Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Спиритуализм? Значение и толкование слова spiritualizm, определение термина


1) Спиритуализм - (от лат. spiritualis - духовный ) - термин , употребляемый для обозначения объективно-идеалистич. концепций, рассматривающих дух в качестве первоосновы мира, субстанции, независимой от материи. В совр. иррационалистич. течениях в понятии «С», подчеркивается целостность духовного начала , к-рое не сводимо ни к разуму , ни к нравств. чувству и т. д. Спиритуалистическими являются все без исключения релит, верования.
2) Спиритуализм - - 1) признание реально существующим только духовного бытия; при этом материальное или телесное бытие мыслится как порожденное духовным, вторичное. Спиритуализму чужда вера в Воплощение , он "делает невозможным и ненужным искупление " (о. П.Флоренский); в силу характерного для него пренебрежения телесным оправдана его оценка как явления, близкого к гностицизму . 2) Изредка отождествляется со спиритизмом. В целом спиритуализм неправ, потому что пренебрегает значением для духовной жизни человека его деятельности в нашем мире, познания мира, включающего не только духовные прозрения, но и чувственные восприятия и работу мысли; кроме того спиритуализм пренебрегает также значением откровения.
3) Спиритуализм - доктрина , согласно которой всеобщей сублпанцией является дух (противоположно материализму ). Не следует путать с противопоставлением идеализма и реализма – учений об источнике познания, а не о природе бытия. Лейбниц, например, спиритуалист, поскольку сводит материю к энергии, а энергию к невидимой и неощутимой силе, природа которой духовна. Спиритуализм противостоит материализму не только подобно тому, как дух противостоит природе, но и как жизнь противостоит механизму : философия Бергсона, провозглашающая несводимость жизни к какой бы то ни было форме физикохимического механизма, представляет собой разновидность спиритуализма (в «Двух источниках морали и религии»), отождествляющую спонтанность жизни с творческой активностью духа. В более узком смысле спиритуалистическая психология – это психология, изучающая психологические феномены как продукты способностей души.
4) Спиритуализм - (от лат. spiritualis — духовный ) — 1. Филос. концепция , признающая дух и его формы субстанцией всего существующего. 2. Тенденция во фр. философии. Термин «С.» впервые применил к своей философии (эклектическому соединению нем. трансцендентализма и фр. консерватизма ) В. Кузен. В дальнейшем С. называли концепции фр. философов, для которых характерна попытка соединить примат духа и его свободного творчества с принципами позитивизма , рационализма и онтологического реализма (Ж. Лашелье, Ш. Ренувье, Э. Бутру, Л. Лавель, Л. Брюнсвик). 3. Учения итал. мыслителей эпохи Ри-сорджименто (А. Розмини-Сербати, В. Джоберти), соединявших доктрину католицизма с нем. Диалектикой духа. С. также называют теории некоторых итал. философов 20 в., неогегельянскую философию духа Дж. Джентиле и Б. Кроче, христианский «интегра-лизм» Шакки. 4. Термин «С.» иногда применяется как характеристика философии, подчеркивающей несводимость духа к материальному (природному) и господствующую роль духа в динамике бытия. Так, С. называют учения А. Бергсона, Дж. Сантаяны. 5. В англоязычной филос. литературе оппозиция «С. — материализм » иногда обозначает противоположные учения о бытии, тогда как оппозиция « идеализм — реализм» — противоположные учения о познании. О Киссель М.А. Диалектика как логика философии духа (Б. Кроче — Дж. Джентиле — R Коллингвуд) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.
5) Спиритуализм - (лат. spiritualis - духовный , spiritus - душа , дух) - философское воззрение, противоположное как материалистической, так и позитивистской концепциям сущего. Главный тезис С. - несводимость человека к природе. С. рассматривает дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную, "тонкую" субстанцию, существующую внеположенно материи и независимо от нее. Как философский термин "С", был введен в употребление Кузеном ( начало 19 в.); в дальнейшем С. стали называть ряд французских и итальянских философских школ 19-20 вв. (Бутру, Ренувье, Бергсон и др.). Концепция философского С. постулировала следующие основания: философия не может терять собственные исследовательские процедуры и проблемные поля - наука и естествознание , структура и границы которых нуждаются в постоянном уточнении, не в состоянии заменить ее; человек, обладающий рефлексией, сознанием и свободой, - уникальный природный феномен ; без возвращения "души к себе самой" немыслимо постижение человека как объект , могущий быть познанным лишь с помощью нетрадиционного инструментария; в контексте веры в трансцендентность и абсолютность Бога С. не допускал возможности Его отождествления с конечным. По существу спиритуалистическими являются все религиозные верования в бытие Бога и бессмертие души . Согласно утверждению Блаватской, сущность религий суть теософия , доктрина , учащая, что все существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом Вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа - есть "чистый С". В философии С. синтезируются самые разнообразные культурные феномены древности ( магия , мистика , теургия , астрология и др.) и Нового времени (месмеризм, гипнотизм , экстрасенсорика, парапсихология и др.), утверждающие субстанциональность духовного начала и занимающихся практическим изучением психических, астральных, ментальных явлений. Редукция концептуального С. при аппликации его на массовое сознание проявляется в спиритических сеансах, среди экстрасенсов, занимающихся "контактами с астральными планами бытия" и т.п. А.А. Грицанов, В.В. Лобач
6) Спиритуализм - (лат. spiritus , дух) - учения, ставящие во главу угла духовные реальности.
7) Спиритуализм - (от лат. spiritus дух) - философское направление, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности: действительность ( абсолют ) духовна, а телесное - продукт или способ проявления Бога, либо нечто совершенно не существующее, или даже чистое представление . Противоположность - материализм . Термин часто служит также для обозначения идеализма .
8) Спиритуализм - (лат. spiritus - дух). 1. Идеалистическое учение о духовной первооснове мира. Для одних спиритуалистов материальный мир — это способ проявления бога и его способностей, для др.— иллюзия человеческого сознания. Приверженцы С. признают независимое от тела существование души. Последовательные спиритуалисты предлагают заменить науку слепой верой в духов и божественное провидение . 2. В зап. философии термином “С.” зачастую обозначается идеализм .
Спиритуализм

(от лат. spiritualis - духовный ) - термин , употребляемый для обозначения объективно-идеалистич. концепций, рассматривающих дух в качестве первоосновы мира, субстанции, независимой от материи. В совр. иррационалистич. течениях в понятии «С», подчеркивается целостность духовного начала , к-рое не сводимо ни к разуму , ни к нравств. чувству и т. д. Спиритуалистическими являются все без исключения релит, верования.

- 1) признание реально существующим только духовного бытия; при этом материальное или телесное бытие мыслится как порожденное духовным, вторичное. Спиритуализму чужда вера в Воплощение , он "делает невозможным и ненужным искупление " (о. П.Флоренский); в силу характерного для него пренебрежения телесным оправдана его оценка как явления, близкого к гностицизму . 2) Изредка отождествляется со спиритизмом. В целом спиритуализм неправ, потому что пренебрегает значением для духовной жизни человека его деятельности в нашем мире, познания мира, включающего не только духовные прозрения, но и чувственные восприятия и работу мысли; кроме того спиритуализм пренебрегает также значением откровения.

доктрина , согласно которой всеобщей сублпанцией является дух (противоположно материализму ). Не следует путать с противопоставлением идеализма и реализма – учений об источнике познания, а не о природе бытия. Лейбниц, например, спиритуалист, поскольку сводит материю к энергии, а энергию к невидимой и неощутимой силе, природа которой духовна. Спиритуализм противостоит материализму не только подобно тому, как дух противостоит природе, но и как жизнь противостоит механизму : философия Бергсона, провозглашающая несводимость жизни к какой бы то ни было форме физикохимического механизма, представляет собой разновидность спиритуализма (в «Двух источниках морали и религии»), отождествляющую спонтанность жизни с творческой активностью духа. В более узком смысле спиритуалистическая психология – это психология, изучающая психологические феномены как продукты способностей души.

(от лат. spiritualis — духовный ) — 1. Филос. концепция , признающая дух и его формы субстанцией всего существующего. 2. Тенденция во фр. философии. Термин «С.» впервые применил к своей философии (эклектическому соединению нем. трансцендентализма и фр. консерватизма ) В. Кузен. В дальнейшем С. называли концепции фр. философов, для которых характерна попытка соединить примат духа и его свободного творчества с принципами позитивизма , рационализма и онтологического реализма (Ж. Лашелье, Ш. Ренувье, Э. Бутру, Л. Лавель, Л. Брюнсвик). 3. Учения итал. мыслителей эпохи Ри-сорджименто (А. Розмини-Сербати, В. Джоберти), соединявших доктрину католицизма с нем. Диалектикой духа. С. также называют теории некоторых итал. философов 20 в., неогегельянскую философию духа Дж. Джентиле и Б. Кроче, христианский «интегра-лизм» Шакки. 4. Термин «С.» иногда применяется как характеристика философии, подчеркивающей несводимость духа к материальному (природному) и господствующую роль духа в динамике бытия. Так, С. называют учения А. Бергсона, Дж. Сантаяны. 5. В англоязычной филос. литературе оппозиция «С. — материализм » иногда обозначает противоположные учения о бытии, тогда как оппозиция « идеализм — реализм» — противоположные учения о познании. О Киссель М.А. Диалектика как логика философии духа (Б. Кроче — Дж. Джентиле — R Коллингвуд) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.

(лат. spiritualis - духовный , spiritus - душа , дух) - философское воззрение, противоположное как материалистической, так и позитивистской концепциям сущего. Главный тезис С. - несводимость человека к природе. С. рассматривает дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную, "тонкую" субстанцию, существующую внеположенно материи и независимо от нее. Как философский термин "С", был введен в употребление Кузеном ( начало 19 в.); в дальнейшем С. стали называть ряд французских и итальянских философских школ 19-20 вв. (Бутру, Ренувье, Бергсон и др.). Концепция философского С. постулировала следующие основания: философия не может терять собственные исследовательские процедуры и проблемные поля - наука и естествознание , структура и границы которых нуждаются в постоянном уточнении, не в состоянии заменить ее; человек, обладающий рефлексией, сознанием и свободой, - уникальный природный феномен ; без возвращения "души к себе самой" немыслимо постижение человека как объект , могущий быть познанным лишь с помощью нетрадиционного инструментария; в контексте веры в трансцендентность и абсолютность Бога С. не допускал возможности Его отождествления с конечным. По существу спиритуалистическими являются все религиозные верования в бытие Бога и бессмертие души . Согласно утверждению Блаватской, сущность религий суть теософия , доктрина , учащая, что все существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом Вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа - есть "чистый С". В философии С. синтезируются самые разнообразные культурные феномены древности ( магия , мистика , теургия , астрология и др.) и Нового времени (месмеризм, гипнотизм , экстрасенсорика, парапсихология и др.), утверждающие субстанциональность духовного начала и занимающихся практическим изучением психических, астральных, ментальных явлений. Редукция концептуального С. при аппликации его на массовое сознание проявляется в спиритических сеансах, среди экстрасенсов, занимающихся "контактами с астральными планами бытия" и т.п. А.А. Грицанов, В.В. Лобач

(лат. spiritus , дух) - учения, ставящие во главу угла духовные реальности.

(от лат. spiritus дух) - философское направление, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности: действительность ( абсолют ) духовна, а телесное - продукт или способ проявления Бога, либо нечто совершенно не существующее, или даже чистое представление . Противоположность - материализм . Термин часто служит также для обозначения идеализма .

(лат. spiritus - дух). 1. Идеалистическое учение о духовной первооснове мира. Для одних спиритуалистов материальный мир — это способ проявления бога и его способностей, для др.— иллюзия человеческого сознания. Приверженцы С. признают независимое от тела существование души. Последовательные спиритуалисты предлагают заменить науку слепой верой в духов и божественное провидение . 2. В зап. философии термином “С.” зачастую обозначается идеализм .

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога ...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение ) обладание информацией, ...
Язык - — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную ...
Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической ...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся ...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная ...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС . ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: