Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Вече? Значение и толкование слова veche, определение термина


1) Вече - — народное собрание в древней и средневековой Руси в X—XIV вв. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI—ХII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Использовалось феодалами для ограничения княжеской власти, было ареной выступлений народных масс. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранилось до начала XVI в. Кроме того, в Югославии так называли палаты представителей органов государственной власти — скупщин. В переносном значении — спор, беспорядочный крик.
2) Вече - - народное собрание в древней и ср.-век. Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы , заключало договоры с другими землями. В Новгороде , Пскове и Вятской земле сохранялось до к. XV - нач. XVI вв.
3) Вече - (старослав. вет - совет) - народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси. В Новгородской и Псковской республиках вечу принадлежала высшая законодательная и судебная власть . Собиралось на специально отведенных местах; решения принимались большинством присутствовавших. Атрибутами веча были вечевой колокол и специальная трибуна .
4) Вече - - совет. Народное собрание, возникшее из племенных сборищ славян. В период Киевской Руси феодальная знать часто использовала вече для ограничения княжеской власти. Распространение вече получило в т.н. период феодальной раздробленности (вторая половина XI - XII вв.). Первые упоминания о вече можно найти в летописи 997 г. Вече ведало такими наиболее важными в рамках государства вопросами, как война и мир, возведение и низложение князей с трона, выборы и смещение посадников, тысяцких и т.п. В Новгороде решением вече ставили и смещали архиепископов. Сборы на вече не были регламентированы, т.е. установлены, и собирались не периодически, а по мере необходимости. Обычно в каждом городе имелось место, где собиралось вече, в Киеве это был двор храма Софии, в Новгороде - Ярославово городище , в Пскове - двор храма Троицы. Помимо основного места сбора городского вече были и т.н. малые вече, т.е. по районам отдельных частей крупных городов; в Новгороде эти вече называли "кончанскими", т.е. уличными (улицы в Новгороде назывались концами). Вече нельзя считать подлинным народным органом и тем более полновластным, так фактическая власть принадлежала представителям феодальных кругов. К XIV в. в Северо - Восточной Руси, где города были ослаблены татаро - монгольским нашествием и происходило укрепление великокняжеской власти, вечевые учреждения были ликвидированы.
5) Вече - - народное собрание в Др. и средневековой Руси в X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в Новгородской и Псковской феодальных республиках XII-XV вв. Решало вопросы войны и мира, законодательства, судопроизводства, текущего гос. управления. Участвовала в избрании князей.
6) Вече - главнейшая форма самоуправления в Древней Руси, собрание, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города , для решения сообща каких-либо дел, касающихся их городской жизни. Сходки эти существовали издавна, задолго до призвания князей, при первых князьях и до самых тех пор, как поднялась Москва , вобравшая в свои пределы отдельные земли или волости, на которые распадалась в древнейшее время Русь . Волостью , или землею, назывался в XI-XII вв. целый округ , вмещавший в себе несколько городов. Один из этих городов считался старшим, или "великим", а другие города были только "пригородами" этого старшего города, по имени которого называлась обыкновенно и самая земля . Летописец, живший в к. XII в., отметил такое устройство Русской земли как исконное: "Новгородци бо изначала, - писал он, - и смоляне (жители Смоленской области), и кыяне (киевляне), и полочане (жители Полоцка ), и вся власти (волости), яко же на думу, на веча сходятся; на что же старейший (города) сдумают, на том же и пригороди станут". Вече , следовательно, было формой, в которой выражалась тогдашняя государственная власть . Надо, впрочем, отметить, что вечем называли тогда вообще совещание и вообще народное собрание , даже в тех случаях, когда и то и другое не имели своей задачей вынести какое-нибудь решающее то или иное государственное дело постановление. Но по преимуществу вече в киевское время является органом политической власти народа . Другой формой выражения государственной власти в Древней Руси был князь . Вече правило волостью наравне с князем, и, конечно, строгого разделения власти веча и князя не могло существовать в то время. Люди тогда жили не по писаному закону , а по обычаю, одинаково обязательному и для князей, и для народа, но не вносившему никакого строгого распорядка в течение дел. Можно говорить, что вече управляло волостью, но и князь тоже ею управлял; ход этих двух управлений и определялся обычаем, причем, при всегда возможных столкновениях, немалое значение приобретало то, какие люди стояли во главе веча: очень ли рьяно стоявшие за самостоятельность веча или нет. Пожалуй, еще большее значение имело то, каков был князь - легко или не легко поддающийся вечевому требованию, умеющий или не умеющий с ним ладить. Взаимные чувства народа и князя определяли все в их отношениях, как правителей. Любил народ князя, как, например, киевляне любили Мономаха или сына его Мстислава, - и никаких разногласий не возбуждалось; а был князь не по нутру народу в силу своего поведения или характера , и тогда столкновения его с вечем бывали часты и не всегда оканчивались благополучно для князя. В 1146 Киевский кн. Игорь был убит разбушевавшимся народом. Когда умирал князь, горожане собирались на вече и сговаривались, кого из князей звать к себе, если ближайший по старшинству был не по нраву и если под силу было городу не допустить его к себе. Остановившись на каком-нибудь известном им князе, горожане посылали сказать ему: "Поиде, княже, к нам! Нашего князя Бог поял, а мы хощем тебя, а иного не хощем!" Когда князь приезжал в город, вече целовало ему крест на верность , а князь целовал крест перед вечем в том, чтобы ему "любити народ и никого же не обидети". Вот как, например, рядились киявляне в 1146 с кн. Игорем, вместо которого на вече присутствовал, замещая Игоря, его брат Святослав . "Ныне, княже Святославе, - говорили киевляне, - целуй нам хрест из братом своим (за брата своего): аще кому нас будет обида , то ты прави! Святослав на это отвечал: - Яз целую крест за братом своим, яко не будет насилья никоторого же". Затем киявляне целовали крест Игорю. Заключая "ряд" с князем, горожане уговаривались, какой доход должен получать князь с города, как он должен судить, сам ли или через тиунов своих, т.е. особых, князем назначенных судей; уговаривались далее о том, чтобы князь поручал управление отдельными частями страны мужам добрым и справедливым и т.п. Заключенные условия соблюдались свято обеими сторонами, и вече зорко следило, чтобы они не нарушались. По своей форме вече было непосредственным участием народа в государственном управлении, а не через представителей. Участвовать на вече имел право каждый свободный взрослый и материально независимый горожанин. Но это право никого ни к чему не обязывало. "Людин" мог пойти на вече, а мог и не пойти, мог там стоять и молчать, мог и говорить, отстаивая полюбившееся ему мнение. Созывались веча, смотря по надобности: в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось ни одного. Созывать вече имел право каждый "людин", но, конечно, пользоваться этим правом по капризу было опасно: можно было дорого поплатиться, и небольшие группы людей рисковали созванивать вече только тогда, когда были уверены, что вопрос, подлежащий вечевому обсуждению, - важный вопрос, всем близок и всех интересует. Обыкновенно вече созывалось по почину городовой старшины или князя. Созывалось вече или по звону особого колокола , или через герольдов - бирючей. Сходилось на вече обыкновенно "многое множество народа", и, конечно, такие собрания могли помещаться только под открытым небом. Во всех городах были постоянные места для вечевых собраний, но вече могло собираться и на других местах, если это почему-либо было удобнее. Так, в 1147 киевляне собирались на вече раз под Угорским, другой - у Туровой божницы, несмотря на то что у собора Св. Софии было место, издавна предназначенное для вечевых собраний: там были даже поделаны скамьи, на которых вечники могли сидеть. Случалось и так, что горожане, разделившись резко в мнениях, собирали одновременно два веча в разных местах. Особого порядка совещаний на вече не было. Как только соберется народ и наполнит площадь , так и начиналось обсуждение дела. Конечно, не все, собравшиеся на вече, в один голос говорили и решали все дела; из всего "многолюдства" выделялись наиболее решительные, смелые и лучше понимавшие дело, они-то и вели весь разговор. Размещались на вече люди в некотором порядке. В середине, ближе к князю и епископу и к выборной городской старшине - посаднику и тысяцкому, - собирались те, кто пользовался большим значением в городе или за свое богатство, или за услуги, или по преклонному возрасту. В этой сравнительно небольшой кучке и сосредоточивалось все обсуждение дела, а толпа присоединялась к какому-либо одному из мнений, и тогда оно торжествовало. Бывало, разумеется, и так, что толпа, возмущенная или раздраженная тем делом, которое обсуждалось, и пришедшая на вече с заранее решенным мнением, заставляла "лучших людей" принять то, что она принесла с собой, быть может, после долгих предварительных рассуждений по дворам и горницам . Понятно, что при таких условиях вече становилось иногда слишком шумным и беспорядочным сборищем, и тогда "людие, по словам летописи , (были) яко взбеснеша, или яко звери дикие, и речи слышати не хотяху, бияху в колоколы , кричаху и лаяху..." При обсуждении дел никакого подсчета голосов не велось, и требовалось всегда или единогласное решение, или такое большинство, которое было бы ясно видно и без всякого подсчета голосов. Решение веча, таким образом, действительно исходило от всего города. Единогласие получалось мирным путем, если успевали сговориться и поставить на чем-нибудь одном, но если страсти разгорались, то дело решал не словесный бой, а кулаки и топоры . Никаких записей того, что происходило на вече, не велось; что касается до самого порядка совещаний, то он был изустный и не был заключен ни в какие формы. Ни председателя, ни руководителя прений не было - по крайней мере, летопись совершенно не указывает на существование их. Первый вопрос предлагался вечу обыкновенно тем, кто его созвал, - князем, посадником или кем иным, а затем начиналось самое совещание. Есть указания в летописях, что люди богатые подкупали людей бедных для того, чтобы они своим говором и криком на вече заглушали речи противников и способствовали проведению мнений тех, кто подкупал их. Так как на вечевых собраниях не требовалось присутствия определенных лиц, в определенном числе, а нужно было только, чтобы присутствующие были горожане, то состав веча бывал очень непостоянен в своих решениях. Сегодня собрались в таком соотношении, что большинство высказывается за известную меру , а назавтра созвонили вече, собрались в большинстве противники принятого вчера решения, и вот принято вместо вчерашнего - противоположное ему. Но даже и в тех случаях, когда вече собиралось однородное, оно настолько зависело от настроения духа подвижной массы своих членов, что очень легко меняло свои решения. Такой порядок вещей очень способствовал развитию известной партийности в среде горожан и создавал обстановку, очень способствующую развитию партийной борьбы. Кроме избрания князя, вече, как высшее правительственное учреждение, как правительство само, решало вопросы о войне и мире. Но вопрос о войне и мире решал также и князь. Как устраивались в этом вопросе обе власти? Дело в том, что князь и вече ведали войны , так сказать, различного характера. Если князь вел войну на свой страх и риск, то вече в нее не вступалось, если же князь требовал помощи горожан, то вершителем вопроса войны или мира и с решающим голосом становилось и вече. Летопись рисует нам не одну картину взаимоотношений князя и вече на почве вопросов войны и мира. В 1147 шла борьба между старшим внуком Мономаха, Изяславом, и его дядей, младшим сыном Мономаха, Юрием. Старинные противники Мономаховичей, черниговские Ольговичи , предложили союз Изяславу . Далее по летописи: "Изяслав созвал бояр своих, всю дружину свою и всех киевлян, т.е. вече, и сказал им: - Вот я с братией моей хотим пойти на дядю своего к Суздалю. Пойдут с нами и Ольговичи. Киевляне на это ответили: - Князь! Не ходи на дядю своего в союзе с Ольговичами, лучше уладь с ним дело миром . Ольговичам веры не давай и в одно дело с ними не путайся. - Они крест мне целовали, - отвечал Изяслав, - и мы сообща порешили этот поход; не хочу менять моего решения, а вы помогите мне. - Князь, - сказали тогда киевляне, - ты на нас не гневайся: не пойдем с тобой - не можем поднять руку на Владимирово племя . Вот если на Ольговичей, так с детьми пойдем. Тогда Изяслав решил идти один с дружиной и охотниками, кликнув клич по них: - А тот добр, кто по мне пойдет!" Воинов-охотников собралось много, и Изяслав двинулся в поход. Но киевляне оказались правы - Ольговичи нарушили крестное целование и изменили Изяславу. Положение, в котором очутился Изяслав, оказалось крайне опасным. Тогда он отправил в Киев двух посланцев - Добрынку и Радила. Посланцы явились к наместнику Изяслава , его брату Владимиру , и к киевскому тысяцкому Лазарю. С посланными Изяслав так говорил брату Владимиру: "Брате! Еди к митрополиту и созови кыяне вся, ать молвита си мужа лесть черниговскых князий!" Владимир поехал к митрополиту и созвал - "повабил" - киевское вече. И вот, повествует летопись, "придоша кыян много множество народа и седоша у святое Софьи. И рече Володимер к митрополиту: - Се прислал брат мой два мужа кыянины, ать (т.е. пусть) молвят братье своей. И выступи Добрынка и Радило и рекоста: - Целовал тя брат, а митрополиту ся поклонял, и Лазаря целовал, и кыяне все. Рекоша кыяне: - Молвита, с чим вас князь прислал? Посланные изложили тогда то, что велел им сказать Изяслав, и от имени князя звали городское ополчение идти к Чернигову : - А ныне, братья, поидета по мне к Чернигову; кто имеет конь, ли не имеет кто, ино в лодье: ти бо (т.е. черниговцы) не мене единаго хотели убить, но и вас искоренити". Таким образом, требуя помощи горожан, князь указывает, что теперь поход не его только личное дело, но и дело города. Вече зашумело: "Рады, что Бог избавил тебя и братии наших от великой напасти. Идем по тебе и с детьми, как ты того хочешь". Но тут поднялся один человек и сказал: "Хорошо. Пойдем за князем, но подумаем и вот о чем. У нас здесь сидит у св. Феодора (т.е. в монастыре) враг нашего князя - Игорь. Помните, как восемьдесят лет тому назад отцы наши вывели не из монастыря, а из темницы князя Всеслава и посадили его на место Изяслава Ярославича, и что было, когда вернулся Изяслав. Как бы не случилось и теперь того же. Мы уйдем к Чернигову, а сторонники Игоря призовут его и сделают князем. Пойдем, сначала убьем Игоря, а потом и двинемся к Чернигову". Против этого предложения восстали и митрополит, и тысяцкий Лазарь ; говорили против же старый тысяцкий Владимир и некто Рагуйло. Но толпа не слушала их и пошла убивать Игоря. Война , начатая с согласия веча, прекращается, если народ потребует заключения мира. В таких случаях вече властно говорило князю: "Мирися или промышляй о себе сам". Точно так же, если князь хотел мириться против воли вече, то слышал такой ответ: "Аще ты мир даси ему, но мы ему не дамы!" Во время похода князю тоже приходилось считаться с желаниями городского полка . В 1178 князь Всеволод не хотел брать приступом город Торжок . Это возбудило неудовольствие городского полка : "Мы не целоваться с ними приехали, - сказал полк, - они, князь, лгут Богу и тебе!" - и город был взят приступом. Так сосуществовали в правительстве киевских времен два начала - князь и вече. Легко заметить, что сосуществование их покоилось на единении их, на их согласии, которое создавалось на почве нужды друг в друге и иногда оформлялось даже договором с крестным целованием. Права обеих частей правительства были, в сущности, одинаковы. Но князь существовал и проявлялся постоянно, вече же созывалось не всегда, действовало с перерывами. В силу одного этого такие постоянные дела, как суд, управление, конечно, должны были более сосредоточиваться в руках князя, и вече почти не вмешивалось в них. Оно требовало от князя правого суда , но жаловаться вечу на суд князя было не в обычае. Но, оставаясь постоянно во главе текущих дел, князь не был избавлен от известного контроля своих деяний со стороны веча. Этот контроль устанавливался сам собой в силу гласности и несложности всех дел тогдашнего государственного строительства, а затем он обеспечивался участием лучших горожан и избранной городской старейшины в постоянном совете князя, в его думе с дружиной. Торговый город тех времен был в то же время известной военной организацией; как купец тех времен был одновременно воином и не мог быть купцом, не будучи воином, так и весь город был устроен на военную ногу. Для устройства торгово-военных экспедиций и артелей древнерусский город составлял полк, или тысячу. Эта тысяча делилась на сотни и десятки по улицам. Во главе всей тысячи стоял избранный начальник ее - тысяцкий, во главе сотен и десятков - избранные же сотники и десятские. Кроме тысяцкого, летописи упоминают еще одно высшее должностное лицо в городе - посадника. Можно думать, что посадником называли лицо, замещавшее князя в его отсутствие, как судью и управителя. Посадником мог быть родственник князя, назначенный им на эту должность с согласия веча или даже избранный прямо вечем человек из "людей", когда князя вообще не было у города. В таких случаях тысяцкий являлся как бы военным начальником, а посадник - гражданским управителем и судьей города. На обязанности тысяцкого лежала и охрана внутренней тишины и спокойствия города, его полиция . Посадники и тысяцкие, отбывшие свою должность, именовались почетным названием - "старых" посадников и "старых" тысяцких, тогда как посадник и тысяцкий, находившиеся в должности, назывались степенными - от той "степени", или возвышения, на вечевой площади, на которой они стояли во время вечевого собрания, руководя им или давая ему объяснения. Вся эта городовая старшина , избранная всегда из лучших, наиболее уважаемых, сильных и богатых горожан, конечно, находилась в постоянном деловом общении с князем. Князь в своих делах по суду и управлению в силу уже одних личных удобств должен был справляться с мнениями и жалованиями этих "старцев градских". Об участии их в совете князя известно еще из времен кн. Владимира. Вместе с наемными слугами князя, с людьми, порядившимися ему на службу, с дружиной князя старцы градские составляли княжескую думу. "Бо Владимир, - говорит летопись, - любя дружину и с ними думая о строе земленем, и о ратех, и о уставе земленем". По летописи, вопрос о принятии христианства кн. Владимир решил по совету с дружиной и старцами градскими. Участвуя в совете князя, избранная городовая старшина тем и поддерживала единение князя с вечем; избранные из людей сильных и влиятельных, эти старцы градские, с одной стороны, могли властно заявлять князю желания и настроения веча, а с другой, подкрепляя своим авторитетом князя, в совете которого участвовали, они могли влиятельно ратовать за него на вече и поддерживать его перед народом. С. Князьков
7) Вече - - народное собрание на Руси. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI - XII вв. ( Киев , Новгород и др.). Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы , заключало договора с другими землями и т.д. Использовалось боярами для ограничения княжеской власти. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранились до конца XV - нач. XVI вв.
8) Вече - – (слав. «вет» - совет) народное собрание на Руси . Наибольшее распространение получило в период феодальной раздробленности  (вторая половина 11 – 12 вв.). На вече обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры князей , посадников (В Новгороде также – тысяцких, архиепископов). Так, например, в Новгородской и Псковской республиках вече принадлежала высшая законодательная и судебная власть . В распоряжении новгородского веча находились финансы и земельный фонд. Собиралось вече на специально отведенном мести. Атрибутами веча были вечевой колокол и специальная трибуна , возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведениявеча, и, возможно, практиковалась запись выступлений. Решения принимались большинством присутствующих. Вече было упразднено в связи с усилением велико-княжеской власти в северо-Восточной Руси и в ходе формирования Русского централизованного государства. Вечевой строй в Новгороде ликвидирован в 1478 году, в Пскове – в 1510 году. Исторические и политические оценки места В. в истории российского государства, начиная с 18 в. неоднозначны. М.В. Ломоносов писал о вечевом колоколе как о набате , призывавшем к самовольным «скопищам». А.Н. Радищев видел в нем символ и залог новгородской вольности. Декабристы считали вечевой строй проявлением «духа свободы». Как орган народовластия рассматривал вече С.М. Соловьев . Советские ученые (Б.Д. Греков , М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и др.) разработали концепцию демократического характера вече, т.е. участия в нем всего свободного населения. В.Л. Янин полагал, что городское вече могло быть только представительным и включало узкосословный контингент новгородских бояр и зажиточную верхушку населения. По наблюдениям Янина, вече Новгорода составляло 300 – 500 чел («золотых поясов»). Одновременно существовали уличанские и кончанские вечевые сходки демократического состава.  
9) Вече - - народное собрание в Древней Руси ( Новгород , Псков ) в X-XV вв.
10) Вече - народное собрание на Руси в 10 -начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы , заключало договоры с др. землями и т. д. По наблюдению В. Л. Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и зажиточных людей. В Северо-Восточной Руси управлялось великокняжеской властью .
Вече

— народное собрание в древней и средневековой Руси в X—XIV вв. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI—ХII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Использовалось феодалами для ограничения княжеской власти, было ареной выступлений народных масс. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранилось до начала XVI в. Кроме того, в Югославии так называли палаты представителей органов государственной власти — скупщин. В переносном значении — спор, беспорядочный крик.

- народное собрание в древней и ср.-век. Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы , заключало договоры с другими землями. В Новгороде , Пскове и Вятской земле сохранялось до к. XV - нач. XVI вв.

(старослав. вет - совет) - народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси. В Новгородской и Псковской республиках вечу принадлежала высшая законодательная и судебная власть . Собиралось на специально отведенных местах; решения принимались большинством присутствовавших. Атрибутами веча были вечевой колокол и специальная трибуна .

- совет. Народное собрание, возникшее из племенных сборищ славян. В период Киевской Руси феодальная знать часто использовала вече для ограничения княжеской власти. Распространение вече получило в т.н. период феодальной раздробленности (вторая половина XI - XII вв.). Первые упоминания о вече можно найти в летописи 997 г. Вече ведало такими наиболее важными в рамках государства вопросами, как война и мир, возведение и низложение князей с трона, выборы и смещение посадников, тысяцких и т.п. В Новгороде решением вече ставили и смещали архиепископов. Сборы на вече не были регламентированы, т.е. установлены, и собирались не периодически, а по мере необходимости. Обычно в каждом городе имелось место, где собиралось вече, в Киеве это был двор храма Софии, в Новгороде - Ярославово городище , в Пскове - двор храма Троицы. Помимо основного места сбора городского вече были и т.н. малые вече, т.е. по районам отдельных частей крупных городов; в Новгороде эти вече называли "кончанскими", т.е. уличными (улицы в Новгороде назывались концами). Вече нельзя считать подлинным народным органом и тем более полновластным, так фактическая власть принадлежала представителям феодальных кругов. К XIV в. в Северо - Восточной Руси, где города были ослаблены татаро - монгольским нашествием и происходило укрепление великокняжеской власти, вечевые учреждения были ликвидированы.

- народное собрание в Др. и средневековой Руси в X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в Новгородской и Псковской феодальных республиках XII-XV вв. Решало вопросы войны и мира, законодательства, судопроизводства, текущего гос. управления. Участвовала в избрании князей.

главнейшая форма самоуправления в Древней Руси, собрание, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города , для решения сообща каких-либо дел, касающихся их городской жизни. Сходки эти существовали издавна, задолго до призвания князей, при первых князьях и до самых тех пор, как поднялась Москва , вобравшая в свои пределы отдельные земли или волости, на которые распадалась в древнейшее время Русь . Волостью , или землею, назывался в XI-XII вв. целый округ , вмещавший в себе несколько городов. Один из этих городов считался старшим, или "великим", а другие города были только "пригородами" этого старшего города, по имени которого называлась обыкновенно и самая земля . Летописец, живший в к. XII в., отметил такое устройство Русской земли как исконное: "Новгородци бо изначала, - писал он, - и смоляне (жители Смоленской области), и кыяне (киевляне), и полочане (жители Полоцка ), и вся власти (волости), яко же на думу, на веча сходятся; на что же старейший (города) сдумают, на том же и пригороди станут". Вече , следовательно, было формой, в которой выражалась тогдашняя государственная власть . Надо, впрочем, отметить, что вечем называли тогда вообще совещание и вообще народное собрание , даже в тех случаях, когда и то и другое не имели своей задачей вынести какое-нибудь решающее то или иное государственное дело постановление. Но по преимуществу вече в киевское время является органом политической власти народа . Другой формой выражения государственной власти в Древней Руси был князь . Вече правило волостью наравне с князем, и, конечно, строгого разделения власти веча и князя не могло существовать в то время. Люди тогда жили не по писаному закону , а по обычаю, одинаково обязательному и для князей, и для народа, но не вносившему никакого строгого распорядка в течение дел. Можно говорить, что вече управляло волостью, но и князь тоже ею управлял; ход этих двух управлений и определялся обычаем, причем, при всегда возможных столкновениях, немалое значение приобретало то, какие люди стояли во главе веча: очень ли рьяно стоявшие за самостоятельность веча или нет. Пожалуй, еще большее значение имело то, каков был князь - легко или не легко поддающийся вечевому требованию, умеющий или не умеющий с ним ладить. Взаимные чувства народа и князя определяли все в их отношениях, как правителей. Любил народ князя, как, например, киевляне любили Мономаха или сына его Мстислава, - и никаких разногласий не возбуждалось; а был князь не по нутру народу в силу своего поведения или характера , и тогда столкновения его с вечем бывали часты и не всегда оканчивались благополучно для князя. В 1146 Киевский кн. Игорь был убит разбушевавшимся народом. Когда умирал князь, горожане собирались на вече и сговаривались, кого из князей звать к себе, если ближайший по старшинству был не по нраву и если под силу было городу не допустить его к себе. Остановившись на каком-нибудь известном им князе, горожане посылали сказать ему: "Поиде, княже, к нам! Нашего князя Бог поял, а мы хощем тебя, а иного не хощем!" Когда князь приезжал в город, вече целовало ему крест на верность , а князь целовал крест перед вечем в том, чтобы ему "любити народ и никого же не обидети". Вот как, например, рядились киявляне в 1146 с кн. Игорем, вместо которого на вече присутствовал, замещая Игоря, его брат Святослав . "Ныне, княже Святославе, - говорили киевляне, - целуй нам хрест из братом своим (за брата своего): аще кому нас будет обида , то ты прави! Святослав на это отвечал: - Яз целую крест за братом своим, яко не будет насилья никоторого же". Затем киявляне целовали крест Игорю. Заключая "ряд" с князем, горожане уговаривались, какой доход должен получать князь с города, как он должен судить, сам ли или через тиунов своих, т.е. особых, князем назначенных судей; уговаривались далее о том, чтобы князь поручал управление отдельными частями страны мужам добрым и справедливым и т.п. Заключенные условия соблюдались свято обеими сторонами, и вече зорко следило, чтобы они не нарушались. По своей форме вече было непосредственным участием народа в государственном управлении, а не через представителей. Участвовать на вече имел право каждый свободный взрослый и материально независимый горожанин. Но это право никого ни к чему не обязывало. "Людин" мог пойти на вече, а мог и не пойти, мог там стоять и молчать, мог и говорить, отстаивая полюбившееся ему мнение. Созывались веча, смотря по надобности: в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось ни одного. Созывать вече имел право каждый "людин", но, конечно, пользоваться этим правом по капризу было опасно: можно было дорого поплатиться, и небольшие группы людей рисковали созванивать вече только тогда, когда были уверены, что вопрос, подлежащий вечевому обсуждению, - важный вопрос, всем близок и всех интересует. Обыкновенно вече созывалось по почину городовой старшины или князя. Созывалось вече или по звону особого колокола , или через герольдов - бирючей. Сходилось на вече обыкновенно "многое множество народа", и, конечно, такие собрания могли помещаться только под открытым небом. Во всех городах были постоянные места для вечевых собраний, но вече могло собираться и на других местах, если это почему-либо было удобнее. Так, в 1147 киевляне собирались на вече раз под Угорским, другой - у Туровой божницы, несмотря на то что у собора Св. Софии было место, издавна предназначенное для вечевых собраний: там были даже поделаны скамьи, на которых вечники могли сидеть. Случалось и так, что горожане, разделившись резко в мнениях, собирали одновременно два веча в разных местах. Особого порядка совещаний на вече не было. Как только соберется народ и наполнит площадь , так и начиналось обсуждение дела. Конечно, не все, собравшиеся на вече, в один голос говорили и решали все дела; из всего "многолюдства" выделялись наиболее решительные, смелые и лучше понимавшие дело, они-то и вели весь разговор. Размещались на вече люди в некотором порядке. В середине, ближе к князю и епископу и к выборной городской старшине - посаднику и тысяцкому, - собирались те, кто пользовался большим значением в городе или за свое богатство, или за услуги, или по преклонному возрасту. В этой сравнительно небольшой кучке и сосредоточивалось все обсуждение дела, а толпа присоединялась к какому-либо одному из мнений, и тогда оно торжествовало. Бывало, разумеется, и так, что толпа, возмущенная или раздраженная тем делом, которое обсуждалось, и пришедшая на вече с заранее решенным мнением, заставляла "лучших людей" принять то, что она принесла с собой, быть может, после долгих предварительных рассуждений по дворам и горницам . Понятно, что при таких условиях вече становилось иногда слишком шумным и беспорядочным сборищем, и тогда "людие, по словам летописи , (были) яко взбеснеша, или яко звери дикие, и речи слышати не хотяху, бияху в колоколы , кричаху и лаяху..." При обсуждении дел никакого подсчета голосов не велось, и требовалось всегда или единогласное решение, или такое большинство, которое было бы ясно видно и без всякого подсчета голосов. Решение веча, таким образом, действительно исходило от всего города. Единогласие получалось мирным путем, если успевали сговориться и поставить на чем-нибудь одном, но если страсти разгорались, то дело решал не словесный бой, а кулаки и топоры . Никаких записей того, что происходило на вече, не велось; что касается до самого порядка совещаний, то он был изустный и не был заключен ни в какие формы. Ни председателя, ни руководителя прений не было - по крайней мере, летопись совершенно не указывает на существование их. Первый вопрос предлагался вечу обыкновенно тем, кто его созвал, - князем, посадником или кем иным, а затем начиналось самое совещание. Есть указания в летописях, что люди богатые подкупали людей бедных для того, чтобы они своим говором и криком на вече заглушали речи противников и способствовали проведению мнений тех, кто подкупал их. Так как на вечевых собраниях не требовалось присутствия определенных лиц, в определенном числе, а нужно было только, чтобы присутствующие были горожане, то состав веча бывал очень непостоянен в своих решениях. Сегодня собрались в таком соотношении, что большинство высказывается за известную меру , а назавтра созвонили вече, собрались в большинстве противники принятого вчера решения, и вот принято вместо вчерашнего - противоположное ему. Но даже и в тех случаях, когда вече собиралось однородное, оно настолько зависело от настроения духа подвижной массы своих членов, что очень легко меняло свои решения. Такой порядок вещей очень способствовал развитию известной партийности в среде горожан и создавал обстановку, очень способствующую развитию партийной борьбы. Кроме избрания князя, вече, как высшее правительственное учреждение, как правительство само, решало вопросы о войне и мире. Но вопрос о войне и мире решал также и князь. Как устраивались в этом вопросе обе власти? Дело в том, что князь и вече ведали войны , так сказать, различного характера. Если князь вел войну на свой страх и риск, то вече в нее не вступалось, если же князь требовал помощи горожан, то вершителем вопроса войны или мира и с решающим голосом становилось и вече. Летопись рисует нам не одну картину взаимоотношений князя и вече на почве вопросов войны и мира. В 1147 шла борьба между старшим внуком Мономаха, Изяславом, и его дядей, младшим сыном Мономаха, Юрием. Старинные противники Мономаховичей, черниговские Ольговичи , предложили союз Изяславу . Далее по летописи: "Изяслав созвал бояр своих, всю дружину свою и всех киевлян, т.е. вече, и сказал им: - Вот я с братией моей хотим пойти на дядю своего к Суздалю. Пойдут с нами и Ольговичи. Киевляне на это ответили: - Князь! Не ходи на дядю своего в союзе с Ольговичами, лучше уладь с ним дело миром . Ольговичам веры не давай и в одно дело с ними не путайся. - Они крест мне целовали, - отвечал Изяслав, - и мы сообща порешили этот поход; не хочу менять моего решения, а вы помогите мне. - Князь, - сказали тогда киевляне, - ты на нас не гневайся: не пойдем с тобой - не можем поднять руку на Владимирово племя . Вот если на Ольговичей, так с детьми пойдем. Тогда Изяслав решил идти один с дружиной и охотниками, кликнув клич по них: - А тот добр, кто по мне пойдет!" Воинов-охотников собралось много, и Изяслав двинулся в поход. Но киевляне оказались правы - Ольговичи нарушили крестное целование и изменили Изяславу. Положение, в котором очутился Изяслав, оказалось крайне опасным. Тогда он отправил в Киев двух посланцев - Добрынку и Радила. Посланцы явились к наместнику Изяслава , его брату Владимиру , и к киевскому тысяцкому Лазарю. С посланными Изяслав так говорил брату Владимиру: "Брате! Еди к митрополиту и созови кыяне вся, ать молвита си мужа лесть черниговскых князий!" Владимир поехал к митрополиту и созвал - "повабил" - киевское вече. И вот, повествует летопись, "придоша кыян много множество народа и седоша у святое Софьи. И рече Володимер к митрополиту: - Се прислал брат мой два мужа кыянины, ать (т.е. пусть) молвят братье своей. И выступи Добрынка и Радило и рекоста: - Целовал тя брат, а митрополиту ся поклонял, и Лазаря целовал, и кыяне все. Рекоша кыяне: - Молвита, с чим вас князь прислал? Посланные изложили тогда то, что велел им сказать Изяслав, и от имени князя звали городское ополчение идти к Чернигову : - А ныне, братья, поидета по мне к Чернигову; кто имеет конь, ли не имеет кто, ино в лодье: ти бо (т.е. черниговцы) не мене единаго хотели убить, но и вас искоренити". Таким образом, требуя помощи горожан, князь указывает, что теперь поход не его только личное дело, но и дело города. Вече зашумело: "Рады, что Бог избавил тебя и братии наших от великой напасти. Идем по тебе и с детьми, как ты того хочешь". Но тут поднялся один человек и сказал: "Хорошо. Пойдем за князем, но подумаем и вот о чем. У нас здесь сидит у св. Феодора (т.е. в монастыре) враг нашего князя - Игорь. Помните, как восемьдесят лет тому назад отцы наши вывели не из монастыря, а из темницы князя Всеслава и посадили его на место Изяслава Ярославича, и что было, когда вернулся Изяслав. Как бы не случилось и теперь того же. Мы уйдем к Чернигову, а сторонники Игоря призовут его и сделают князем. Пойдем, сначала убьем Игоря, а потом и двинемся к Чернигову". Против этого предложения восстали и митрополит, и тысяцкий Лазарь ; говорили против же старый тысяцкий Владимир и некто Рагуйло. Но толпа не слушала их и пошла убивать Игоря. Война , начатая с согласия веча, прекращается, если народ потребует заключения мира. В таких случаях вече властно говорило князю: "Мирися или промышляй о себе сам". Точно так же, если князь хотел мириться против воли вече, то слышал такой ответ: "Аще ты мир даси ему, но мы ему не дамы!" Во время похода князю тоже приходилось считаться с желаниями городского полка . В 1178 князь Всеволод не хотел брать приступом город Торжок . Это возбудило неудовольствие городского полка : "Мы не целоваться с ними приехали, - сказал полк, - они, князь, лгут Богу и тебе!" - и город был взят приступом. Так сосуществовали в правительстве киевских времен два начала - князь и вече. Легко заметить, что сосуществование их покоилось на единении их, на их согласии, которое создавалось на почве нужды друг в друге и иногда оформлялось даже договором с крестным целованием. Права обеих частей правительства были, в сущности, одинаковы. Но князь существовал и проявлялся постоянно, вече же созывалось не всегда, действовало с перерывами. В силу одного этого такие постоянные дела, как суд, управление, конечно, должны были более сосредоточиваться в руках князя, и вече почти не вмешивалось в них. Оно требовало от князя правого суда , но жаловаться вечу на суд князя было не в обычае. Но, оставаясь постоянно во главе текущих дел, князь не был избавлен от известного контроля своих деяний со стороны веча. Этот контроль устанавливался сам собой в силу гласности и несложности всех дел тогдашнего государственного строительства, а затем он обеспечивался участием лучших горожан и избранной городской старейшины в постоянном совете князя, в его думе с дружиной. Торговый город тех времен был в то же время известной военной организацией; как купец тех времен был одновременно воином и не мог быть купцом, не будучи воином, так и весь город был устроен на военную ногу. Для устройства торгово-военных экспедиций и артелей древнерусский город составлял полк, или тысячу. Эта тысяча делилась на сотни и десятки по улицам. Во главе всей тысячи стоял избранный начальник ее - тысяцкий, во главе сотен и десятков - избранные же сотники и десятские. Кроме тысяцкого, летописи упоминают еще одно высшее должностное лицо в городе - посадника. Можно думать, что посадником называли лицо, замещавшее князя в его отсутствие, как судью и управителя. Посадником мог быть родственник князя, назначенный им на эту должность с согласия веча или даже избранный прямо вечем человек из "людей", когда князя вообще не было у города. В таких случаях тысяцкий являлся как бы военным начальником, а посадник - гражданским управителем и судьей города. На обязанности тысяцкого лежала и охрана внутренней тишины и спокойствия города, его полиция . Посадники и тысяцкие, отбывшие свою должность, именовались почетным названием - "старых" посадников и "старых" тысяцких, тогда как посадник и тысяцкий, находившиеся в должности, назывались степенными - от той "степени", или возвышения, на вечевой площади, на которой они стояли во время вечевого собрания, руководя им или давая ему объяснения. Вся эта городовая старшина , избранная всегда из лучших, наиболее уважаемых, сильных и богатых горожан, конечно, находилась в постоянном деловом общении с князем. Князь в своих делах по суду и управлению в силу уже одних личных удобств должен был справляться с мнениями и жалованиями этих "старцев градских". Об участии их в совете князя известно еще из времен кн. Владимира. Вместе с наемными слугами князя, с людьми, порядившимися ему на службу, с дружиной князя старцы градские составляли княжескую думу. "Бо Владимир, - говорит летопись, - любя дружину и с ними думая о строе земленем, и о ратех, и о уставе земленем". По летописи, вопрос о принятии христианства кн. Владимир решил по совету с дружиной и старцами градскими. Участвуя в совете князя, избранная городовая старшина тем и поддерживала единение князя с вечем; избранные из людей сильных и влиятельных, эти старцы градские, с одной стороны, могли властно заявлять князю желания и настроения веча, а с другой, подкрепляя своим авторитетом князя, в совете которого участвовали, они могли влиятельно ратовать за него на вече и поддерживать его перед народом. С. Князьков

- народное собрание на Руси. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI - XII вв. ( Киев , Новгород и др.). Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы , заключало договора с другими землями и т.д. Использовалось боярами для ограничения княжеской власти. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранились до конца XV - нач. XVI вв.

– (слав. «вет» - совет) народное собрание на Руси . Наибольшее распространение получило в период феодальной раздробленности  (вторая половина 11 – 12 вв.). На вече обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры князей , посадников (В Новгороде также – тысяцких, архиепископов). Так, например, в Новгородской и Псковской республиках вече принадлежала высшая законодательная и судебная власть . В распоряжении новгородского веча находились финансы и земельный фонд. Собиралось вече на специально отведенном мести. Атрибутами веча были вечевой колокол и специальная трибуна , возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведениявеча, и, возможно, практиковалась запись выступлений. Решения принимались большинством присутствующих. Вече было упразднено в связи с усилением велико-княжеской власти в северо-Восточной Руси и в ходе формирования Русского централизованного государства. Вечевой строй в Новгороде ликвидирован в 1478 году, в Пскове – в 1510 году. Исторические и политические оценки места В. в истории российского государства, начиная с 18 в. неоднозначны. М.В. Ломоносов писал о вечевом колоколе как о набате , призывавшем к самовольным «скопищам». А.Н. Радищев видел в нем символ и залог новгородской вольности. Декабристы считали вечевой строй проявлением «духа свободы». Как орган народовластия рассматривал вече С.М. Соловьев . Советские ученые (Б.Д. Греков , М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и др.) разработали концепцию демократического характера вече, т.е. участия в нем всего свободного населения. В.Л. Янин полагал, что городское вече могло быть только представительным и включало узкосословный контингент новгородских бояр и зажиточную верхушку населения. По наблюдениям Янина, вече Новгорода составляло 300 – 500 чел («золотых поясов»). Одновременно существовали уличанские и кончанские вечевые сходки демократического состава.  

- народное собрание в Древней Руси ( Новгород , Псков ) в X-XV вв.

народное собрание на Руси в 10 -начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы , заключало договоры с др. землями и т. д. По наблюдению В. Л. Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и зажиточных людей. В Северо-Восточной Руси управлялось великокняжеской властью .

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на ...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...
Ясельничий - (от ясли ящик для корма скота), придворный ...
Ятвяги - древнее литовское племя между pp. Неман и Нарев. ...
Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...
Авункулат - (от лат. avunculus брат матери), широко распространённый ...
Авункулокальность - (от лат. avunculus брат матери и locus ...
Адопция - (от лат. adoptio усыновление), форма установления родства ...
Аккультурация - 1) Адаптация индивидов или групп к какойлибо культуре. ...
Амбилинейность - (от лат. ambo оба и linea ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: