Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Самобытность? Значение и толкование слова samobytnost, определение термина


Самобытность - - существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного об-ва, к-рые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах . С. можно определить и как способность поддержания присущих данному об-ву принципов социокультурной регуляции в разл. ситуациях . Проблематика С./идентичности восходит к концепциям культурного плюрализма , утверждавшимся в рамках как культурной антропологии, так и теории цивилизаций. Однако вопрос о соотношении универсалий и локальных культур был существенной антитезой философии культуры и теор. культурологии на протяжении 19-20 вв. Концептуальное оформление этой проблематики происходило лишь в 70-х гг., в ходе преодоления парадигмы " модернизация -традиционность", обнаружившей свою явную неадекватность при объяснении культурных процессов, совершавшихся в незап. странах. Категория идентичности во многом вытеснила "традицию" как неадекватное понятие для описания существ, процессов в культуре. Этой проблематике уделялось огромное внимание на междунар. конференциях в 70-е гг., и авторитетом ЮНЕСКО было признано принципиальное значение принципа С. (идентичности) в культурном самоопределении об-ва и в междунар. отношениях . В документах ЮНЕСКО С. определяется как "жизненное ядро культуры, тот динамич. принцип, через к-рый об-во, опираясь на свое прошлое, черпая силу в своих внутр. возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет процесс постоянного развития". Т.о., в С. совмещается преемственность и способность к переменам. Рус. термин более полно передает оттенки этого понятия, чем его англ. или франц. коррелят - "идентичность". До недавнего времени употреблялся еще менее адекватный термин " личность ". Термины "идентичность" и "личность" заимствованы из социальной психологии, где они успешно применялись для обозначения внутр. определенности и самосознания личности, а также этнич., религ., социальных, половых, возрастных и профессиональных слоев и групп. Эта определенность сохраняется во всех изменениях данных групп и в их ролевых отношениях. Перенос этого понятия на культурные феномены нац. уровня вызвал немало проблем, связанных с соотношением действительных культурных характеристик и их осознанием. Понятие "С." тесно связано с полит, понятиями "независимость" и " суверенитет ". Недостаток приведенных определений понятия "С." в том, что в них очень тесно переплетаются объективные и субъективные аспекты и установить их соотношение представляется невозможным. Нередко в это понятие вкладывается либо самосознание об-ва или индивида , либо, напротив, дорефлективный смысл бытия , что с трудом поддается аналитич. определению, необходимому для социальной теории. Лит.: Ерасов Б.С. Культура , религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М.. 1990; Abdel-Maiek A. Social Dialectics. V. 1: Civilization and Social Theory. L., 1981; Identity: Personal and Socio-Cultural: a Symposium. Uppsala, 1983. Б. С. Ерасов
Самобытность

- существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного об-ва, к-рые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах . С. можно определить и как способность поддержания присущих данному об-ву принципов социокультурной регуляции в разл. ситуациях . Проблематика С./идентичности восходит к концепциям культурного плюрализма , утверждавшимся в рамках как культурной антропологии, так и теории цивилизаций. Однако вопрос о соотношении универсалий и локальных культур был существенной антитезой философии культуры и теор. культурологии на протяжении 19-20 вв. Концептуальное оформление этой проблематики происходило лишь в 70-х гг., в ходе преодоления парадигмы " модернизация -традиционность", обнаружившей свою явную неадекватность при объяснении культурных процессов, совершавшихся в незап. странах. Категория идентичности во многом вытеснила "традицию" как неадекватное понятие для описания существ, процессов в культуре. Этой проблематике уделялось огромное внимание на междунар. конференциях в 70-е гг., и авторитетом ЮНЕСКО было признано принципиальное значение принципа С. (идентичности) в культурном самоопределении об-ва и в междунар. отношениях . В документах ЮНЕСКО С. определяется как "жизненное ядро культуры, тот динамич. принцип, через к-рый об-во, опираясь на свое прошлое, черпая силу в своих внутр. возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет процесс постоянного развития". Т.о., в С. совмещается преемственность и способность к переменам. Рус. термин более полно передает оттенки этого понятия, чем его англ. или франц. коррелят - "идентичность". До недавнего времени употреблялся еще менее адекватный термин " личность ". Термины "идентичность" и "личность" заимствованы из социальной психологии, где они успешно применялись для обозначения внутр. определенности и самосознания личности, а также этнич., религ., социальных, половых, возрастных и профессиональных слоев и групп. Эта определенность сохраняется во всех изменениях данных групп и в их ролевых отношениях. Перенос этого понятия на культурные феномены нац. уровня вызвал немало проблем, связанных с соотношением действительных культурных характеристик и их осознанием. Понятие "С." тесно связано с полит, понятиями "независимость" и " суверенитет ". Недостаток приведенных определений понятия "С." в том, что в них очень тесно переплетаются объективные и субъективные аспекты и установить их соотношение представляется невозможным. Нередко в это понятие вкладывается либо самосознание об-ва или индивида , либо, напротив, дорефлективный смысл бытия , что с трудом поддается аналитич. определению, необходимому для социальной теории. Лит.: Ерасов Б.С. Культура , религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М.. 1990; Abdel-Maiek A. Social Dialectics. V. 1: Civilization and Social Theory. L., 1981; Identity: Personal and Socio-Cultural: a Symposium. Uppsala, 1983. Б. С. Ерасов

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Светское - "ко свету (миру) в различных значениях относящееся, ...
Секуляризация - " процесс освобождения определенных сфер общества и ...
Синергетика - " новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное ...
Система - "объединение некоторого разнообразия в единое и четко ...
Среда - внешнее по отношению к системе пространство во ...
Сверхорганическое - одно из понятий, использовавшихся в истории социальной ...
Сверхъестественное - важнейшая мировоззренческая категория обозначающая области бытия и ...
Символизм - худож. направление, сложившееся в зап.европ. культуре в ...
Сон - 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной ...
Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: