Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Легитимность? Значение и толкование слова legitimnost, определение термина


1) Легитимность - (от лат. legitimus - законный) - признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их поведения, политики и практической деятельности. Л. - основа демократической власти и политики, источник их авторитета и уважения, добровольного подчинения им, важнейшее основание для принятия и изменения политических решений, их практического проведения в жизнь. Так, политическая власть , не получившая своего одобрения, признания на референдуме , выборах или иным нормативным путем, не может обладать Л., а следовательно, может не признаваться обществом, той или иной его частью, потерять уважение и авторитет, а в конечном счете оказывается обреченной. Большое внимание проблеме Л. уделил М. Вебер, который выделил три ее вида и соответственно три вида власти: 1) традиционный - основанный на традициях , обычаях и т.д.; 2) харизматический - эмоционально-волевой; и 3) рациональный, базирующийся на установленном законодательством , рационально обоснованном порядке. Первым двум соответствует личный вид власти, а третьему - государственный. Понятие «Л.» тесно связано с категорией « легальность », но не тождественно ей: они могут совпадать в лице одной и той же власти, а могут и не совпадать. Первое, в отличие от второго, не обязательно связано с юридическим оформлением конституционности, законности данной власти. Конституция , закон может закреплять и такую иррациональную власть , которая весьма далека от одобрения, признания со стороны общества (напр., диктатура тирана ). Более того, такая власть может, как показывает опыт фашизма , сталинщины и др., добиться даже внешнего, формального одобрения большинством общества массовых репрессий. Процесс, процедура признания Л. власти называется ее легитимизацией, а потеря ею Л. - делегитимизацией. Проблеме Л. особенно много внимания, помимо Вебера, уделили Т.Парсонс, Ю.Хабермас и др.
2) Легитимность - (от лат. legitimus - законный) - состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой.
3) Легитимность - - признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством .
4) Легитимность - (от лат. "легитимус" - законный) - законность политической власти, ее общественное признание, одобрение большинством населения и согласие подчиняться власти.
5) Легитимность - ( лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) - определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом . История понятия "Л." восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением . Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. В научный обиход термин "Л." ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как "законность", что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем. Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус , обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении - это "степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки". Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л. Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности. Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института . В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.). Демократическая Л. - это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм - мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа , так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма . Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои "извращения", когда к власти приходит "компетентная, элита , культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство". Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.). Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения. Онтологическая Л. - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия "тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять". В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти: 1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности ; 2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения ; источник легитимности - специфические политические структуры; 3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя. Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера ; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др. Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.
6) Легитимность - - убеждение в том (прежде всего моральное), что принятый политический порядок справедлив и законен. Легитимная власть - власть, опирающаяся на подобные убеждения большинства населения (см.: легальность ). ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus - законный), признание об-вом и осн. политическими силами правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов её деятельности, а также способов её становления (наследования, избрания или захвата). Согласно М. Веберу различают три модели Л., т.е. основания, способствующие наделению правителей авторитетом. (1) Традиционная Л. основана на обычаях, силе и верности традициям , сложившимся в данном об-ве. (2) Харизматическая Л. характеризуется преданностью населения политическому лидеру , правителю в силу его "богоизбранности" и необыкновенных способностей. (3) Легально-рациональная Л. обеспечивается признанием авторитета руководителя и вообще должностных лиц, если их действия соответствуют надлежащим правилам и осуществляются при соблюдении установленных формально-рациональных (бюрократических) процедур. Именно такие действия властей воспринимаются как беспристрастные и справедливые. Л. власти обеспечивается на трёх уровнях: (1) на идеологическом, основанном на степени соответствия действий власти определенной идеологии; (2) на структурном, к-рый характеризует устойчивость и надёжность социально-политической системы, а также способов и механизмов формирования её основных ин-тов; (3) на персоналистском, связанным с одобрением населением деятельности конкретного властвующего лица. Л., понимаемая в широком смысле (Ю. Хабермас), означает, что все социальные системы (ин-ты и люди, их олицетворяющие) должны обладать определенным признанием со стороны большинства населения. Такое признание, что примечательно, напрямую связано с политической инертностью граждан ("молчание - знак согласия"). Однако, то или иное, но неизбежное и систематическое вмешательство государственных структур в частную жизнь граждан подрывает это признание, разрушает былую инертность, порождая, т. обр., потенциальный кризис Л. В совр. социологии и политологии принято различать Л. власти, понимаемую как её одобрение со стороны большинства населения, и легальность власти, означающую её формальную законность. Такое различение, очевидно, правомерно, поскольку совр. (и не только) политическая и социальная практика показывают, что не всякая формально законная власть имеет необходимое одобрение со стороны об-ва и наоборот, - не всякая одобряемая власть законна. А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии.
Легитимность

(от лат. legitimus - законный) - признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их поведения, политики и практической деятельности. Л. - основа демократической власти и политики, источник их авторитета и уважения, добровольного подчинения им, важнейшее основание для принятия и изменения политических решений, их практического проведения в жизнь. Так, политическая власть , не получившая своего одобрения, признания на референдуме , выборах или иным нормативным путем, не может обладать Л., а следовательно, может не признаваться обществом, той или иной его частью, потерять уважение и авторитет, а в конечном счете оказывается обреченной. Большое внимание проблеме Л. уделил М. Вебер, который выделил три ее вида и соответственно три вида власти: 1) традиционный - основанный на традициях , обычаях и т.д.; 2) харизматический - эмоционально-волевой; и 3) рациональный, базирующийся на установленном законодательством , рационально обоснованном порядке. Первым двум соответствует личный вид власти, а третьему - государственный. Понятие «Л.» тесно связано с категорией « легальность », но не тождественно ей: они могут совпадать в лице одной и той же власти, а могут и не совпадать. Первое, в отличие от второго, не обязательно связано с юридическим оформлением конституционности, законности данной власти. Конституция , закон может закреплять и такую иррациональную власть , которая весьма далека от одобрения, признания со стороны общества (напр., диктатура тирана ). Более того, такая власть может, как показывает опыт фашизма , сталинщины и др., добиться даже внешнего, формального одобрения большинством общества массовых репрессий. Процесс, процедура признания Л. власти называется ее легитимизацией, а потеря ею Л. - делегитимизацией. Проблеме Л. особенно много внимания, помимо Вебера, уделили Т.Парсонс, Ю.Хабермас и др.

(от лат. legitimus - законный) - состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой.

- признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством .

(от лат. "легитимус" - законный) - законность политической власти, ее общественное признание, одобрение большинством населения и согласие подчиняться власти.

( лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) - определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом . История понятия "Л." восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением . Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. В научный обиход термин "Л." ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как "законность", что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем. Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус , обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении - это "степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки". Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л. Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности. Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института . В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.). Демократическая Л. - это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм - мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа , так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма . Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои "извращения", когда к власти приходит "компетентная, элита , культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство". Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.). Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения. Онтологическая Л. - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия "тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять". В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти: 1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности ; 2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения ; источник легитимности - специфические политические структуры; 3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя. Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера ; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др. Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

- убеждение в том (прежде всего моральное), что принятый политический порядок справедлив и законен. Легитимная власть - власть, опирающаяся на подобные убеждения большинства населения (см.: легальность ). ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus - законный), признание об-вом и осн. политическими силами правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов её деятельности, а также способов её становления (наследования, избрания или захвата). Согласно М. Веберу различают три модели Л., т.е. основания, способствующие наделению правителей авторитетом. (1) Традиционная Л. основана на обычаях, силе и верности традициям , сложившимся в данном об-ве. (2) Харизматическая Л. характеризуется преданностью населения политическому лидеру , правителю в силу его "богоизбранности" и необыкновенных способностей. (3) Легально-рациональная Л. обеспечивается признанием авторитета руководителя и вообще должностных лиц, если их действия соответствуют надлежащим правилам и осуществляются при соблюдении установленных формально-рациональных (бюрократических) процедур. Именно такие действия властей воспринимаются как беспристрастные и справедливые. Л. власти обеспечивается на трёх уровнях: (1) на идеологическом, основанном на степени соответствия действий власти определенной идеологии; (2) на структурном, к-рый характеризует устойчивость и надёжность социально-политической системы, а также способов и механизмов формирования её основных ин-тов; (3) на персоналистском, связанным с одобрением населением деятельности конкретного властвующего лица. Л., понимаемая в широком смысле (Ю. Хабермас), означает, что все социальные системы (ин-ты и люди, их олицетворяющие) должны обладать определенным признанием со стороны большинства населения. Такое признание, что примечательно, напрямую связано с политической инертностью граждан ("молчание - знак согласия"). Однако, то или иное, но неизбежное и систематическое вмешательство государственных структур в частную жизнь граждан подрывает это признание, разрушает былую инертность, порождая, т. обр., потенциальный кризис Л. В совр. социологии и политологии принято различать Л. власти, понимаемую как её одобрение со стороны большинства населения, и легальность власти, означающую её формальную законность. Такое различение, очевидно, правомерно, поскольку совр. (и не только) политическая и социальная практика показывают, что не всякая формально законная власть имеет необходимое одобрение со стороны об-ва и наоборот, - не всякая одобряемая власть законна. А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных ...
Юрисконсульт - Постоянный консультант при учреждении или предприятии по правовым ...
Юстиция - Правосудие; судебное ведомство, система судебных учреждении. ...
Ярлык - — слово или характеристика, употребляемая с целью дискредитировать ...
Якобинство - в широком политическом смысле радикальное революционное течение, ...
Аэрократия - греч. " власть посредством воздуха". Силовой компонент ...
Автократия - (греческое "autoz" "сам" и "kratoz" " ...
Актуальное - (латинское "actu", "действие") дословно, "действительное", "наличествующее". ...
Анархизм - от греческого "a", "an" "отрицание", "не" ...
Аполитея - от греческого "a" частица отрицания, и ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки:



загрузка...