Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Живознание? Значение и толкование слова zhivoznanie, определение термина


Живознание - - понятие философии славянофилов, разработанное Хомяковым в ст. "О современных явлениях в философии" (философские письма Самарину, I860) и "По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского" (1856). Стержневым принципом гносеологии Хомякова является тезис о том, что познание истины доступно только "совокупности мышлений, связанных любовью " (Полн. собр. соч. Т. 1. q 283-284). Если бытие есть нерасторжимое единство добра, истины и красоты, то его познание должно быть осуществлено не логико-дискурсивными средствами, а целостным духом (см. Цельность духа ), в к-ром любовь, вера , воля , рассудок неразрывно слиты. Понятие Ж. относится к первичным актам знания, когда субъект познания не отделен от познаваемой действительности, между тем как понятие религиозной веры применяется к высшим состояниям разума , обращенного к невидимому миру. Рассудок в стадии Ж. еще неотделим от воли, неотделим от объекта и даже от того, что стоит за объектом. В тот момент , когда рассудок включается в процесс познания, объект отрывается от "непроявленного первоначала" ( термин Хомякова) и становится явлением . Ж. как бы исчезает на стадии рассудка, потом снова появляется на синтетической стадии всецелого разума. Хомяков критиковал философию Гегеля за то, что в области познания нем. мыслитель концентрировался только на отражении предмета в логическом сознании и от него "ускользала" действительность предмета, исчезала воля, к-рая в предметный образ не переходит. Он отметил также недостаточность гегелевского толкования свободы, считая, что у Гегеля идея необходимости несовместима с идеей свободного выбора , а значит, и ответственности за человека . Вторым направлением критики Хомякова была критика разума, абстрагированного от реальности, что приводит к непроходимой пропасти между субъектом и объектом. Хомяков отметил закономерность появления материализма Л. Фейербаха как попытку преодолеть "человеческое мнимое тождество понятий и явлений" (Там же. С. 295). "Материализм представляет хоть какой-то субстрат , которого жаждала душа " (Там же. С. 308), но выводит мышление из вещественного процесса. Если у Гегеля логика отождествлена с онтологией, сущее представлено в системе панлогизма , то у материалистов сущее выступает в качестве материи. Согласно Хомякову, обе системы имеют характер "нецессиари-анизма", т. е. безвольности. Намеченные Хомяковым гносеологические идеи стали преемственной темой в рус. философии XIX-XX вв. (см. также: Теория познания ).
Живознание

- понятие философии славянофилов, разработанное Хомяковым в ст. "О современных явлениях в философии" (философские письма Самарину, I860) и "По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского" (1856). Стержневым принципом гносеологии Хомякова является тезис о том, что познание истины доступно только "совокупности мышлений, связанных любовью " (Полн. собр. соч. Т. 1. q 283-284). Если бытие есть нерасторжимое единство добра, истины и красоты, то его познание должно быть осуществлено не логико-дискурсивными средствами, а целостным духом (см. Цельность духа ), в к-ром любовь, вера , воля , рассудок неразрывно слиты. Понятие Ж. относится к первичным актам знания, когда субъект познания не отделен от познаваемой действительности, между тем как понятие религиозной веры применяется к высшим состояниям разума , обращенного к невидимому миру. Рассудок в стадии Ж. еще неотделим от воли, неотделим от объекта и даже от того, что стоит за объектом. В тот момент , когда рассудок включается в процесс познания, объект отрывается от "непроявленного первоначала" ( термин Хомякова) и становится явлением . Ж. как бы исчезает на стадии рассудка, потом снова появляется на синтетической стадии всецелого разума. Хомяков критиковал философию Гегеля за то, что в области познания нем. мыслитель концентрировался только на отражении предмета в логическом сознании и от него "ускользала" действительность предмета, исчезала воля, к-рая в предметный образ не переходит. Он отметил также недостаточность гегелевского толкования свободы, считая, что у Гегеля идея необходимости несовместима с идеей свободного выбора , а значит, и ответственности за человека . Вторым направлением критики Хомякова была критика разума, абстрагированного от реальности, что приводит к непроходимой пропасти между субъектом и объектом. Хомяков отметил закономерность появления материализма Л. Фейербаха как попытку преодолеть "человеческое мнимое тождество понятий и явлений" (Там же. С. 295). "Материализм представляет хоть какой-то субстрат , которого жаждала душа " (Там же. С. 308), но выводит мышление из вещественного процесса. Если у Гегеля логика отождествлена с онтологией, сущее представлено в системе панлогизма , то у материалистов сущее выступает в качестве материи. Согласно Хомякову, обе системы имеют характер "нецессиари-анизма", т. е. безвольности. Намеченные Хомяковым гносеологические идеи стали преемственной темой в рус. философии XIX-XX вв. (см. также: Теория познания ).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Жертва - умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных ...
Жизнь - 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия ...
Жанр - (франц. род, вид) исторически сложившееся почти ...
Живопись - один из видов изобразительного искусства, произведения которого ...
Жалость - одно из осн. этикофилософских понятий рус. мысли ...
Жизнь - понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости ...
Жизнь - то, чем мир организмов (т.е. растения, животные, ...
Жизнь - — форма движения материи, качественно более высокая, чем ...
Законоподобие - Нестрогие рациональные связи или обобщения какихлибо феноменальных явлений ...
Законность - необходимое условие развития большого обществ а, абстрактная ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: