Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Видимость? Значение и толкование слова vidimost, определение термина


1) Видимость - - философская категория , введенная Гегелем для обозначения просвечивания (нем. Schein) абсолютного через относительное, бесконечного через конечное , сущности через явление , "иного" через "свое" и т. п. Гегель мыслил в В. отблеск (показывание, выявление) одного бытия в другом, "отсвечивание своего иного". В "Науке логики" эта категория сближается с понятием взаимоотражения противоположностей ("рефлексией") и становится одним из аналогов "отражения". Согласно Гегелю, развертывание абсолютной идеи начинается через различение в абсолютном относительного и высвечивание первого во втором; сама абсолютная форма заставляет абсолют быть видимым внутри себя (см.: Гегель. Наука логики , в 3 т. Т. 2. М-, 1971, с. 177). " Видимость - это не ничто , а рефлексия , соотношение с абсолютным; иначе говоря, она есть видимость (Schein), поскольку в ней отсвечивает (scheint) абсолютное" (там же, с. 175). Гегель противопоставляет В. невидимому, слепому бытию, например, слепой случайности, в которой не видна необходимость . Для него В. всегда есть некоторая связь между минимум двумя нечто, благодаря которой одно представлено в другом; "видимость есть опосредованно, которое само есть самостоятельная устойчивость " (там же, с. 164). Копия (как отсвет оригинала ) логически вторична и менее мощна, нежели оригинал; в иерархии видов бытия в любой паре высшего и низшего бытия первое, по Гегелю, оказывается отсвечиваемым (видимым) во втором (отсвечивающем). " Субстанция как мощь обретает видимость, иначе говоря, обладает акцидентальностью... и это обретение видимости определено как видимость..." (Там же, с. 208.) В. достигается через отрицание субстанцией себя и самоопределение в форме сущности. " Сущность - первое отрицание бытия, которое вследствие этого стало видимостью", бытие и сущность находятся в таком единстве, "при котором каждое имеет видимость в другом" (там же. Т. 3. M., 1972, с. 35). "Бытие в своем переходе в сущность стало видимостью или положенностью..." (с. 35.) В свою очередь, в сфере сущности происходит раздвоение на субъект и объект , самостоятельное и положенное - сущность внутри себя порождает некие формы как формы В. самой себя. "Рефлексия как абсолютная рефлексия - это сущность, имеющая видимость в самой себе, и предполагает себе только видимость, положенность... Рефлексия есть видимость сущности внутри самой себя" (там же. Т. 2, с. 22, 29). В ней иное выступает лишь как В., как непосредственное исчезание. В., по Гегелю, объективна и противоположна субъективной кажимости. Он поддержал идею И. Канта об объективности В. и не согласился с Парменидом в том, что В. противоположна бытию. У В. есть отрицательный и положительный моменты , и оба этих момента имеют своей основой бытие, но не небытие. "Непосредственность небытия есть как раз то, что составляет видимость; но это небытие есть не что иное, как отрицательность сущности в ней самой... Оба эти момента - ничтожность, но как удерживание, и бытие, но как момент, иначе говоря, сущая в себе отрицательность и рефлектированная непосредственность, составляющие моменты видимости, - суть тем самым моменты самой сущности" (там же. Т. 2, с. 16). Сущность определена внутри себя, поэтому она отличается от своего абсолютного единства и обладает В.; определенность бытия - причина В. Поскольку В. - отблеск оригинала в отражающем, и в отблеске нет непосредственно самого оригинала, то "видимость есть отрицательное, обладающее бытием, но в чем-то ином, в своем отрицании; она несамостоятельность, снятая в самой себе и ничтожная... Сущность, напротив, содержит внутри себя видимость как бесконечное внутреннее движение , которое определяет ее непосредственность как отрицательность, а ее отрицательность - как непосредственность, и, таким образом, есть видимость себя внутри самой себя. В этом своем самодвижении сущность есть рефлексия" (там же. Т. 2, с. 17, 18). В то же время В. несводима к "отрицательности", "ничтожности", "снятости" - в ней есть остаток бытия оригинала. В. - это определенность, сквозь которую просвечивает другая определенность, оригинал. Гегель признает, что В. имеет еще независимую от сущности непосредственную сторону и есть вообще некоторое иное сущности (там же, с. 14). Растворение ограниченного и конечного в абсолютном он именует положительной В. (там же, с. 178). Гегель выделяет две основные формы В.: абстрактную В. и реальную В. "Сущность сначала имеет видимость внутри самой себя, в своем простом тождестве; как таковая, она абстрактная рефлексия, чистое движение ничто через ничто обратно к самому себе. Когда сущность являет себя, она уже реальная видимость, так как моменты видимости обладают существованием ... Видимость - это то же самое опосредствование , но ее лишенные опоры моменты имеют в явлении вид непосредственной самостоятельности... Явление есть поэтому единство видимости и существования" (там же, с. 135). Когда определения формы обретают стихию устойчивости, их В. совершенствуется, переходя в явление, и такую самостоятельность существующего Гегель именует "существенной видимостью" (с. 111, 136). Гегелевская категория В. была воспринята, но огрублена и искажена марксистами. В справочных изданиях советского периода В. чаще всего отождествляли с противоположной ей (согласно Гегелю) "субъективной кажимостью " либо с "неадекватным выражением сущности ее односторонними проявлениями". Но В. несводима ни к кажимости, ни к извращенному отражению, хотя некоторые ее частные формы могут быть охарактеризованы как "кажимость" или "одностороннее проявление сущности". Д. В. Пивоваров
2) Видимость - - понятие , противоположное подлинному бытию или тому, что есть на самом деле. Противоположение это имеет характер лишь относительный, определяясь более или менее глубоким анализом действительности. Так, для обыкновенного, ненаучного мнения данное вещественное тело во всей своей чувственной конкретности есть нечто подлинное, само по себе существующее, а отраженный образ того же тела в воде или в зеркале есть видимость . Но для физика и физиолога все данные в нашем чувственном опыте конкретные предметы суть лишь видимость, производимая сложными процессами отражения внешней действительности в наших органах чувств и нервных центрах. Подлинное бытие , с этой точки зрения, принадлежит лишь различным комбинациям и движениям невидимых атомов, составляющих реальный субстрат всех тел и явлений. Для философа -идеалиста этот механизм атомов, в свою очередь, есть лишь видимость, призрачный продукт рассудочного мышления, а настоящее бытие принадлежит только мыслящему уму и его внутренним актам . Наконец, для метафизика -мониста или пантеиста и человеческий ум, как отдельный самостоятельный субъект , оказывается лишь видимостью, а воистину есть лишь единая абсолютная субстанция или всеединый дух. Как бы то ни было, различение между видимостью и истинно-сущим всегда было и остается коренным нервом не только философского, но и вообще научного мышления. Определяемое более точно, понятие видимости совпадает с понятием явления. Вл. С.
3) Видимость - – явление , проявляющее себя через кажимость , обманчивое явление.
4) Видимость - просвечивание абсолютного через относительное, бесконечного через конечное , сущности через явление , иного через свое.
5) Видимость - - обманчивое отражение , ложный образ , "пустая" кажимость (см. также Иллюзионизм ). В психологии различают созерцательную видимость (образ отражения и т. п., см. Инверсия ) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо объективно существующего (см. Явление , Реальность ); в этом смысле существует видимость всего данного в созерцании, которое принадлежит к сфере макрокосмоса и при этом может быть неидентичным с объективной действительностью . См. также Действительность.
Видимость

- философская категория , введенная Гегелем для обозначения просвечивания (нем. Schein) абсолютного через относительное, бесконечного через конечное , сущности через явление , "иного" через "свое" и т. п. Гегель мыслил в В. отблеск (показывание, выявление) одного бытия в другом, "отсвечивание своего иного". В "Науке логики" эта категория сближается с понятием взаимоотражения противоположностей ("рефлексией") и становится одним из аналогов "отражения". Согласно Гегелю, развертывание абсолютной идеи начинается через различение в абсолютном относительного и высвечивание первого во втором; сама абсолютная форма заставляет абсолют быть видимым внутри себя (см.: Гегель. Наука логики , в 3 т. Т. 2. М-, 1971, с. 177). " Видимость - это не ничто , а рефлексия , соотношение с абсолютным; иначе говоря, она есть видимость (Schein), поскольку в ней отсвечивает (scheint) абсолютное" (там же, с. 175). Гегель противопоставляет В. невидимому, слепому бытию, например, слепой случайности, в которой не видна необходимость . Для него В. всегда есть некоторая связь между минимум двумя нечто, благодаря которой одно представлено в другом; "видимость есть опосредованно, которое само есть самостоятельная устойчивость " (там же, с. 164). Копия (как отсвет оригинала ) логически вторична и менее мощна, нежели оригинал; в иерархии видов бытия в любой паре высшего и низшего бытия первое, по Гегелю, оказывается отсвечиваемым (видимым) во втором (отсвечивающем). " Субстанция как мощь обретает видимость, иначе говоря, обладает акцидентальностью... и это обретение видимости определено как видимость..." (Там же, с. 208.) В. достигается через отрицание субстанцией себя и самоопределение в форме сущности. " Сущность - первое отрицание бытия, которое вследствие этого стало видимостью", бытие и сущность находятся в таком единстве, "при котором каждое имеет видимость в другом" (там же. Т. 3. M., 1972, с. 35). "Бытие в своем переходе в сущность стало видимостью или положенностью..." (с. 35.) В свою очередь, в сфере сущности происходит раздвоение на субъект и объект , самостоятельное и положенное - сущность внутри себя порождает некие формы как формы В. самой себя. "Рефлексия как абсолютная рефлексия - это сущность, имеющая видимость в самой себе, и предполагает себе только видимость, положенность... Рефлексия есть видимость сущности внутри самой себя" (там же. Т. 2, с. 22, 29). В ней иное выступает лишь как В., как непосредственное исчезание. В., по Гегелю, объективна и противоположна субъективной кажимости. Он поддержал идею И. Канта об объективности В. и не согласился с Парменидом в том, что В. противоположна бытию. У В. есть отрицательный и положительный моменты , и оба этих момента имеют своей основой бытие, но не небытие. "Непосредственность небытия есть как раз то, что составляет видимость; но это небытие есть не что иное, как отрицательность сущности в ней самой... Оба эти момента - ничтожность, но как удерживание, и бытие, но как момент, иначе говоря, сущая в себе отрицательность и рефлектированная непосредственность, составляющие моменты видимости, - суть тем самым моменты самой сущности" (там же. Т. 2, с. 16). Сущность определена внутри себя, поэтому она отличается от своего абсолютного единства и обладает В.; определенность бытия - причина В. Поскольку В. - отблеск оригинала в отражающем, и в отблеске нет непосредственно самого оригинала, то "видимость есть отрицательное, обладающее бытием, но в чем-то ином, в своем отрицании; она несамостоятельность, снятая в самой себе и ничтожная... Сущность, напротив, содержит внутри себя видимость как бесконечное внутреннее движение , которое определяет ее непосредственность как отрицательность, а ее отрицательность - как непосредственность, и, таким образом, есть видимость себя внутри самой себя. В этом своем самодвижении сущность есть рефлексия" (там же. Т. 2, с. 17, 18). В то же время В. несводима к "отрицательности", "ничтожности", "снятости" - в ней есть остаток бытия оригинала. В. - это определенность, сквозь которую просвечивает другая определенность, оригинал. Гегель признает, что В. имеет еще независимую от сущности непосредственную сторону и есть вообще некоторое иное сущности (там же, с. 14). Растворение ограниченного и конечного в абсолютном он именует положительной В. (там же, с. 178). Гегель выделяет две основные формы В.: абстрактную В. и реальную В. "Сущность сначала имеет видимость внутри самой себя, в своем простом тождестве; как таковая, она абстрактная рефлексия, чистое движение ничто через ничто обратно к самому себе. Когда сущность являет себя, она уже реальная видимость, так как моменты видимости обладают существованием ... Видимость - это то же самое опосредствование , но ее лишенные опоры моменты имеют в явлении вид непосредственной самостоятельности... Явление есть поэтому единство видимости и существования" (там же, с. 135). Когда определения формы обретают стихию устойчивости, их В. совершенствуется, переходя в явление, и такую самостоятельность существующего Гегель именует "существенной видимостью" (с. 111, 136). Гегелевская категория В. была воспринята, но огрублена и искажена марксистами. В справочных изданиях советского периода В. чаще всего отождествляли с противоположной ей (согласно Гегелю) "субъективной кажимостью " либо с "неадекватным выражением сущности ее односторонними проявлениями". Но В. несводима ни к кажимости, ни к извращенному отражению, хотя некоторые ее частные формы могут быть охарактеризованы как "кажимость" или "одностороннее проявление сущности". Д. В. Пивоваров

- понятие , противоположное подлинному бытию или тому, что есть на самом деле. Противоположение это имеет характер лишь относительный, определяясь более или менее глубоким анализом действительности. Так, для обыкновенного, ненаучного мнения данное вещественное тело во всей своей чувственной конкретности есть нечто подлинное, само по себе существующее, а отраженный образ того же тела в воде или в зеркале есть видимость . Но для физика и физиолога все данные в нашем чувственном опыте конкретные предметы суть лишь видимость, производимая сложными процессами отражения внешней действительности в наших органах чувств и нервных центрах. Подлинное бытие , с этой точки зрения, принадлежит лишь различным комбинациям и движениям невидимых атомов, составляющих реальный субстрат всех тел и явлений. Для философа -идеалиста этот механизм атомов, в свою очередь, есть лишь видимость, призрачный продукт рассудочного мышления, а настоящее бытие принадлежит только мыслящему уму и его внутренним актам . Наконец, для метафизика -мониста или пантеиста и человеческий ум, как отдельный самостоятельный субъект , оказывается лишь видимостью, а воистину есть лишь единая абсолютная субстанция или всеединый дух. Как бы то ни было, различение между видимостью и истинно-сущим всегда было и остается коренным нервом не только философского, но и вообще научного мышления. Определяемое более точно, понятие видимости совпадает с понятием явления. Вл. С.

– явление , проявляющее себя через кажимость , обманчивое явление.

просвечивание абсолютного через относительное, бесконечного через конечное , сущности через явление , иного через свое.

- обманчивое отражение , ложный образ , "пустая" кажимость (см. также Иллюзионизм ). В психологии различают созерцательную видимость (образ отражения и т. п., см. Инверсия ) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо объективно существующего (см. Явление , Реальность ); в этом смысле существует видимость всего данного в созерцании, которое принадлежит к сфере макрокосмоса и при этом может быть неидентичным с объективной действительностью . См. также Действительность.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога ...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение ) обладание информацией, ...
Язык - — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную ...
Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической ...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся ...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная ...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС . ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: