Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Демократия? Значение и толкование слова demokratija, определение термина


1) Демократия - (греческое "demoz", " народ " и "kratoz", " власть ") - форма политического устройства, основанная на принципе коллективного принятия политических решений всем обществом . Противоположна автократии, аристократии и олигархии. Древнегреческая модель демократии и демократия военно-племенных союзов древних была "прямой", т.е. не представительской, а общинной, совещательной, "вечевой". Современная демократия стала складываться в Англии, позже Франции и далее в Европе в Новое время. Современная демократия была непрямой, но представительской. Принцип современной европейской демократии состоит в разделении властей, в полной подотчетности властей перед различными инстанциями, призванными представлять народ в целом. Демократия может сочетаться с либерализмом ( либерал -демократия, "правая демократия") или с социализмом ( социал-демократия , "левая демократия").
2) Демократия - — (греч. demos — народ , kratos — власть ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая защищённость их прав и свобод, верховенство закона , разделение властей , выборность главы государства и представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократии. Современные демократические институты — продукт длительного исторического развития. Демократия возникла вместе с государством . Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия) . Сам термин «демократия» имеет несколько основных аспектов, а именно — источник власти, форма устройства организации, идеал общественного устройства и мировоззрение , а также социальное и политическое движение. Однако в современных условиях под демократией, как это обычно бывает, подразумевается нечто совершенно иное. От термина осталось только благозвучие. Демократия — власть от имени народа, присвоенная мошеннически или силой кучкой продажных чиновников в содружестве с олигархией и выражающая интересы последних. Демократия бывает развитой, развивающейся и диктатурой демократического правительства . Поэтому в современном мире истинно демократических государств нет, хотя каждое мало-мальски цивилизованное государственное образование стремится обозвать себя именно «демократией». Однако надо помнить, что истинная демократия, как власть народа (или его лучших представителей, выдвинутых представительным большинством), существовала только в древнегреческих государствах-полисах и в древнерусских республиках (новгородской и псковской). Называть что-то иное «демократией», значит сознательно или неосознанно заниматься подлогом, обманом и манипуляцией общественным мнением. Для классификации понятия «демократия» в аспекте формы устройства организации, можно привести основные позиции, по которым производится классификация : 1. Признание и выражение суверенитета , верховной власти народа, что в свою очередь разделяет демократию на социально-ограниченную (т. е. такую, в которой народ ограничивается определёнными классовыми, этническими или демографическими рамками) и всеобщую (т. е. такую, где где у всего взрослого населения страны имеются равные политические права). 2. Периодическая выборность основных органов государства, что влечёт разделение демократий на республики (власть осуществляется делегированными для этого людьми, выбираемыми на определённый период времени) и монархии (власть осуществляется представителями одного семейства, клана , рода). 3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством, что предполагает разделение на политическую демократию (предполагающую формальное, чисто юридическое равенство) и социальную демократию (которая основывается на фактическом равенстве, которое предполагает наличие одинаковых социальных возможностей для реализации политических прав). 4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству, что классифицирует демократию на деспотическую (подчинение меньшинства большинству не имеет границ и распространяется на любые стороны жизнедеятельности человека), тоталитарную (власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля) и конституционную (ставит власть большинства над меньшинством в определённые рамки, ограничивает её полномочия и функции при помощи конституции и разделения властей). В современном политическом дискурсе понятие «демократия» является произвольно трактуемым и используется в качестве инструмента для манипуляции общественным мнением и дипломатического шантажа. См. также: административная реформа , вертикаль власти , выборные технологии , выборы , гражданское общество , диктатура , диктатура демократии , Запад , коренные нации , ксенофобия , мажоритарная система , Международный Валютный Фонд , международный терроризм , меньшинство, общечеловеческие ценности , олигархия , парламент , пересмотр итогов приватизации , перестройка , политические технологии , право выбора , правозащитник, прогрессивное человечество , развивающаяся демократия , развитая демократия , референдум , реформа школьного образования , россияне , рыночная экономика , самоуправление , свобода слова , свободная экономическая зона , система сдержек и противовесов , социал-дарвинизм , терроризм , толерантность , тоталитаризм , шоковая терапия , экстремизм , электорат , этнические чистки .
3) Демократия - (от греч. demos - народ и kratos - власть ) - власть народа, народовластие, т.е. политическая форма, прежде всего форма государства , его политический режим , при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти. Д. может проявляться как в государственных, так и в негосударственных, общественно-политических организационных формах (внутрипартийная Д., производственная Д. и др.), хотя наиболее распространено ее понимание как государственной формы, формы политического режима в противоположность антидемократическим авторитаризму , тоталитаризму , диктатуре, деспотизму , фашизму и тд. Важнейшими признаками Д. являются: гарантированное соблюдение прав и свобод человека и гражданина , включая свободы слова, собраний, организаций; социально-политический плюрализм ; гласность ; выборность вышестоящих органов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании и их подотчетность народным массам; решение вопросов большинством голосов при внимательном учете позиции меньшинства и тд. По форме, способу своего осуществления Д. разделяется на непосредственную, когда сам народ без посредников выносит то или иное решение ( референдум , прямое голосование , всенародное обсуждение и др.), и представительную, когда решение принимается через депутатов или иных народных представителей, Д. - важнейшее и универсальное политическое условие и средство оптимизации организации, функционирования и совершенствования общества и государства, свободного развития личности.
4) Демократия - –    государственное устройство при котором: 1) власть принадлежит народу или интересы народа стоят на первом плане 2) общество структурировано и разные слои общества объединены в классы , ведущие политическую борьбу за власть или за реформы в свою пользу. Центральным моментом, определяющим понятие демократии является участие каждого свободного гражданина в управлении. В 18 века наиболее последовательным выразителем идей демократии был Ж. Ж. Руссо, который видел твердую основу  государственного строя в полном равенстве всех граждан. Впервые демократические стремления осуществились в Северной Америке. Английские колонии в Северной Америке с самого начала своего существования управлялись демократически. Свергнув владычество Англии, они явились первым образцом большой демократической республики. В Европе осуществление демократических стремлений было начато французской революцией. В демократической республике народ осуществляет свою власть посредством избрания членов верховного законодательного корпуса, парламента , или одной его палат, законодательному корпусу принадлежит, в той или иной мере, контроль над деятельностью исполнительной власти.   
5) Демократия - (от греческого demos - народ и kratos - власть ) - дословно власть народа или такой тип общественной власти, который обеспечивает выражение и реализацию интересов и воли народных масс. Со времени Английской и Французской революций демократия - это также форма правления , предполагающая равноправное участие всех граждан в управлении делами государства и общества. Есть основания утверждать, что демократия и товарно-денежный обмен являются великими открытиями человечества, которым в общественной жизни в той же мере, в какой приручению огня и изобретению колеса в материальном производстве, суждено было стать могучими орудиями прогресса цивилизации. Демократия - одно из важнейших завоеваний человечества, ибо она представляет собой выработанный и обогащенный в ходе всемирной истории весьма эффективный способ решения жизненных вопросов той или иной общности людей, при этом все члены этой общности обладают возможностью равноправно решать эти вопросы, соблюдая принцип подчинения меньшинства большинству. Круг проявления демократии, ее принципов и норм весьма широк: это и практика всей общественной жизни, и демократизм государства, избирательной системы, демократия внутрипартийной жизни, производственная демократия, наконец, демократия в семье в школе и т. п. Исторически демократия как способ решения жизненных вопросов возникает вместе со становлением человека как мыслящего общественного существа. Проявляясь уже в древнем мире, в рамках родового строя, когда еще не существовало государства и связанной с ним политики и политической жизни, демократия в социально-дифференцированном, классовом обществе и при наличии государства обрела политический характер и подверглась в условиях противоборства антагонистических классов существенной трансформации. С развитием производства, ростом численности населения и возникновением крупных государств стало невозможным непосредственное участие всех членов общества в решении жизненно важных вопросов, что породило наряду с непосредственной и опосредованную - представительную - демократию. Усложнение общественных функций привело к разделению общества на "управляющих" и "управляемых", а реальная возможность каждого решать общие вопросы со временем превратилась в демократическое право , однако его реализация оказалась зависимой от дополнительных условий, а потому стала менее реальной; наконец, классовые антагонизмы , проявившись в сфере демократии, превратили ее в институт , через посредство которого стали осуществляться интересы экономически господствующего класса , в силу чего сама демократия стала одной из форм государства, классового господства. Поэтому, когда речь едет о демократии как эффективном способе решения жизненно важных вопросов в той или иной общности людей, надо видеть разницу, и весьма существенную, между демократией в семье, в коллективе , где вовсе не подразумевается государственная структуpa и связанная с ней политика , и политической демократией в масштабах всего государства, всего современного общества. Хотя демократия как таковая имеет общепризнанные и общезначимые принципы и нормы (равноправие всех перед законом, право каждого участвовать в управлении делами государства и общества, выборность властей, подчинение меньшинства большинству и др.), все же следует разграничивать формальную и реальную, представительную и непосредственную демократию. Главное различие формальной и реальной демократии заключаемся в том, чьи интересы реализуются с помощью данной демократии. Если эта демократия заявляет, что она является народовластием, властью большинства, но фактически посредством присущих ей форм осуществляются интересы не большинства, а меньшинства, то налицо формальная, а не реальная демократия. Примером этого могут служить не только демократии многих государств античного мира - как известно, и римская и греческая демократии были демократиями, исключавшими из своей сферы большую часть населения - рабов, не признававшихся за граждан и не допускавшихся к участию в политической жизни (возможно, здесь лучше говорить об элитной демократии). В значительной мере формальными являются и многочисленные демократии в так называемых капиталистических и социалистических странах: если в первых демократия вовсе не является истинным народовластием, властью большинства, народа, ибо посредством этой демократии господствует имущее эксплуататорское меньшинство, то во вторых под маской демократических вывесок осуществляется господство другого эксплуататорского меньшинства - партийно-государственной номенклатуры. В связи с тем, что весь народ не может быть в правительстве, возникли формы непосредственной и представительной демократии. Главное различие непосредственной и опосредованной (представительной) демократии обусловлено тем, кто реализует власть: caw народ, сами массы или их представители, избранные или так или иначе выдвинутые народом, массами. На протяжении определенного времени считалось, что представительная демократия - единственно реальная форма демократизма в современных условиях, поскольку непосредственная демократия нереализуема. Высмеяв приписываемую социалистам наивную веру в то, что каждая кухарка может управлять государством , делая его тем самым демократическим, многие сегодняшние демократы, не переставая считать себя слугами народа, не верят в то, что вообще возможно истинное народовластие, поскольку при представительной демократии сам народ оказывается отчужденным от власти, "замещенным" своими представителями со всеми вытекающими отсюда опасностями и последствиями для истинного народовластия. В действительности истинное народовластие возможно, но для этого необходимо выполнить по меньшей мере следующее. Во-первых, пока существует государство и необходима представительная демократия, надо сделать так (посредством хорошо продуманной и законодательно оформленной избирательной системы), чтобы действительно сами граждане народ, его подавляющее большинство имели возможность выдвигать своих кандидатов и избирать своих депутатов, мэров, руководителей, президентов и т. п. Во-вторых, важно, чтобы законодательным путем была предусмотрена система постоянного контроля граждан, избирателей за своими выдвиженцами предусматривающая их постоянные встречи, определяющие мeру соответствия осуществляемой политики интересам избирателей, народа. В-третьих, до тех пор, пока сохраняется система представительной демократии, властные функции между народом и управляющей обществом властью должны быть распределены так, чтобы в руках народа всегда оставался "контрольный пакет", т.е. законодательно предусмотренная оперативная система народного волеизъявления, позволяющая быстро узнать мнение народа: за или против он осуществляемой политики, за или против сохранения у власти правительства, всех власть имущих. Именно, нежелание создавать такую, вполне реальную, юридически закрепленную систему, обеспечивающую истинное народовластие, и является причиной заявлений о невозможности истинного народовластия. Что такое демократия? Древние отвечали: строй, при котором власть в руках народа. Такой ответ уже не удовлетворял ни Аристотеля, ни даже Платона, поскольку они проводили черту между демократией, регулируемой законами, и демократией, лишенной таковых, при которой народ, т. е. большинство, находящееся под влиянием демагогов, обладало неограниченной властью. Современная демократия имеет другую природу, нежели демократия античная. Ей можно поставить в вину тиранию общественного мнения, неустойчивость правительства, и то, что называлось когда-то дворцовыми интригами. Но, по крайней мере ее не назовешь режимом беззакония. Суверенитет народа осуществляется здесь лишь в рамках, строго ограниченных конституцией. Не только размеры страны и количество граждан делают невозможным волеизъявление народа как единого целого, но и из современных представлений о свободе следует, что каждый имеет право высказать свое мнение, не подвергаясь опасности со стороны какой-нибудь группы, без нажима или угрозы со стороны существующей власти. Условия осуществления политических прав, в том числе формирования представительных органов или правительства, далеки от того, чтобы реформировать значение демократического режима . Серьезный предрассудок заставляет выделить сферу политики из так называемой социальной реальности или общественной системы. Между тем необходимо заметить, что независимо от того, ограничена власть или нет, отдалена она от тех, кто ее осуществляет, или нет, она оказывает влияние на весь комплекс общественных отношений и на сам образ общества. Считать, что общественная система раскрывается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также что политическая организация - это лишь элемент надстройки, созданной для подтверждения могущества обладателей средств производства, - значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принадлежности ко всему комплексу, управляемому политическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения интересов и мнений, условия для свободного объединения, информации, формулировки новых прав или, напротив, что они сталкиваются здесь с многочисленными барьерами, препятствующими любым изменениям существующего порядка. С другой стороны, верить под влиянием императивов современной науки, что данный общественный строй можно понять только при условии вычленения каждого предмета познания и четкого разграничения политики, экономики и юриспруденции, религии, этики, эстетики и науки, - значит отвергнуть первоначальный опыт, который один придает смысл различию видов деятельности, отношений и представлений в общественной жизни. Современная демократия немыслима, если в ней не признается политическая форма общества. Мы хотим сказать этим, что она предполагает воплощение человеческих контактов, отношений между людьми и миром и одновременно стремится утвердить целый ряд принципов, которые дают уверенность в законности отделения реального от воображаемого, справедливости от несправедливости, добра от зла, правды от лжи, допустимого от запретного. Если способ управления обществом освещает нам его конституцию (в широком смысле слова), это не значит, что общественные отношения сводятся в конечном счете к отношениям власти, скорее, это означает, что власть имеет символический характер, открывающийся по ту сторону ее могущества. При внимательном рассмотрении можно прийти к заключению, что современная демократия - единственный строй, при котором этот символический характер молчаливо признается. Повсюду, где власть принадлежит одному человеку, группе или касте (несмотря на отличие монархии старого режима от современного тоталитаризма ), принцип закона и принцип знания общественного порядка, а также мирового порядка сконцентрированы на одном полюсе. Современная же демократия, напротив, разрушив теолого-политическую формацию монархии старого режима, привела к изменениям, последствия которых многочисленны и существенны. Как только власть перестала олицетворяться с личностью правителя ("князя" Макиавелли), она стала впервые означать пустое пространство . Одновременно с этим общество перестало восприниматься как нечто материальное, как тело. Возникла новая политическая логика. Деятельность правительства и представительных органов периодически оспаривается на принципах состязательности. Такое осуществление общественного авторитета регулируется правилами соревнования, условия которого постоянно охраняются от нарушений. Это обусловливается существованием множества партий, призванных обобщать и оформлять в течения различные взгляды. Таким образом, противоборство обретает кoнcтитуционную форму. Одновременно с этим, устройство политической сцены, где сталкиваются различные действующие лица, влечет за собой разделение как составляющую часть единства общества. Иными словами, узаконивание чисто политического конфликта подразумевает узаконивание противоборства во всем обществе. Хотя образ общества и далек от того, чтобы его представляли единым. Отказ от предполагаемых естественных критериев социальных различий влечет за собой возникновение идей Народа, Нации, Государства как всеобщих понятий, к которым одинаково причастны все группы и индивидуумы. Тем не менее ни Народ, ни Нация не обладают трансцендентностью, которая некогда им приписывалась. Их определение остается предметом политического, исторического и социологического спора. Что касается самой власти, хотя она и основывается на всеобщем избирательном праве, это не означает, что ее суть сводится к результату случайного выбора в каждом отдельном случае и что она проецируется на общество; она продолжает оставаться тем полюсом, которому общество соответствует и благодаря которому оно демонстрирует свою сплоченность и преемственность во времени. В качестве пустого пространства власть подает признаки отклонения от общества по отношению к самой себе, т.е. отклонения между ее внутренним и внешним проявлениями: именно здесь раскрывается ее символический характер. С другой стороны, неспособность властей предержащих объединить в себе добродетели высшей мудрости и справедливости влечет за собой упрощение структуры власти, права и познания. Принцип автономии права и познания находит признание. Так же как осуществление власти рассматривается в своем временном воспроизводстве, право рассматривается в своем становлении (о чем свидетельствует история прав человека), причем мы никогда не можем убедиться, на чем оно зиждется: все вращается вокруг извечного спора о законности того, что было установлено и что должно быть установлено. Точно так же перед знанием открывается неопределенное пространство, ускользающее от любого определения истины. По рассмотрению выше изложенных преобразований можно прийти к следующему выводу: демократия - это область беспрецедентных экспериментов, где исчезают последние вехи уверенности. Такой вывод отнюдь не содержит апологетики релятивизму. Возникновение общественного пространства вследствие создания гражданского общества, свободного от непосредственного государственного контроля, есть гарантия того, что никто не является великим учителем или верховным судьей и что, по крайней мере в принципе, истина и справедливость всегда будут ставкой в борьбе.Безусловно, манипуляции общественным мнением со стороны тех, кто обладает могуществом, так же как конформизм большинства, профессионализация политиков, рост бюрократии, право которой на регламентацию основывается на разложении ранее существовавших связей личной зависимости, - все это ведет к краху логики демократии. Однако, стоит начать с признания ее плодотворности.
6) Демократия - - ( власть народа ) - форма политической власти, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса . Отличиями демократии от других форм государства являются: подчинение меньшинства большинству, равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод, выборность основных органов государственной власти, верховенство закона и др. Буржуазная демократия характеризуется явным противоречием между декларируемой "властью народа" и действительным господством эксплуататоров. Социалистическая демократия это противоречие устраняет, однако она требует общественной дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся.
7) Демократия - (греч.demos народ , kratos - власть ) - народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека. Классическое выражение Черчилля: "Демократия - самый худший из режимов за исключением всех остальных" находит выражение во многих современных интерпретациях понятия "демократия". Так, например, Ачинклосс отмечает: "Демократия - это система, которая доказала свою жизненность, поскольку она отражает ценность и равенство каждого индивидуума , так как обязывает правительства действовать ради пользы граждан и утверждает мирные методы устранения плохих правителей, перемен государственного курса ". Он выделяет три "составные части" или три иллюзии демократии. Первая состоит в том, что демократия способствует процветанию. Это зависит от многих условий конкретной страны и мира в целом. Поэтому категоричное утверждение этого тезиса нуждается в доказательстве. Демократия порождает стабильность. Если демократическая система утвердилась и нормально функционирует, то этот тезис верен. Но если демократия есть новое явление и процесс для страны, народа, то она может стать и дестабилизирующей силой. Наконец, демократия означает правление большинства. Этот тезис требует уточнения. Демократия означает уважение прав и интересов меньшинства. Она также требует некоторого набора институтов: независимая судебная система, гражданской контроль над армией, свободная пресса и др. Без этого человек останется в сильной зависимости от государства. Экономической основой демократии выступает рынок , позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей деятельности, свободным от диктата политической власти. На базе отношений собственности создается гражданское общество - непосредственное условие демократии, ее социальное начало, при котором юридический закон является основным регулятором общественной и индивидуальной жизни, обязательный для всех и выполняемый всеми. Путь демократизации - это процесс осознания и реализации на практике сути и принципов демократии, их ограниченного временем и пространством механизма действенности; свободной, компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво, законно, культурно добивающихся становления и развития демократических основ общественной и политической жизни общества и государства. Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию в отличие от всех иных режимов. Но демократические порядки создаются относительно долго, путем трудных, порой мучительных действий масс, руководимых лидерами. Р.Дарендорф вычленил ряд важных принципов, положений, свойственных демократическим преобразованиям: чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Цель демократии - обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере, на старте; демократия должная давать возможность править; легче изменить политический курс, чем систему; несоизмеримость масштабов экономических и политических реформ - одна из причин неустойчивости демократических институтов в переходный период. Только вторые, а, возможно, и третьи выборы покажут, прижились новые порядки или нет. В России только закладываются основы демократии. Многие преобразования лишь по форме напоминают демократические, но по содержанию не являются таковыми. Необходимо время, большие усилия масс, лидеров, чтобы демократия как наилучшая из форм политического и народного властвования заработала в России в полную меру, стала действенной. Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают демократии гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократию прямую, непосредственную и опосредованную, представительную. К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, а непосредственной - референдумы , всенародные обсуждения политических вопросов и другие.
8) Демократия - - политический режим , при котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия в общественной сфере.
9) Демократия - (от греч. demos - народ и ...кратия), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона , разделение властей , выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин " демократия " употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия).
10) Демократия - - форма государственного устройства , тип политического режима , основанного на признании принципов народовластия, законности, свободы и равенства граждан.
11) Демократия - - одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим , обычно связанный с республиканской формой государства. Д., демократизация и демократичность не одно и то же; демократия - эта характеристика режима , способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе , может быть не только республиканское, но и монархическое государство . Отсюда и общее наименование Д. Для государств разных политических форм правления, но со сходными режимами.
12) Демократия - (гр. demokratia demos народ + kratos власть ) - народовластие. Понятие Д. является одним из самых многозначных в теории политической науки. Под Д. понимается: 1) форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством . В этом значении понятие "Д." используется для характеристики типа государства, политической системы общества; 2) форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятие решений в них по принципу большинства. Исходя из этого значения Д., можно говорить о партийной, профсоюзной, производственной Д.; 3) идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения. К числу ценностей, формирующих демократический идеал, относятся свобода , равенство , уважение закона и прав человека, плюрализм , народный суверенитет , участие граждан в управлении и др.; 4) разновидность социальных движений, направленных на реализацию демократического идеала. Историческими формами Д. являются: родовая демократия , основанная на кровнородственных связях и общей собственности; военная демократия, общинная демократия и т.д. В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого властью, Д. разделяется на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, главенство прав, и социальную, основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении. Существуют различные теории Д. Основными из них являются плюралистическая, партисипаторная (или демократия участия ), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, социалистическая. Особый интерес представляет анализ современных демократических систем. Так, А. Лейпхарт различает "вестминстерскую модель демократии" и "консенсусную модель демократии". Суть первой модели - в реализация права большинства. На практике эта модель характеризуется: концентрацией исполнительной власти (однопартийный кабинет или "кабинет чистого большинства"); слиянием ветвей власти; асимметричной двухпалатностью парламента ; однотипными партиям ; плюралистичной избирательной системой; унитаристским и централизованным управлением; неписаной конституцией и суверенитетом парламент представительной демократией. Эта модель Д. существует в Великобритании, Новой Зеландии и т.д. Для консенсусной Д. характерно: разделение власти ; сбалансированная двухпалатное с представительством меньшинств многопартийность ; разнотипные партии; пропорциональное представительство; территориальный и иной федерализм и децентрализация ; писаный закон и право вето меньшинства, модель реализуется в Бельгии, Швейцарии и т.д. Большинство западных стран А. Лейпхарт относит к "промежуточным формам" вестминстерской и консенсусной моделей Д., для которых характерны и элементы непосредственной Д.
13) Демократия - - общественно- политическая система , предоставляющая гражданам право участвовать в принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы центральной и местной власти.
Демократия

(греческое "demoz", " народ " и "kratoz", " власть ") - форма политического устройства, основанная на принципе коллективного принятия политических решений всем обществом . Противоположна автократии, аристократии и олигархии. Древнегреческая модель демократии и демократия военно-племенных союзов древних была "прямой", т.е. не представительской, а общинной, совещательной, "вечевой". Современная демократия стала складываться в Англии, позже Франции и далее в Европе в Новое время. Современная демократия была непрямой, но представительской. Принцип современной европейской демократии состоит в разделении властей, в полной подотчетности властей перед различными инстанциями, призванными представлять народ в целом. Демократия может сочетаться с либерализмом ( либерал -демократия, "правая демократия") или с социализмом ( социал-демократия , "левая демократия").

— (греч. demos — народ , kratos — власть ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая защищённость их прав и свобод, верховенство закона , разделение властей , выборность главы государства и представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократии. Современные демократические институты — продукт длительного исторического развития. Демократия возникла вместе с государством . Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия) . Сам термин «демократия» имеет несколько основных аспектов, а именно — источник власти, форма устройства организации, идеал общественного устройства и мировоззрение , а также социальное и политическое движение. Однако в современных условиях под демократией, как это обычно бывает, подразумевается нечто совершенно иное. От термина осталось только благозвучие. Демократия — власть от имени народа, присвоенная мошеннически или силой кучкой продажных чиновников в содружестве с олигархией и выражающая интересы последних. Демократия бывает развитой, развивающейся и диктатурой демократического правительства . Поэтому в современном мире истинно демократических государств нет, хотя каждое мало-мальски цивилизованное государственное образование стремится обозвать себя именно «демократией». Однако надо помнить, что истинная демократия, как власть народа (или его лучших представителей, выдвинутых представительным большинством), существовала только в древнегреческих государствах-полисах и в древнерусских республиках (новгородской и псковской). Называть что-то иное «демократией», значит сознательно или неосознанно заниматься подлогом, обманом и манипуляцией общественным мнением. Для классификации понятия «демократия» в аспекте формы устройства организации, можно привести основные позиции, по которым производится классификация : 1. Признание и выражение суверенитета , верховной власти народа, что в свою очередь разделяет демократию на социально-ограниченную (т. е. такую, в которой народ ограничивается определёнными классовыми, этническими или демографическими рамками) и всеобщую (т. е. такую, где где у всего взрослого населения страны имеются равные политические права). 2. Периодическая выборность основных органов государства, что влечёт разделение демократий на республики (власть осуществляется делегированными для этого людьми, выбираемыми на определённый период времени) и монархии (власть осуществляется представителями одного семейства, клана , рода). 3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством, что предполагает разделение на политическую демократию (предполагающую формальное, чисто юридическое равенство) и социальную демократию (которая основывается на фактическом равенстве, которое предполагает наличие одинаковых социальных возможностей для реализации политических прав). 4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству, что классифицирует демократию на деспотическую (подчинение меньшинства большинству не имеет границ и распространяется на любые стороны жизнедеятельности человека), тоталитарную (власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля) и конституционную (ставит власть большинства над меньшинством в определённые рамки, ограничивает её полномочия и функции при помощи конституции и разделения властей). В современном политическом дискурсе понятие «демократия» является произвольно трактуемым и используется в качестве инструмента для манипуляции общественным мнением и дипломатического шантажа. См. также: административная реформа , вертикаль власти , выборные технологии , выборы , гражданское общество , диктатура , диктатура демократии , Запад , коренные нации , ксенофобия , мажоритарная система , Международный Валютный Фонд , международный терроризм , меньшинство, общечеловеческие ценности , олигархия , парламент , пересмотр итогов приватизации , перестройка , политические технологии , право выбора , правозащитник, прогрессивное человечество , развивающаяся демократия , развитая демократия , референдум , реформа школьного образования , россияне , рыночная экономика , самоуправление , свобода слова , свободная экономическая зона , система сдержек и противовесов , социал-дарвинизм , терроризм , толерантность , тоталитаризм , шоковая терапия , экстремизм , электорат , этнические чистки .

(от греч. demos - народ и kratos - власть ) - власть народа, народовластие, т.е. политическая форма, прежде всего форма государства , его политический режим , при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти. Д. может проявляться как в государственных, так и в негосударственных, общественно-политических организационных формах (внутрипартийная Д., производственная Д. и др.), хотя наиболее распространено ее понимание как государственной формы, формы политического режима в противоположность антидемократическим авторитаризму , тоталитаризму , диктатуре, деспотизму , фашизму и тд. Важнейшими признаками Д. являются: гарантированное соблюдение прав и свобод человека и гражданина , включая свободы слова, собраний, организаций; социально-политический плюрализм ; гласность ; выборность вышестоящих органов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании и их подотчетность народным массам; решение вопросов большинством голосов при внимательном учете позиции меньшинства и тд. По форме, способу своего осуществления Д. разделяется на непосредственную, когда сам народ без посредников выносит то или иное решение ( референдум , прямое голосование , всенародное обсуждение и др.), и представительную, когда решение принимается через депутатов или иных народных представителей, Д. - важнейшее и универсальное политическое условие и средство оптимизации организации, функционирования и совершенствования общества и государства, свободного развития личности.

–    государственное устройство при котором: 1) власть принадлежит народу или интересы народа стоят на первом плане 2) общество структурировано и разные слои общества объединены в классы , ведущие политическую борьбу за власть или за реформы в свою пользу. Центральным моментом, определяющим понятие демократии является участие каждого свободного гражданина в управлении. В 18 века наиболее последовательным выразителем идей демократии был Ж. Ж. Руссо, который видел твердую основу  государственного строя в полном равенстве всех граждан. Впервые демократические стремления осуществились в Северной Америке. Английские колонии в Северной Америке с самого начала своего существования управлялись демократически. Свергнув владычество Англии, они явились первым образцом большой демократической республики. В Европе осуществление демократических стремлений было начато французской революцией. В демократической республике народ осуществляет свою власть посредством избрания членов верховного законодательного корпуса, парламента , или одной его палат, законодательному корпусу принадлежит, в той или иной мере, контроль над деятельностью исполнительной власти.   

(от греческого demos - народ и kratos - власть ) - дословно власть народа или такой тип общественной власти, который обеспечивает выражение и реализацию интересов и воли народных масс. Со времени Английской и Французской революций демократия - это также форма правления , предполагающая равноправное участие всех граждан в управлении делами государства и общества. Есть основания утверждать, что демократия и товарно-денежный обмен являются великими открытиями человечества, которым в общественной жизни в той же мере, в какой приручению огня и изобретению колеса в материальном производстве, суждено было стать могучими орудиями прогресса цивилизации. Демократия - одно из важнейших завоеваний человечества, ибо она представляет собой выработанный и обогащенный в ходе всемирной истории весьма эффективный способ решения жизненных вопросов той или иной общности людей, при этом все члены этой общности обладают возможностью равноправно решать эти вопросы, соблюдая принцип подчинения меньшинства большинству. Круг проявления демократии, ее принципов и норм весьма широк: это и практика всей общественной жизни, и демократизм государства, избирательной системы, демократия внутрипартийной жизни, производственная демократия, наконец, демократия в семье в школе и т. п. Исторически демократия как способ решения жизненных вопросов возникает вместе со становлением человека как мыслящего общественного существа. Проявляясь уже в древнем мире, в рамках родового строя, когда еще не существовало государства и связанной с ним политики и политической жизни, демократия в социально-дифференцированном, классовом обществе и при наличии государства обрела политический характер и подверглась в условиях противоборства антагонистических классов существенной трансформации. С развитием производства, ростом численности населения и возникновением крупных государств стало невозможным непосредственное участие всех членов общества в решении жизненно важных вопросов, что породило наряду с непосредственной и опосредованную - представительную - демократию. Усложнение общественных функций привело к разделению общества на "управляющих" и "управляемых", а реальная возможность каждого решать общие вопросы со временем превратилась в демократическое право , однако его реализация оказалась зависимой от дополнительных условий, а потому стала менее реальной; наконец, классовые антагонизмы , проявившись в сфере демократии, превратили ее в институт , через посредство которого стали осуществляться интересы экономически господствующего класса , в силу чего сама демократия стала одной из форм государства, классового господства. Поэтому, когда речь едет о демократии как эффективном способе решения жизненно важных вопросов в той или иной общности людей, надо видеть разницу, и весьма существенную, между демократией в семье, в коллективе , где вовсе не подразумевается государственная структуpa и связанная с ней политика , и политической демократией в масштабах всего государства, всего современного общества. Хотя демократия как таковая имеет общепризнанные и общезначимые принципы и нормы (равноправие всех перед законом, право каждого участвовать в управлении делами государства и общества, выборность властей, подчинение меньшинства большинству и др.), все же следует разграничивать формальную и реальную, представительную и непосредственную демократию. Главное различие формальной и реальной демократии заключаемся в том, чьи интересы реализуются с помощью данной демократии. Если эта демократия заявляет, что она является народовластием, властью большинства, но фактически посредством присущих ей форм осуществляются интересы не большинства, а меньшинства, то налицо формальная, а не реальная демократия. Примером этого могут служить не только демократии многих государств античного мира - как известно, и римская и греческая демократии были демократиями, исключавшими из своей сферы большую часть населения - рабов, не признававшихся за граждан и не допускавшихся к участию в политической жизни (возможно, здесь лучше говорить об элитной демократии). В значительной мере формальными являются и многочисленные демократии в так называемых капиталистических и социалистических странах: если в первых демократия вовсе не является истинным народовластием, властью большинства, народа, ибо посредством этой демократии господствует имущее эксплуататорское меньшинство, то во вторых под маской демократических вывесок осуществляется господство другого эксплуататорского меньшинства - партийно-государственной номенклатуры. В связи с тем, что весь народ не может быть в правительстве, возникли формы непосредственной и представительной демократии. Главное различие непосредственной и опосредованной (представительной) демократии обусловлено тем, кто реализует власть: caw народ, сами массы или их представители, избранные или так или иначе выдвинутые народом, массами. На протяжении определенного времени считалось, что представительная демократия - единственно реальная форма демократизма в современных условиях, поскольку непосредственная демократия нереализуема. Высмеяв приписываемую социалистам наивную веру в то, что каждая кухарка может управлять государством , делая его тем самым демократическим, многие сегодняшние демократы, не переставая считать себя слугами народа, не верят в то, что вообще возможно истинное народовластие, поскольку при представительной демократии сам народ оказывается отчужденным от власти, "замещенным" своими представителями со всеми вытекающими отсюда опасностями и последствиями для истинного народовластия. В действительности истинное народовластие возможно, но для этого необходимо выполнить по меньшей мере следующее. Во-первых, пока существует государство и необходима представительная демократия, надо сделать так (посредством хорошо продуманной и законодательно оформленной избирательной системы), чтобы действительно сами граждане народ, его подавляющее большинство имели возможность выдвигать своих кандидатов и избирать своих депутатов, мэров, руководителей, президентов и т. п. Во-вторых, важно, чтобы законодательным путем была предусмотрена система постоянного контроля граждан, избирателей за своими выдвиженцами предусматривающая их постоянные встречи, определяющие мeру соответствия осуществляемой политики интересам избирателей, народа. В-третьих, до тех пор, пока сохраняется система представительной демократии, властные функции между народом и управляющей обществом властью должны быть распределены так, чтобы в руках народа всегда оставался "контрольный пакет", т.е. законодательно предусмотренная оперативная система народного волеизъявления, позволяющая быстро узнать мнение народа: за или против он осуществляемой политики, за или против сохранения у власти правительства, всех власть имущих. Именно, нежелание создавать такую, вполне реальную, юридически закрепленную систему, обеспечивающую истинное народовластие, и является причиной заявлений о невозможности истинного народовластия. Что такое демократия? Древние отвечали: строй, при котором власть в руках народа. Такой ответ уже не удовлетворял ни Аристотеля, ни даже Платона, поскольку они проводили черту между демократией, регулируемой законами, и демократией, лишенной таковых, при которой народ, т. е. большинство, находящееся под влиянием демагогов, обладало неограниченной властью. Современная демократия имеет другую природу, нежели демократия античная. Ей можно поставить в вину тиранию общественного мнения, неустойчивость правительства, и то, что называлось когда-то дворцовыми интригами. Но, по крайней мере ее не назовешь режимом беззакония. Суверенитет народа осуществляется здесь лишь в рамках, строго ограниченных конституцией. Не только размеры страны и количество граждан делают невозможным волеизъявление народа как единого целого, но и из современных представлений о свободе следует, что каждый имеет право высказать свое мнение, не подвергаясь опасности со стороны какой-нибудь группы, без нажима или угрозы со стороны существующей власти. Условия осуществления политических прав, в том числе формирования представительных органов или правительства, далеки от того, чтобы реформировать значение демократического режима . Серьезный предрассудок заставляет выделить сферу политики из так называемой социальной реальности или общественной системы. Между тем необходимо заметить, что независимо от того, ограничена власть или нет, отдалена она от тех, кто ее осуществляет, или нет, она оказывает влияние на весь комплекс общественных отношений и на сам образ общества. Считать, что общественная система раскрывается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также что политическая организация - это лишь элемент надстройки, созданной для подтверждения могущества обладателей средств производства, - значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принадлежности ко всему комплексу, управляемому политическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения интересов и мнений, условия для свободного объединения, информации, формулировки новых прав или, напротив, что они сталкиваются здесь с многочисленными барьерами, препятствующими любым изменениям существующего порядка. С другой стороны, верить под влиянием императивов современной науки, что данный общественный строй можно понять только при условии вычленения каждого предмета познания и четкого разграничения политики, экономики и юриспруденции, религии, этики, эстетики и науки, - значит отвергнуть первоначальный опыт, который один придает смысл различию видов деятельности, отношений и представлений в общественной жизни. Современная демократия немыслима, если в ней не признается политическая форма общества. Мы хотим сказать этим, что она предполагает воплощение человеческих контактов, отношений между людьми и миром и одновременно стремится утвердить целый ряд принципов, которые дают уверенность в законности отделения реального от воображаемого, справедливости от несправедливости, добра от зла, правды от лжи, допустимого от запретного. Если способ управления обществом освещает нам его конституцию (в широком смысле слова), это не значит, что общественные отношения сводятся в конечном счете к отношениям власти, скорее, это означает, что власть имеет символический характер, открывающийся по ту сторону ее могущества. При внимательном рассмотрении можно прийти к заключению, что современная демократия - единственный строй, при котором этот символический характер молчаливо признается. Повсюду, где власть принадлежит одному человеку, группе или касте (несмотря на отличие монархии старого режима от современного тоталитаризма ), принцип закона и принцип знания общественного порядка, а также мирового порядка сконцентрированы на одном полюсе. Современная же демократия, напротив, разрушив теолого-политическую формацию монархии старого режима, привела к изменениям, последствия которых многочисленны и существенны. Как только власть перестала олицетворяться с личностью правителя ("князя" Макиавелли), она стала впервые означать пустое пространство . Одновременно с этим общество перестало восприниматься как нечто материальное, как тело. Возникла новая политическая логика. Деятельность правительства и представительных органов периодически оспаривается на принципах состязательности. Такое осуществление общественного авторитета регулируется правилами соревнования, условия которого постоянно охраняются от нарушений. Это обусловливается существованием множества партий, призванных обобщать и оформлять в течения различные взгляды. Таким образом, противоборство обретает кoнcтитуционную форму. Одновременно с этим, устройство политической сцены, где сталкиваются различные действующие лица, влечет за собой разделение как составляющую часть единства общества. Иными словами, узаконивание чисто политического конфликта подразумевает узаконивание противоборства во всем обществе. Хотя образ общества и далек от того, чтобы его представляли единым. Отказ от предполагаемых естественных критериев социальных различий влечет за собой возникновение идей Народа, Нации, Государства как всеобщих понятий, к которым одинаково причастны все группы и индивидуумы. Тем не менее ни Народ, ни Нация не обладают трансцендентностью, которая некогда им приписывалась. Их определение остается предметом политического, исторического и социологического спора. Что касается самой власти, хотя она и основывается на всеобщем избирательном праве, это не означает, что ее суть сводится к результату случайного выбора в каждом отдельном случае и что она проецируется на общество; она продолжает оставаться тем полюсом, которому общество соответствует и благодаря которому оно демонстрирует свою сплоченность и преемственность во времени. В качестве пустого пространства власть подает признаки отклонения от общества по отношению к самой себе, т.е. отклонения между ее внутренним и внешним проявлениями: именно здесь раскрывается ее символический характер. С другой стороны, неспособность властей предержащих объединить в себе добродетели высшей мудрости и справедливости влечет за собой упрощение структуры власти, права и познания. Принцип автономии права и познания находит признание. Так же как осуществление власти рассматривается в своем временном воспроизводстве, право рассматривается в своем становлении (о чем свидетельствует история прав человека), причем мы никогда не можем убедиться, на чем оно зиждется: все вращается вокруг извечного спора о законности того, что было установлено и что должно быть установлено. Точно так же перед знанием открывается неопределенное пространство, ускользающее от любого определения истины. По рассмотрению выше изложенных преобразований можно прийти к следующему выводу: демократия - это область беспрецедентных экспериментов, где исчезают последние вехи уверенности. Такой вывод отнюдь не содержит апологетики релятивизму. Возникновение общественного пространства вследствие создания гражданского общества, свободного от непосредственного государственного контроля, есть гарантия того, что никто не является великим учителем или верховным судьей и что, по крайней мере в принципе, истина и справедливость всегда будут ставкой в борьбе.Безусловно, манипуляции общественным мнением со стороны тех, кто обладает могуществом, так же как конформизм большинства, профессионализация политиков, рост бюрократии, право которой на регламентацию основывается на разложении ранее существовавших связей личной зависимости, - все это ведет к краху логики демократии. Однако, стоит начать с признания ее плодотворности.

- ( власть народа ) - форма политической власти, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса . Отличиями демократии от других форм государства являются: подчинение меньшинства большинству, равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод, выборность основных органов государственной власти, верховенство закона и др. Буржуазная демократия характеризуется явным противоречием между декларируемой "властью народа" и действительным господством эксплуататоров. Социалистическая демократия это противоречие устраняет, однако она требует общественной дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся.

(греч.demos народ , kratos - власть ) - народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека. Классическое выражение Черчилля: "Демократия - самый худший из режимов за исключением всех остальных" находит выражение во многих современных интерпретациях понятия "демократия". Так, например, Ачинклосс отмечает: "Демократия - это система, которая доказала свою жизненность, поскольку она отражает ценность и равенство каждого индивидуума , так как обязывает правительства действовать ради пользы граждан и утверждает мирные методы устранения плохих правителей, перемен государственного курса ". Он выделяет три "составные части" или три иллюзии демократии. Первая состоит в том, что демократия способствует процветанию. Это зависит от многих условий конкретной страны и мира в целом. Поэтому категоричное утверждение этого тезиса нуждается в доказательстве. Демократия порождает стабильность. Если демократическая система утвердилась и нормально функционирует, то этот тезис верен. Но если демократия есть новое явление и процесс для страны, народа, то она может стать и дестабилизирующей силой. Наконец, демократия означает правление большинства. Этот тезис требует уточнения. Демократия означает уважение прав и интересов меньшинства. Она также требует некоторого набора институтов: независимая судебная система, гражданской контроль над армией, свободная пресса и др. Без этого человек останется в сильной зависимости от государства. Экономической основой демократии выступает рынок , позволяющий сделать человека экономически свободным, заинтересованным в своей деятельности, свободным от диктата политической власти. На базе отношений собственности создается гражданское общество - непосредственное условие демократии, ее социальное начало, при котором юридический закон является основным регулятором общественной и индивидуальной жизни, обязательный для всех и выполняемый всеми. Путь демократизации - это процесс осознания и реализации на практике сути и принципов демократии, их ограниченного временем и пространством механизма действенности; свободной, компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво, законно, культурно добивающихся становления и развития демократических основ общественной и политической жизни общества и государства. Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию в отличие от всех иных режимов. Но демократические порядки создаются относительно долго, путем трудных, порой мучительных действий масс, руководимых лидерами. Р.Дарендорф вычленил ряд важных принципов, положений, свойственных демократическим преобразованиям: чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Цель демократии - обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере, на старте; демократия должная давать возможность править; легче изменить политический курс, чем систему; несоизмеримость масштабов экономических и политических реформ - одна из причин неустойчивости демократических институтов в переходный период. Только вторые, а, возможно, и третьи выборы покажут, прижились новые порядки или нет. В России только закладываются основы демократии. Многие преобразования лишь по форме напоминают демократические, но по содержанию не являются таковыми. Необходимо время, большие усилия масс, лидеров, чтобы демократия как наилучшая из форм политического и народного властвования заработала в России в полную меру, стала действенной. Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают демократии гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократию прямую, непосредственную и опосредованную, представительную. К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, а непосредственной - референдумы , всенародные обсуждения политических вопросов и другие.

- политический режим , при котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия в общественной сфере.

(от греч. demos - народ и ...кратия), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона , разделение властей , выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин " демократия " употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия).

- форма государственного устройства , тип политического режима , основанного на признании принципов народовластия, законности, свободы и равенства граждан.

- одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим , обычно связанный с республиканской формой государства. Д., демократизация и демократичность не одно и то же; демократия - эта характеристика режима , способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе , может быть не только республиканское, но и монархическое государство . Отсюда и общее наименование Д. Для государств разных политических форм правления, но со сходными режимами.

(гр. demokratia demos народ + kratos власть ) - народовластие. Понятие Д. является одним из самых многозначных в теории политической науки. Под Д. понимается: 1) форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством . В этом значении понятие "Д." используется для характеристики типа государства, политической системы общества; 2) форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятие решений в них по принципу большинства. Исходя из этого значения Д., можно говорить о партийной, профсоюзной, производственной Д.; 3) идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения. К числу ценностей, формирующих демократический идеал, относятся свобода , равенство , уважение закона и прав человека, плюрализм , народный суверенитет , участие граждан в управлении и др.; 4) разновидность социальных движений, направленных на реализацию демократического идеала. Историческими формами Д. являются: родовая демократия , основанная на кровнородственных связях и общей собственности; военная демократия, общинная демократия и т.д. В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого властью, Д. разделяется на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, главенство прав, и социальную, основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении. Существуют различные теории Д. Основными из них являются плюралистическая, партисипаторная (или демократия участия ), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, социалистическая. Особый интерес представляет анализ современных демократических систем. Так, А. Лейпхарт различает "вестминстерскую модель демократии" и "консенсусную модель демократии". Суть первой модели - в реализация права большинства. На практике эта модель характеризуется: концентрацией исполнительной власти (однопартийный кабинет или "кабинет чистого большинства"); слиянием ветвей власти; асимметричной двухпалатностью парламента ; однотипными партиям ; плюралистичной избирательной системой; унитаристским и централизованным управлением; неписаной конституцией и суверенитетом парламент представительной демократией. Эта модель Д. существует в Великобритании, Новой Зеландии и т.д. Для консенсусной Д. характерно: разделение власти ; сбалансированная двухпалатное с представительством меньшинств многопартийность ; разнотипные партии; пропорциональное представительство; территориальный и иной федерализм и децентрализация ; писаный закон и право вето меньшинства, модель реализуется в Бельгии, Швейцарии и т.д. Большинство западных стран А. Лейпхарт относит к "промежуточным формам" вестминстерской и консенсусной моделей Д., для которых характерны и элементы непосредственной Д.

- общественно- политическая система , предоставляющая гражданам право участвовать в принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы центральной и местной власти.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных ...
Юрисконсульт - Постоянный консультант при учреждении или предприятии по правовым ...
Юстиция - Правосудие; судебное ведомство, система судебных учреждении. ...
Ярлык - — слово или характеристика, употребляемая с целью дискредитировать ...
Якобинство - в широком политическом смысле радикальное революционное течение, ...
Аэрократия - греч. " власть посредством воздуха". Силовой компонент ...
Автократия - (греческое "autoz" "сам" и "kratoz" " ...
Актуальное - (латинское "actu", "действие") дословно, "действительное", "наличествующее". ...
Анархизм - от греческого "a", "an" "отрицание", "не" ...
Аполитея - от греческого "a" частица отрицания, и ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: