - то, которое меньше всего управляет" (Т. Джефферсон). Гарантом против деспотии государства служит демократическая конституция . ЛИБЕРАЛИЗМ. Само понятие " либерализм " (от лат. liberalis - свободный) вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи таких разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескьё, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольдт, Т. Джеферсон, Дж. Мэдисон, Б. Констан, А. де Токвиль и др. В последующем эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Миллем, Т.Х. Грином и другими. С возникновением капитализма и по настоящее время либерализм является доминирующей политической культурой Запада . Либерализм - в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на организацию общественной жизни, построенной на признании незыблемости политических и экономических прав человека в пределах, ограниченных законом. Либерализм - в узком значении - идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм , обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов. Большинство таких партий объединены в Либеральный интернационал , созданный в 1947 г. Программным документом этого политического объединения является " Манифест либералов". В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. Идейно-нравственное и политическое ядро "классического" либерализма образовали следующие положения: 1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; 2) автономия индивидуальной воли; 3) сущностная рациональность и добродетель человека; 4) существование определённых неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность ); 5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью - защитить естественные права человека ; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом; 7) верховенство закона как инструмента социального контроля и "свобода в законе" как право и возможность "жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе..... и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека..." (Дж. Локк); 8) ограничение объёма и сфер деятельности государства; 9) защищённость (прежде всего от государственного вмешательства) частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона); 10) существование высших истин разума, доступных индивиду , которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией. Значительную роль сыграл либерализм в организации экономической жизни. В рамках либерализма были обоснованы положения о свободном индивидуальном и групповом предпринимательстве, свободном рынке и конкуренции как универсально значимых механизмах общественного прогресса . Основатели либерализма активно поддерживали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг "laissez faire" ("не мешайте действовать"), требовавший ликвидации регламентации экономической жизни. Это должно было привести к достижению всеобщего благосостояния и расцвету индивидуальной свободы. Либеральные идеи сыграли значительную роль в экономическом развитии в XIX в. Однако к концу века стало ясно, что свободный рынок оказался не настолько саморегулирующимся, как это предсказывал А. Смит и его единомышленники; конкуренция оказалась слабой; производители искусственно повышали или понижали цены на рынке; наблюдалась явная тенденция к образованию монополий; экономическая система породила самый низший класс (по К. Марксу - пауперизация общества); классовое положение определённым образом наследовалось (образование, продвижение по службе и прочее); возникли масштабные экономические кризисы . Особенно потряс экономические, а вместе с ними и политические устои западного общества глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933 гг.). Всё это привело к пересмотру ряда положений либерализма. Возникли новые идеи. В совокупности они составили новое направление - неолиберализм . Прежде всего, изменилось отношение к роли государства в экономических процессах. В число его функций неолибералы стали включать активную защиту свободы предпринимательства. Государство устанавливает антимонопольное законодательство , поддерживает малый бизнес , расширяет число собственников, разрабатывает общую стратегию экономического развития, развивает плюрализм форм собственности, социальную защиту граждан. Кроме этого, жёсткое распределение политических ролей управляющих и управляемых сменилось консенсусом всех политических сил как сущностной задачи политики. Либерализм стал идеологической основой западных демократий. П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника "Культурология" (авт. коллектив )

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных ...
Юрисконсульт - Постоянный консультант при учреждении или предприятии по правовым ...
Юстиция - Правосудие; судебное ведомство, система судебных учреждении. ...
Ярлык - — слово или характеристика, употребляемая с целью дискредитировать ...
Якобинство - в широком политическом смысле радикальное революционное течение, ...
Аэрократия - греч. " власть посредством воздуха". Силовой компонент ...
Автократия - (греческое "autoz" "сам" и "kratoz" " ...
Актуальное - (латинское "actu", "действие") дословно, "действительное", "наличествующее". ...
Анархизм - от греческого "a", "an" "отрицание", "не" ...
Аполитея - от греческого "a" частица отрицания, и ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки:



загрузка...