Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Рассиды? Значение и толкование слова rassidy, определение термина


Рассиды - Династия зайдитских имамов Йемена. Зайдизм, представляющий из себя одно из умеренных шиитских течений, зародился в первой половине VIII в. в Куфе. Его основоположником считается внук третьего шиитского имама ал- Хусайна , Зайд ибн Али. В 739 г. он поднял вооруженное восстание против омейядского халифа Хишама, но потерпел поражение. Восстание было подавлено, а Зайд ибн Али убит. Его последователи основали особую шиитскую секту, отличавшуюся некоторыми особенностями вероучения. Зайдиты, в частности, учили, что пророк Мухаммад назначил халифа Али ибн Абу Талиба имамом мусульманской общины скорее из-за его личных достоинств, чем в силу божественного предписания. Они считали также, что пятым шиитским имамом с большим правом должен был стать не Мухаммад ал-Бакир, а его брат Зайд, принявший, как уже говорилось, мученическую смерть в борьбе за веру. Потомкам и приверженцам Зайда позднее удалось привлечь на свою сторону жителей юго-западного побережья Каспийского моря и создать в 864 г. в Табаристане, Дейлеме и Гиляне зайдитское государство , просуществовавшее около трех столетий. Другим важным центром зайдизма в первой половине VIII в. был Хиджаз . Родоначальником династии здешних имамов считается Турджуман ад-дин ал-Касим ар-Расси - потомок Али ибн Абу Талиба в седьмом колене. Но подлинным основателем зайдитского движения на юге Аравийского полуострова стал его внук - великий имам Йахйа ал-Хади I. Он родился в 859 г. в Медине, а уже в 893 г. зайдиты Хиджаза избрали его своим главой. Известно, что в это время жив был еще его отец и старшие братья. Доверие, оказанное Йахйе, стало данью уважения к его высоким личным достоинствам и замечательным организаторским способностям. Кади Хусайн писал о нем: "Йахйа ибн Хусайн отличался простотой, был известен своим красноречием. Рано познав науки, будущий имам зайдитов привлекал многочисленных сторонников своим умом и физической силой , готовностью принести себя в жертву ради торжества идей зайдизма". Став имамом, Йахйа ал-Хади сразу развернул бурную деятельность. Его целью стало создание независимого зайдитского государства, по примеру того, которое уже существовало в это время в Дейлеме. Поскольку в Хиджазе сделать это было невозможно, имам обратил свое внимание на лежащий южнее Йемен - горную, труднодоступную страну, социальная обстановка в которой во многом напоминала ту, что существовала на берегах Каспийского моря. Уже в 893 г. Йахйа совершил первый поход на юг, окончившийся провалом. (На пути в Сану в местности аш-Шафра он потерпел поражение и должен был вернуться в Хиджаз.) Неудача не обескуражила его. В марте 897 г. Йахйа вторично появился в Йемене. В это время местные племена вели ожесточенную междоусобную войну. Имам выступил в качестве посредника и сумел примирить враждующие стороны. Его авторитет стал расти. Вскоре Йахйа овладел Баратом и Саадой, а в октябре покорил лежащий севернее Ниджран. Его власть признали также многие горные племена. В 899 г. в Сааду прибыла большая группа зайдитов из Табаристана, составившая ядро армии Йахйи. С их помощью в 901 г. он занял Сану и распространил свой контроль на большую часть Йемена, вплоть до Джибал Баадана и Рыда. Но уже в 906 г. против зайдитов выступили исмаилиты - представители другого, гораздо более радикального шиитского течения, во главе которых стоял имам Али ибн Фадла. Сын Йахйи, Мухаммад ал-Муртада, наследовавший ему в 911 г., должен был оставить Дамар и отступил в Сааду. Поскольку он явно не справлялся со своими обязанностями, община лишила его власти. В 913 г. имамом был провозглашен его брат Ахмад ан-Насир. Энергичными мерами ему удалось собрать 80-тыс. войско и вновь покорить с его помощью горные районы Йемена вплоть до Адена и потеснить исмаилитов. Однако взять Сану он не смог , а в 934 г. потерпел тяжелое поражение от утвердившихся в этом городе Йуфиридов. Победители захватили Сааду и заставили Ахмада признать свою власть. Таким образом началась в Йемене борьба между светскими и духовными правителями, продолжавшаяся затем на протяжении нескольких веков. Верх в ней поочередно брала то одна, то другая сторона. Внук Ахмада Йусуф ад-Даи сумел на короткое время в конце X в. вновь подчинить Сану. Вскоре он был изгнан из этого города новым имамом ал-Касимом ал-Мансуром, представителем другой ветви Рассидов. Этот имам начал свои проповеди в 999 г. и вскоре при помощи племени хатам утвердился в Сааде, а потом захватил и Сану. Он умер в 1003 г. Его сын ал-Хусайн правил в Сааде и Сане десять лет и был убит в 1013 г. Следующий великий имам Абу-л-Фатх ан-Насир, происхождение которого не совсем ясно, пришел в 1039 г. из Дейлема. Ему удалось захватить Сааду и некоторые другие местности в Северном Йемене. В 1062 г. он был убит в бою с Сулайхидами, надолго подчинившими себе Сану. Затем городом завладели Хамданиды . Новый зайдитский имам Ахмад ал-Мутаваккил, происходивший из линии Йахйа ал-Хади I, был провозглашен в 1150 г. Он захватил Сааду, Ниджран, а затем и Сану. В старости он ослеп, в 1161 г. потерял власть и умер в тюрьме в 1171 г., незадолго до айюбидского завоевания Йемена. Следующий имам Абдаллах ал-Мансур, провозглашенный в 1198 г., вел тяжелые войны с айюбидскими султанами. Он овладел Саной, но должен был оставить ее из-за сильного изнурения своего войска . На части территории ему наследовали сыновья, хотя одновременно с ними являлись другие зайдитские имамы. Так, с 1217 по 1248 г. проповедовал Йахйа ал-Хади II, дальний потомок Йусуфа ад-Даи. Затем в 1248 г. в Туле провозгласил себя имамом Ахмад ал-Махди. К этому времени Айюбиды уже были изгнаны из Йемена. Их сменила туркменская династия Расулидов. Ахмад вступил в упорную борьбу с первым представителем этого рода султаном Умаром I, но потерпел поражение. Сын Умара, Йусуф I, захватил Сану и Таизз. В 1254 г. была взята Саада, а в 1258 г. имам погиб. Его преемники далеко не имели уже прежнего влияния и находились в подчинении у светской власти. Однако род Рассидов не пресекся: в 1592 г. далекий потомок имама ал-Касима ал-Мансура, ал-Касим Мухаммад, основал в Йемене династию Касимидов, которая находилась затем у власти вплоть до революции 1962 г.
Рассиды

Династия зайдитских имамов Йемена. Зайдизм, представляющий из себя одно из умеренных шиитских течений, зародился в первой половине VIII в. в Куфе. Его основоположником считается внук третьего шиитского имама ал- Хусайна , Зайд ибн Али. В 739 г. он поднял вооруженное восстание против омейядского халифа Хишама, но потерпел поражение. Восстание было подавлено, а Зайд ибн Али убит. Его последователи основали особую шиитскую секту, отличавшуюся некоторыми особенностями вероучения. Зайдиты, в частности, учили, что пророк Мухаммад назначил халифа Али ибн Абу Талиба имамом мусульманской общины скорее из-за его личных достоинств, чем в силу божественного предписания. Они считали также, что пятым шиитским имамом с большим правом должен был стать не Мухаммад ал-Бакир, а его брат Зайд, принявший, как уже говорилось, мученическую смерть в борьбе за веру. Потомкам и приверженцам Зайда позднее удалось привлечь на свою сторону жителей юго-западного побережья Каспийского моря и создать в 864 г. в Табаристане, Дейлеме и Гиляне зайдитское государство , просуществовавшее около трех столетий. Другим важным центром зайдизма в первой половине VIII в. был Хиджаз . Родоначальником династии здешних имамов считается Турджуман ад-дин ал-Касим ар-Расси - потомок Али ибн Абу Талиба в седьмом колене. Но подлинным основателем зайдитского движения на юге Аравийского полуострова стал его внук - великий имам Йахйа ал-Хади I. Он родился в 859 г. в Медине, а уже в 893 г. зайдиты Хиджаза избрали его своим главой. Известно, что в это время жив был еще его отец и старшие братья. Доверие, оказанное Йахйе, стало данью уважения к его высоким личным достоинствам и замечательным организаторским способностям. Кади Хусайн писал о нем: "Йахйа ибн Хусайн отличался простотой, был известен своим красноречием. Рано познав науки, будущий имам зайдитов привлекал многочисленных сторонников своим умом и физической силой , готовностью принести себя в жертву ради торжества идей зайдизма". Став имамом, Йахйа ал-Хади сразу развернул бурную деятельность. Его целью стало создание независимого зайдитского государства, по примеру того, которое уже существовало в это время в Дейлеме. Поскольку в Хиджазе сделать это было невозможно, имам обратил свое внимание на лежащий южнее Йемен - горную, труднодоступную страну, социальная обстановка в которой во многом напоминала ту, что существовала на берегах Каспийского моря. Уже в 893 г. Йахйа совершил первый поход на юг, окончившийся провалом. (На пути в Сану в местности аш-Шафра он потерпел поражение и должен был вернуться в Хиджаз.) Неудача не обескуражила его. В марте 897 г. Йахйа вторично появился в Йемене. В это время местные племена вели ожесточенную междоусобную войну. Имам выступил в качестве посредника и сумел примирить враждующие стороны. Его авторитет стал расти. Вскоре Йахйа овладел Баратом и Саадой, а в октябре покорил лежащий севернее Ниджран. Его власть признали также многие горные племена. В 899 г. в Сааду прибыла большая группа зайдитов из Табаристана, составившая ядро армии Йахйи. С их помощью в 901 г. он занял Сану и распространил свой контроль на большую часть Йемена, вплоть до Джибал Баадана и Рыда. Но уже в 906 г. против зайдитов выступили исмаилиты - представители другого, гораздо более радикального шиитского течения, во главе которых стоял имам Али ибн Фадла. Сын Йахйи, Мухаммад ал-Муртада, наследовавший ему в 911 г., должен был оставить Дамар и отступил в Сааду. Поскольку он явно не справлялся со своими обязанностями, община лишила его власти. В 913 г. имамом был провозглашен его брат Ахмад ан-Насир. Энергичными мерами ему удалось собрать 80-тыс. войско и вновь покорить с его помощью горные районы Йемена вплоть до Адена и потеснить исмаилитов. Однако взять Сану он не смог , а в 934 г. потерпел тяжелое поражение от утвердившихся в этом городе Йуфиридов. Победители захватили Сааду и заставили Ахмада признать свою власть. Таким образом началась в Йемене борьба между светскими и духовными правителями, продолжавшаяся затем на протяжении нескольких веков. Верх в ней поочередно брала то одна, то другая сторона. Внук Ахмада Йусуф ад-Даи сумел на короткое время в конце X в. вновь подчинить Сану. Вскоре он был изгнан из этого города новым имамом ал-Касимом ал-Мансуром, представителем другой ветви Рассидов. Этот имам начал свои проповеди в 999 г. и вскоре при помощи племени хатам утвердился в Сааде, а потом захватил и Сану. Он умер в 1003 г. Его сын ал-Хусайн правил в Сааде и Сане десять лет и был убит в 1013 г. Следующий великий имам Абу-л-Фатх ан-Насир, происхождение которого не совсем ясно, пришел в 1039 г. из Дейлема. Ему удалось захватить Сааду и некоторые другие местности в Северном Йемене. В 1062 г. он был убит в бою с Сулайхидами, надолго подчинившими себе Сану. Затем городом завладели Хамданиды . Новый зайдитский имам Ахмад ал-Мутаваккил, происходивший из линии Йахйа ал-Хади I, был провозглашен в 1150 г. Он захватил Сааду, Ниджран, а затем и Сану. В старости он ослеп, в 1161 г. потерял власть и умер в тюрьме в 1171 г., незадолго до айюбидского завоевания Йемена. Следующий имам Абдаллах ал-Мансур, провозглашенный в 1198 г., вел тяжелые войны с айюбидскими султанами. Он овладел Саной, но должен был оставить ее из-за сильного изнурения своего войска . На части территории ему наследовали сыновья, хотя одновременно с ними являлись другие зайдитские имамы. Так, с 1217 по 1248 г. проповедовал Йахйа ал-Хади II, дальний потомок Йусуфа ад-Даи. Затем в 1248 г. в Туле провозгласил себя имамом Ахмад ал-Махди. К этому времени Айюбиды уже были изгнаны из Йемена. Их сменила туркменская династия Расулидов. Ахмад вступил в упорную борьбу с первым представителем этого рода султаном Умаром I, но потерпел поражение. Сын Умара, Йусуф I, захватил Сану и Таизз. В 1254 г. была взята Саада, а в 1258 г. имам погиб. Его преемники далеко не имели уже прежнего влияния и находились в подчинении у светской власти. Однако род Рассидов не пресекся: в 1592 г. далекий потомок имама ал-Касима ал-Мансура, ал-Касим Мухаммад, основал в Йемене династию Касимидов, которая находилась затем у власти вплоть до революции 1962 г.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Руга - плата, жалованье церковным служащим деньгами, хлебом и ...
Реформатство - наиболее распространенный, французскоголландский вариант кальвинизма (во Франции ...
Реформация - подготовленная средневековыми ересями и бесконтрольным религиозным субъективизмом, началась ...
Рюрик - Легендарный варяг, призванный на княжение cлoвeнaми, кривичами, чудью ...
Раввадиды - Династия, правившая в Иранском Азербайджане (в Тебризе и ...
Расулиды - Династия султанов Йемена, правившая в 1229 1442 гг. ...
Рустамиды - Династия имамов Тахарта (Алжир), правившая в 777909 гг. ...
Рамаданогуллары - Династия эмиров Аданы ( Турция ), правившая в ...
Ремесло - мелкое ручное производство промышленных изделий для обмена ...
Русские - нация основное население Российской Федерации (около 120 ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: