Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Самодвижение? Значение и толкование слова samodvizhenie, определение термина


Самодвижение - — движение , имеющее источник, причину в самой движущейся вещи . Концепция С.. противостоит концепции “внешнего толчка”, как якобы единственной причины происходящих в природе изменений. В истории философии возникновение и формирование категории С. было связано, во-первых, с постановкой вопроса о “начале” мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых, с трудностями объяснения реальных процессов развития. Древн. материалисты пытались объяснить движение из присущих самой природе сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия ), “ любовь ” и “ ненависть ” (Эмпедокл), атомы и пустота ( Левкипп , Демокрит). Выведение изменений из потустороннего реальному миру идеального начала было характерным для идеалистических систем ( Платон ). Особую остроту проблема понимания причины движения приобрела с возникновением христианской догмы сотворения мира. Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология переносит этот источник вовне (“ деятельность ” бога). Теоретическая (методологическая) несостоятельность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противостоять идее “первотолчка” (ньютоновская механика) и не способно объяснить реальные процессы развития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразование метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика . Спинозовская идея causa sui ( причина самой себя), лейбницевский принцип монады как самодеятельной, самоопределяющейся субстанции, кантовские идеи развития неба, земли и человека , идея эволюции в философии Шеллинга, наконец, гегелевская идеалистическая диалектика — вехи на пути формирования концепции С., состоящей не в чем ином, как в “некотором изображении противоречия” ( Гегель ). Марксистская философия, отстаивая материалистический подход к С., подчеркивает диалектическое содержание категории С., ее несовместимость с метафизическим и плоскоэволюционистским пониманием развития (простое уменьшение, увеличение, повторение) и неразрывную связь с диалектической концепцией развития как единства и борьбы противоположностей.
Самодвижение

— движение , имеющее источник, причину в самой движущейся вещи . Концепция С.. противостоит концепции “внешнего толчка”, как якобы единственной причины происходящих в природе изменений. В истории философии возникновение и формирование категории С. было связано, во-первых, с постановкой вопроса о “начале” мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых, с трудностями объяснения реальных процессов развития. Древн. материалисты пытались объяснить движение из присущих самой природе сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия ), “ любовь ” и “ ненависть ” (Эмпедокл), атомы и пустота ( Левкипп , Демокрит). Выведение изменений из потустороннего реальному миру идеального начала было характерным для идеалистических систем ( Платон ). Особую остроту проблема понимания причины движения приобрела с возникновением христианской догмы сотворения мира. Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология переносит этот источник вовне (“ деятельность ” бога). Теоретическая (методологическая) несостоятельность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противостоять идее “первотолчка” (ньютоновская механика) и не способно объяснить реальные процессы развития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразование метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика . Спинозовская идея causa sui ( причина самой себя), лейбницевский принцип монады как самодеятельной, самоопределяющейся субстанции, кантовские идеи развития неба, земли и человека , идея эволюции в философии Шеллинга, наконец, гегелевская идеалистическая диалектика — вехи на пути формирования концепции С., состоящей не в чем ином, как в “некотором изображении противоречия” ( Гегель ). Марксистская философия, отстаивая материалистический подход к С., подчеркивает диалектическое содержание категории С., ее несовместимость с метафизическим и плоскоэволюционистским пониманием развития (простое уменьшение, увеличение, повторение) и неразрывную связь с диалектической концепцией развития как единства и борьбы противоположностей.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Схоластика - (от лат. schola школа) школьная наука ...
Схолии - (от лат. scholion возникающее из школы) ...
Сциентизм - (от лат. scientia наука ) абсолютизация ...
Счастье - состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, ...
Сюрреализм - (франц. surrealisme, букв. сверхреализм) сложившееся приблизительно ...
Самосознание - — выделение человеком себя из объективного мира, осознание ...
Санкхья - 1. Одна из концепций, изложенных в древнеинд. эпосе ...
Сарасвати - — см. Даянанда. ...
Свойство - — сторона предмета обусловливающая его различие или сходство ...
Семантика - — раздел семиотики. ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: