Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Спиноза? Значение и толкование слова spinoza, определение термина


Спиноза - (Spinoza) Бенедикт (1632-77) - нидерл. философ -материалист, критик библейского канона еврейского Ветхого завета. Гл. задачу своей философии С. видел в разработке этической теории, основывающейся на учении о вечной и бесконечной природе, или субстанции, к-рая действует согласно собственным вечным необходимым законам, и «модусах», к-рыми являются все вещи материального мира и все души людей. В человеке тело и мыслящая душа - одна и та же сущность , только рассматривается со стороны либо протяжения, либо мышления. Условием разработки этики С. полагал предварительное познание телесных процессов и связей в человеке. Он приблизил метод психологии к методам механики и физики и свел сложность и многообразие психической жизни к двум, как он думал , простым началам : разуму , отождествив его с волей, и страстям (аффектам). Все первичные аффекты (он различал три их вида: радость , печаль и вожделение) и мн. производные от них вырастают, по С., из стремления каждой вещн к сохранению своего существования. Человек руководствуется не моральным законом добра и не отвращением от зла, а стремлением к самосохранению и собственной выгоде, к-рое только и определяет добродетель , выступающую как человеческая мощь. На этих натуралистических основаниях С. построил свое учение о свободе. Человеческую природу он ставит в зависимость от аффектов. Отказ от идеалистического представления о свободе воли, о независимости ее от определяющих поведение мотивов не привел С. к отрицанию возможности свободы для человека. С. разъяснил, что понятие о свободе не противоречат понятию о необходимости: вещь , существующая необходимо, может в то же время быть свободаой, если она существует по необходимости одной лишь собственной природы. В этом смысле свободна субстанция ( природа , или бог): ее существование обусловлено только ее собственной сущностью. В этом же смысле может быть свободен и человек, т. к. при определенных условиях он может выйти из рабства у аффектов. Всякий аффект перестает быть пассивным состоянием , как только человек образует о нем ясную и отчетливую идею, т. е. познает его. Свобода и есть, по С., познание необходимости, ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Эта диалектическая идея С. была выдающимся достижением материалистической философии. Из учения С. следовало, что для разных людей существуют различные степени свободы. Хотя познание, как таковое, бессильно перед аффектами, оно само может стать аффектом ( любовь к познанию). Радость познания может подавить все др. аффекты и т. обр. привести человека к величайшей свободе. Ограниченность учения С. о свободе проявляется в том, что он исчерпывает свободу познанием необходимости и добровольным согласием с необходимостью ; он не связывает материальную практику с осуществлением свободы (в этом его учение сходно со стоицизмом). Свобода для С. - господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию. Круг субъектов свободы у него крайне ограничен - это отрешенные от жизненной практики мудрецы , содержание жизни к-рых составляет « интеллектуальная любовь к богу », т.е. страсть к познанию. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично. Осн. соч. С.: «Богословско - политический трактат » (1670), « Этика » (1677).
Спиноза

(Spinoza) Бенедикт (1632-77) - нидерл. философ -материалист, критик библейского канона еврейского Ветхого завета. Гл. задачу своей философии С. видел в разработке этической теории, основывающейся на учении о вечной и бесконечной природе, или субстанции, к-рая действует согласно собственным вечным необходимым законам, и «модусах», к-рыми являются все вещи материального мира и все души людей. В человеке тело и мыслящая душа - одна и та же сущность , только рассматривается со стороны либо протяжения, либо мышления. Условием разработки этики С. полагал предварительное познание телесных процессов и связей в человеке. Он приблизил метод психологии к методам механики и физики и свел сложность и многообразие психической жизни к двум, как он думал , простым началам : разуму , отождествив его с волей, и страстям (аффектам). Все первичные аффекты (он различал три их вида: радость , печаль и вожделение) и мн. производные от них вырастают, по С., из стремления каждой вещн к сохранению своего существования. Человек руководствуется не моральным законом добра и не отвращением от зла, а стремлением к самосохранению и собственной выгоде, к-рое только и определяет добродетель , выступающую как человеческая мощь. На этих натуралистических основаниях С. построил свое учение о свободе. Человеческую природу он ставит в зависимость от аффектов. Отказ от идеалистического представления о свободе воли, о независимости ее от определяющих поведение мотивов не привел С. к отрицанию возможности свободы для человека. С. разъяснил, что понятие о свободе не противоречат понятию о необходимости: вещь , существующая необходимо, может в то же время быть свободаой, если она существует по необходимости одной лишь собственной природы. В этом смысле свободна субстанция ( природа , или бог): ее существование обусловлено только ее собственной сущностью. В этом же смысле может быть свободен и человек, т. к. при определенных условиях он может выйти из рабства у аффектов. Всякий аффект перестает быть пассивным состоянием , как только человек образует о нем ясную и отчетливую идею, т. е. познает его. Свобода и есть, по С., познание необходимости, ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Эта диалектическая идея С. была выдающимся достижением материалистической философии. Из учения С. следовало, что для разных людей существуют различные степени свободы. Хотя познание, как таковое, бессильно перед аффектами, оно само может стать аффектом ( любовь к познанию). Радость познания может подавить все др. аффекты и т. обр. привести человека к величайшей свободе. Ограниченность учения С. о свободе проявляется в том, что он исчерпывает свободу познанием необходимости и добровольным согласием с необходимостью ; он не связывает материальную практику с осуществлением свободы (в этом его учение сходно со стоицизмом). Свобода для С. - господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию. Круг субъектов свободы у него крайне ограничен - это отрешенные от жизненной практики мудрецы , содержание жизни к-рых составляет « интеллектуальная любовь к богу », т.е. страсть к познанию. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично. Осн. соч. С.: «Богословско - политический трактат » (1670), « Этика » (1677).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога ...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение ) обладание информацией, ...
Язык - — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную ...
Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической ...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся ...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная ...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС . ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: