Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Сущность? Значение и толкование слова suschnost, определение термина


1) Сущность - (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории , обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи , субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. (" сущее -в-себе") и Я. жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С.") начал - несущая конструкция модели мировосприятия. По Канту, Я. - понятие -коррелят "вещи-в-себе", посредством Я. последняя предстает познающему субъекту (Я. как представление , порожденное С. в трансцендентальном субъекте). С. у Канта объективна (как " вещь -сама-по-себе") и неисчерпаема в собственном самобытном существовании. Кант был убежден в том, что то, чем вещь является для нас (" феномен ") и то, что она представляет собой на самом деле (" ноумен "), - это принципиально различные характеристики мира. Н.Гартман трактовал взаимосвязь С. и Я. следующим образом: сущее в себе есть являющееся в Я. В противном случае Я. было бы правомерно сводимо к простой "видимости". Я. же вещей - атрибут процесса познания человеком окружающего мира. В современных философских системах "С." и "Я." как понятийные средства отображения мира постепенно вытесняются такими категориями, как " Смысл " и " Текст " ( герменевтика и феноменология ) либо " Структура " (структуралистские учения).
2) Сущность - (греч. ousia, лат. essentia ) - природа вещи , то основное качество (или качества) вещи, без которых она как таковая не существует, не проявляет себя в разных ситуациях , событиях и взаимодействиях с другими вещами. В метафизике томизма рассматривается как вторичная по отношению к существованию - дару бытия от Бога.
3) Сущность - по [2] - смысл данной вещи , то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Изменившись, вещь превращается в другую вещь, обладающую иной сущностью , иным набором свойств. Сущность идет в паре с понятием явление , которое есть реализация сущности в конкретных условиях . Ассоциативный блок. Если вещь выходит за область данного нами определения, то она превращается в какую-то другую ( новое превращается в старое , целое в битое и т.д.).
4) Сущность - природа , внутренне присущая вещи ; комплекс основных характеристик. Понятие сущности, вопервых, противостоит понятию «акциденции»: она ( сущность ) составляет основу реальности, существенный характер вещи. Говорят, например, что правосудие непреклонно по самой своей сущности, т.е. «по дефиниции». Если бы оно было милосердным, то оно не было бы уже просто правосудием. Вовторых, сущность (природа или характеристики существа) противостоит существованию ( факту бытия). Последнее противопоставление, восходящее к св. Фоме Аквинскому, установив различие между метафизикой, изучающей характеристики или природу мира и Бога, и онтологией, изучающей факт существования, стало крайне распространенным в современной экзистенциальной философии: ведь эта философия противопоставляет сущность человека , идею, которую мы можем составить о самих себе, его существованию, сводящемуся к свободной инициативе свободы. Когда Сартр пишет, что человеческое существование предшествует сущности, он подчеркивает, что человеческая жизнь заранее не предопределена, но что она вечно создается, в зависимости от решений нашей свободной воли.
5) Сущность - - такие отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства.
6) Сущность - — совокупность таких свойств предмета , без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства. По Демокриту, С. вещи неотделима от самой вещи и производна от атомов, из которых она состоит. Согласно Платону , С. (« идея ») имеет сверхчувствительный нематериальный характер , вечна, бесконечна и является прообразом конкретных явлений. У Аристотеля С. (« форма вещей») существует в самих единичных вещах, но не выводится из того «материала», из которого построены последние. В средневековой философии С. любой конечной субстанции не включает в себя ее существования, но в случае Бога С. включает в себя существование . Дж. Локк, занимавший крайне номиналистическую позицию в вопросе об общем, считал схоластическую доктрину С. несостоятельной: С., насколько мы можем ее познать, есть чисто словесное явление и заключается просто в нахождении общего термина . В философии 20 в. понятие С. употребляется редко. Неопозитивизм отвергает сами по себе существующие С., признавая реальными только явления, «чувственные данные»; феноменология считает С. чисто идеальным образованием ; экзистенциализм рассматривает понятие существования безотносительно к понятию С. С., пишет Б. Рассел, «безнадежно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из ее свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой... В действительности, вопрос о "сущности" есть вопрос о том, как употреблять слова. Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же "вещи" или "лица". Фактически, однако, это лишь создает удобство словоупотребления... Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность , но в е щ ь — не может».
7) Сущность - - содержание изначального самоопределения воли.
8) Сущность - (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории , обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи , субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. (" сущее -в-себе") и Я. жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С") начал - несущая конструкция модели мировосприятия. По Канту, Я. - понятие -коррелят "вещи-в-себе", посредством Я. последняя предстает познающему субъекту (Я. как представление , порожденное С. в трансцендентальном субъекте). С. у Канта объективна (как " вещь -сама-по-себе") и неисчерпаема в собственном самобытном существовании. Кант был убежден в том, что то, чем вещь является для нас (" феномен ") и то, что она представляет собой на самом деле (" ноумен "), - это принципиально различные характеристики мира. Н. Гартман трактовал взаимосвязь С. и Я. следующим образом: сущее в себе есть являющееся в Я. В противном случае Я. было бы правомерно сводимо к простой "видимости". Я. же вещей - атрибут процесса познания человеком окружающего мира. В современных философских системах "С." и "Я." как понятийные средства отображения мира постепенно вытесняются такими категориями, как " Смысл " и " Текст " ( герменевтика и феноменология ) либо " Структура " (структуралистские учения). Л.А. Грицапов
9) Сущность - - это главное внутреннее содержание явления, определяющее его реальность и действительность .
10) Сущность - (также " чтотость " лат. quidditas ) - то, что составляет суть вещи , совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее . В таком случае говорят о "сущностях", которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.
11) Сущность - — смысл данной вещи , то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состоянии вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие “С.” очень важно для всякой философской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие , реальность и существование находятся в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность , к-рая порождает все вещи и ими управляет ( Платон , Гегель ). Для субъективно-Идеалистических направлений С. есть создание субъекта , проецирующего ее в виде вещей. Единственный правильный подход заключается в признании реальности объективной С. вещей и ее отражения в сознании. С. имеет место не вне вещей, а в них и через них, как их общее гл. свойство , как их закон . А человеческое познание постепенно овладевает С. объективного мира, все более углубляется в нее. Это знание используется для обратного воздействия на объективный мир с целью его практического преобразования. С. и явление сущности различны и вместе с тем неразделимы. С. переходит в явление, к-рое от этого становится проявлением С., а явление сущности выражает собою С., к-рая только поэтому и делает возможным оформление хаотической стихии явлений и их осмысление (ср. Действительность, Сущность и явление ) .
Сущность

(лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории , обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи , субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. (" сущее -в-себе") и Я. жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С.") начал - несущая конструкция модели мировосприятия. По Канту, Я. - понятие -коррелят "вещи-в-себе", посредством Я. последняя предстает познающему субъекту (Я. как представление , порожденное С. в трансцендентальном субъекте). С. у Канта объективна (как " вещь -сама-по-себе") и неисчерпаема в собственном самобытном существовании. Кант был убежден в том, что то, чем вещь является для нас (" феномен ") и то, что она представляет собой на самом деле (" ноумен "), - это принципиально различные характеристики мира. Н.Гартман трактовал взаимосвязь С. и Я. следующим образом: сущее в себе есть являющееся в Я. В противном случае Я. было бы правомерно сводимо к простой "видимости". Я. же вещей - атрибут процесса познания человеком окружающего мира. В современных философских системах "С." и "Я." как понятийные средства отображения мира постепенно вытесняются такими категориями, как " Смысл " и " Текст " ( герменевтика и феноменология ) либо " Структура " (структуралистские учения).

(греч. ousia, лат. essentia ) - природа вещи , то основное качество (или качества) вещи, без которых она как таковая не существует, не проявляет себя в разных ситуациях , событиях и взаимодействиях с другими вещами. В метафизике томизма рассматривается как вторичная по отношению к существованию - дару бытия от Бога.

по [2] - смысл данной вещи , то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Изменившись, вещь превращается в другую вещь, обладающую иной сущностью , иным набором свойств. Сущность идет в паре с понятием явление , которое есть реализация сущности в конкретных условиях . Ассоциативный блок. Если вещь выходит за область данного нами определения, то она превращается в какую-то другую ( новое превращается в старое , целое в битое и т.д.).

природа , внутренне присущая вещи ; комплекс основных характеристик. Понятие сущности, вопервых, противостоит понятию «акциденции»: она ( сущность ) составляет основу реальности, существенный характер вещи. Говорят, например, что правосудие непреклонно по самой своей сущности, т.е. «по дефиниции». Если бы оно было милосердным, то оно не было бы уже просто правосудием. Вовторых, сущность (природа или характеристики существа) противостоит существованию ( факту бытия). Последнее противопоставление, восходящее к св. Фоме Аквинскому, установив различие между метафизикой, изучающей характеристики или природу мира и Бога, и онтологией, изучающей факт существования, стало крайне распространенным в современной экзистенциальной философии: ведь эта философия противопоставляет сущность человека , идею, которую мы можем составить о самих себе, его существованию, сводящемуся к свободной инициативе свободы. Когда Сартр пишет, что человеческое существование предшествует сущности, он подчеркивает, что человеческая жизнь заранее не предопределена, но что она вечно создается, в зависимости от решений нашей свободной воли.

- такие отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства.

— совокупность таких свойств предмета , без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства. По Демокриту, С. вещи неотделима от самой вещи и производна от атомов, из которых она состоит. Согласно Платону , С. (« идея ») имеет сверхчувствительный нематериальный характер , вечна, бесконечна и является прообразом конкретных явлений. У Аристотеля С. (« форма вещей») существует в самих единичных вещах, но не выводится из того «материала», из которого построены последние. В средневековой философии С. любой конечной субстанции не включает в себя ее существования, но в случае Бога С. включает в себя существование . Дж. Локк, занимавший крайне номиналистическую позицию в вопросе об общем, считал схоластическую доктрину С. несостоятельной: С., насколько мы можем ее познать, есть чисто словесное явление и заключается просто в нахождении общего термина . В философии 20 в. понятие С. употребляется редко. Неопозитивизм отвергает сами по себе существующие С., признавая реальными только явления, «чувственные данные»; феноменология считает С. чисто идеальным образованием ; экзистенциализм рассматривает понятие существования безотносительно к понятию С. С., пишет Б. Рассел, «безнадежно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из ее свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой... В действительности, вопрос о "сущности" есть вопрос о том, как употреблять слова. Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же "вещи" или "лица". Фактически, однако, это лишь создает удобство словоупотребления... Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность , но в е щ ь — не может».

- содержание изначального самоопределения воли.

(лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории , обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи , субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. (" сущее -в-себе") и Я. жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С") начал - несущая конструкция модели мировосприятия. По Канту, Я. - понятие -коррелят "вещи-в-себе", посредством Я. последняя предстает познающему субъекту (Я. как представление , порожденное С. в трансцендентальном субъекте). С. у Канта объективна (как " вещь -сама-по-себе") и неисчерпаема в собственном самобытном существовании. Кант был убежден в том, что то, чем вещь является для нас (" феномен ") и то, что она представляет собой на самом деле (" ноумен "), - это принципиально различные характеристики мира. Н. Гартман трактовал взаимосвязь С. и Я. следующим образом: сущее в себе есть являющееся в Я. В противном случае Я. было бы правомерно сводимо к простой "видимости". Я. же вещей - атрибут процесса познания человеком окружающего мира. В современных философских системах "С." и "Я." как понятийные средства отображения мира постепенно вытесняются такими категориями, как " Смысл " и " Текст " ( герменевтика и феноменология ) либо " Структура " (структуралистские учения). Л.А. Грицапов

- это главное внутреннее содержание явления, определяющее его реальность и действительность .

(также " чтотость " лат. quidditas ) - то, что составляет суть вещи , совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее . В таком случае говорят о "сущностях", которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.

— смысл данной вещи , то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состоянии вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие “С.” очень важно для всякой философской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие , реальность и существование находятся в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность , к-рая порождает все вещи и ими управляет ( Платон , Гегель ). Для субъективно-Идеалистических направлений С. есть создание субъекта , проецирующего ее в виде вещей. Единственный правильный подход заключается в признании реальности объективной С. вещей и ее отражения в сознании. С. имеет место не вне вещей, а в них и через них, как их общее гл. свойство , как их закон . А человеческое познание постепенно овладевает С. объективного мира, все более углубляется в нее. Это знание используется для обратного воздействия на объективный мир с целью его практического преобразования. С. и явление сущности различны и вместе с тем неразделимы. С. переходит в явление, к-рое от этого становится проявлением С., а явление сущности выражает собою С., к-рая только поэтому и делает возможным оформление хаотической стихии явлений и их осмысление (ср. Действительность, Сущность и явление ) .

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога ...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение ) обладание информацией, ...
Язык - — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную ...
Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической ...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся ...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная ...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС . ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: