Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Плюрализм? Значение и толкование слова pljuralizm, определение термина


1) Плюрализм - - 1) Видение мира, в котором многообразие сущего объясняется порожденным несколькими или же неопределенно большим числом различных начал, каждое из которых существует независимо от других и не сводится к ним. Примеры : земля , вода , воздух и огонь у Эмпедокла, атомы у Демокрита, монады у Лейбница. Плюрализм противостоит монизму и дуализму и его преимущество - в лучших возможностях описать разнообразие мира. 2) Плюрализм присущ философии как таковой - каждое из множества имеющихся философских учений дает определенный подход к истине, но ни одно не достигает и не выражает ее полно и убедительно. Его происхождение - от сложности и многообразия мира, от различий в свободных личных выборах каждого мыслителя и от несовершенства наших знаний. Факт существования плюрализма означает, что истина пребывает не иначе как над различными философскими учениями и лишь частично присутствует в них самих.
2) Плюрализм - (от лат. plures - множественный) - философско-мировоззренческая позиция , согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), форм и принципов знания, теорий, методов (П. в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (П. в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (П. в аксиологии). История философии свидетельствует о противоборстве П. и монизма , утверждающего единственность основополагающего принципа бытия. Для философии конца XIX - начала XX в. была характерна преимущественно монистическая ориентация. Это нашло свое выражение в поиске последних оснований познания и бытия, которые определялись либо как нейтральный опыт ( эмпириомонизм ), либо как абсолютная идея ( абсолютный идеализм ), либо как идеальные сущности ( феноменология ). Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - как, напр., различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается П. в онтологии и гносеологии, что находит свое выражение во введении положений о независимых друг от друга атомарных фактах (Витгенштейн), многообразии событий и форм опыта (Джеймс), множестве событий и процессов (Уайтхед). В современной философии П. наиболее ярко представлен в персонализме , который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам , связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический П. и П. в аксиологии, подчеркивающие многообразие ценностей, избегая релятивизма и нигилизма , утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни. В современной гносеологии поворот от фундаментализма к фаллибилизму , от монизма к П. осуществлен в критическом рационализме Поппера, "методологическом анархизме " Фейерабенда и "методологическом П." X. Шпинера. Они выдвинули так называемый принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высшей степени подтвержденными и общепризнанными. В гносеологии и методологии П. предполагает допущение одновременного существования конкурирующих теорий, "картин мира", исследовательских программ, соперничество различных методологических стратегий. Методологический П. делает акцент на многообразии межтеоретических отношений, на взаимной критике и конкуренции теорий, несоизмеримых друг с другом, выдвигает новую модель прогресса научного знания. Критический рационализм Поппера послужил философским обоснованием этического и демократического П., который предполагает принцип легитимации многообразия как в обществе, так и в науке, ориентирует общество на общее благо (подобно тому как наука ориентируется на истину), признает необходимость урегулирования конфликтов и достижения консенсуса как в науке, так и в обществе. Методологический П. подчеркивает важность конкурентной демократии, рассматривая ее как политическую форму, которая допускает существование рациональной конкуренции альтернатив. Фейерабенд расширяет идею плюрализма теорий до плюрализма традиций, усматривая в равноправии и равном доступе к власти всех традиций, существующих в обществе, основную черту плюралистической демократии. А. П. Огурцов
3) Плюрализм - - с одной стороны, терпимость к мнениям и поступкам других людей, не совпадающих с собственными, а с другой - множественность мнений по одному и тому же вопросу . Плюрализм в обществе является явлением естественным, или, по меньшей мере, желаемым. Множественность мнений по поводу одного и того же явления или отношения со стороны индивидуума может обернуться его беспринципностью и тому подобными вещами.
4) Плюрализм - а) в узком смысле философская концепция , протиивоположная монизму , согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных вполне самостоятельных сущностей, не сводимых к единому началу; б) методологический подход , основное требование которого охватить по возможности все стороны и связи изучаемого предмета , использовать в познании и в социальной деятельности любые методы , средства, формы, приемы и др.
5) Плюрализм - (лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая позиция , утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса , стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона . Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм , признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер . Сюда следует отнести такие направления, как материализм , абсолютный идеализм , эмпириомонизм , феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме , согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам ; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и Ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п. Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт , предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. (См. также: Идеология , Монизм, Дуализм ). Л.С. Дудинский
6) Плюрализм - (от лат. pluralis множественный) - философская (метафизическая) точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле ) и монадология . Само выражение " плюрализм " ведет свое происхождение от Хр. Вольфа. Современная философия , отклоняющая всякий монизм , плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований (см. Персонализм ), детерминированных сущностей и "слоев бытия". В особенно яркой форме плюрализм представлен у Уильяма Джемса, в философии жизни и неотомизме .
7) Плюрализм - (лат. pluralis — множественный) 1. В философии — концепция , противостоящая монизму , исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин “П.” введен в философию в начале 19 в. (X. Вольф). В зависимости от того или иного решения основного вопроса философии П. может быть как материалистическим — Эмпедокл (в онтологии), Спиноза (в гносеологии), так и идеалистическим — Лейбниц. Особая форма философского П.— дуализм , постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. П. в гносеологии и философии науки отстаивают такие направления, как конвенционализм , нек-рые постпозитивистские концепции (“анархическая теория познания ” Фейерабенда, критический рационализм и др.). Теоретико-познавательная основа философского П.— релятивизм . Гносеологический П. отрицает принципиальное единство знания, кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам ( наука , художественное творчество , обыденное знание , магия , миф, мистика и т. д.), взаимоисключающих (“несоизмеримых”) “картин мира”. Плюралистические концепции, как правило , отрицают или недооценивают принцип развития, без учета к-рого невозможно объединить в единое целое множество качественно разнородных, по видимости совершенно не связанных друг с другом явлений и форм. За пределами осн. вопроса философии и проблемы материального единства и многообразия мира противопоставление П. и монистических установок не носит абсолютного характера . Мировоззрение и методология П. могут содержать рациональные моменты , предохраняющие от абсолютизации исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т. д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию и борьбу различных теоретико-познавательных и методологических программ. 2. Принцип организации и функционирования демократической политической системы, предполагающий наличие в об-ве многообразных самостоятельных социальных и политических групп и образований, способных оказывать влияние на формирование политики и в то же время не обладающих монополией на власть . Политический П. предполагает последовательное проведение принципа разделения власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляется в форме правового государства. Концепция политического П. развивается рядом течений совр. немарксистской политологии (теории плюралистической демократии). В последние годы понятие “П.” широко используется в политической теории и социальной практике социализма . Формирующееся понятие социалистического П. фиксирует происходящий в теории и практике строительства нового об-ва отход от упрощенного понимания демократии, от административно-командной системы управления, искусственного единообразия и утверждения многообразия интересов, форм политической жизни, мнений и взглядов в рамках социалистической политики и идеологии. Экономическая основа политического П.— существование и развитие многообразия форм собственности. Для осуществления и успешного функционирования социалистического П. необходимы: всесторонняя демократизация об-ва при одновременном сужении сферы государственной регламентации, рост и развитие социальных институтов, выражающих многообразие интересов, укрепление социалистического правового государства, преодоление догматизма и застоя в духовной жизни об-ва и утверждение развитой политической и общей культуры. Применительно к сфере международных отношений П. тесно связан с формированием нового политического мышления.
Плюрализм

- 1) Видение мира, в котором многообразие сущего объясняется порожденным несколькими или же неопределенно большим числом различных начал, каждое из которых существует независимо от других и не сводится к ним. Примеры : земля , вода , воздух и огонь у Эмпедокла, атомы у Демокрита, монады у Лейбница. Плюрализм противостоит монизму и дуализму и его преимущество - в лучших возможностях описать разнообразие мира. 2) Плюрализм присущ философии как таковой - каждое из множества имеющихся философских учений дает определенный подход к истине, но ни одно не достигает и не выражает ее полно и убедительно. Его происхождение - от сложности и многообразия мира, от различий в свободных личных выборах каждого мыслителя и от несовершенства наших знаний. Факт существования плюрализма означает, что истина пребывает не иначе как над различными философскими учениями и лишь частично присутствует в них самих.

(от лат. plures - множественный) - философско-мировоззренческая позиция , согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), форм и принципов знания, теорий, методов (П. в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (П. в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (П. в аксиологии). История философии свидетельствует о противоборстве П. и монизма , утверждающего единственность основополагающего принципа бытия. Для философии конца XIX - начала XX в. была характерна преимущественно монистическая ориентация. Это нашло свое выражение в поиске последних оснований познания и бытия, которые определялись либо как нейтральный опыт ( эмпириомонизм ), либо как абсолютная идея ( абсолютный идеализм ), либо как идеальные сущности ( феноменология ). Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - как, напр., различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается П. в онтологии и гносеологии, что находит свое выражение во введении положений о независимых друг от друга атомарных фактах (Витгенштейн), многообразии событий и форм опыта (Джеймс), множестве событий и процессов (Уайтхед). В современной философии П. наиболее ярко представлен в персонализме , который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам , связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический П. и П. в аксиологии, подчеркивающие многообразие ценностей, избегая релятивизма и нигилизма , утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни. В современной гносеологии поворот от фундаментализма к фаллибилизму , от монизма к П. осуществлен в критическом рационализме Поппера, "методологическом анархизме " Фейерабенда и "методологическом П." X. Шпинера. Они выдвинули так называемый принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высшей степени подтвержденными и общепризнанными. В гносеологии и методологии П. предполагает допущение одновременного существования конкурирующих теорий, "картин мира", исследовательских программ, соперничество различных методологических стратегий. Методологический П. делает акцент на многообразии межтеоретических отношений, на взаимной критике и конкуренции теорий, несоизмеримых друг с другом, выдвигает новую модель прогресса научного знания. Критический рационализм Поппера послужил философским обоснованием этического и демократического П., который предполагает принцип легитимации многообразия как в обществе, так и в науке, ориентирует общество на общее благо (подобно тому как наука ориентируется на истину), признает необходимость урегулирования конфликтов и достижения консенсуса как в науке, так и в обществе. Методологический П. подчеркивает важность конкурентной демократии, рассматривая ее как политическую форму, которая допускает существование рациональной конкуренции альтернатив. Фейерабенд расширяет идею плюрализма теорий до плюрализма традиций, усматривая в равноправии и равном доступе к власти всех традиций, существующих в обществе, основную черту плюралистической демократии. А. П. Огурцов

- с одной стороны, терпимость к мнениям и поступкам других людей, не совпадающих с собственными, а с другой - множественность мнений по одному и тому же вопросу . Плюрализм в обществе является явлением естественным, или, по меньшей мере, желаемым. Множественность мнений по поводу одного и того же явления или отношения со стороны индивидуума может обернуться его беспринципностью и тому подобными вещами.

а) в узком смысле философская концепция , протиивоположная монизму , согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных вполне самостоятельных сущностей, не сводимых к единому началу; б) методологический подход , основное требование которого охватить по возможности все стороны и связи изучаемого предмета , использовать в познании и в социальной деятельности любые методы , средства, формы, приемы и др.

(лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая позиция , утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса , стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона . Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм , признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер . Сюда следует отнести такие направления, как материализм , абсолютный идеализм , эмпириомонизм , феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме , согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам ; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и Ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п. Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт , предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. (См. также: Идеология , Монизм, Дуализм ). Л.С. Дудинский

(от лат. pluralis множественный) - философская (метафизическая) точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле ) и монадология . Само выражение " плюрализм " ведет свое происхождение от Хр. Вольфа. Современная философия , отклоняющая всякий монизм , плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований (см. Персонализм ), детерминированных сущностей и "слоев бытия". В особенно яркой форме плюрализм представлен у Уильяма Джемса, в философии жизни и неотомизме .

(лат. pluralis — множественный) 1. В философии — концепция , противостоящая монизму , исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин “П.” введен в философию в начале 19 в. (X. Вольф). В зависимости от того или иного решения основного вопроса философии П. может быть как материалистическим — Эмпедокл (в онтологии), Спиноза (в гносеологии), так и идеалистическим — Лейбниц. Особая форма философского П.— дуализм , постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. П. в гносеологии и философии науки отстаивают такие направления, как конвенционализм , нек-рые постпозитивистские концепции (“анархическая теория познания ” Фейерабенда, критический рационализм и др.). Теоретико-познавательная основа философского П.— релятивизм . Гносеологический П. отрицает принципиальное единство знания, кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам ( наука , художественное творчество , обыденное знание , магия , миф, мистика и т. д.), взаимоисключающих (“несоизмеримых”) “картин мира”. Плюралистические концепции, как правило , отрицают или недооценивают принцип развития, без учета к-рого невозможно объединить в единое целое множество качественно разнородных, по видимости совершенно не связанных друг с другом явлений и форм. За пределами осн. вопроса философии и проблемы материального единства и многообразия мира противопоставление П. и монистических установок не носит абсолютного характера . Мировоззрение и методология П. могут содержать рациональные моменты , предохраняющие от абсолютизации исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т. д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию и борьбу различных теоретико-познавательных и методологических программ. 2. Принцип организации и функционирования демократической политической системы, предполагающий наличие в об-ве многообразных самостоятельных социальных и политических групп и образований, способных оказывать влияние на формирование политики и в то же время не обладающих монополией на власть . Политический П. предполагает последовательное проведение принципа разделения власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляется в форме правового государства. Концепция политического П. развивается рядом течений совр. немарксистской политологии (теории плюралистической демократии). В последние годы понятие “П.” широко используется в политической теории и социальной практике социализма . Формирующееся понятие социалистического П. фиксирует происходящий в теории и практике строительства нового об-ва отход от упрощенного понимания демократии, от административно-командной системы управления, искусственного единообразия и утверждения многообразия интересов, форм политической жизни, мнений и взглядов в рамках социалистической политики и идеологии. Экономическая основа политического П.— существование и развитие многообразия форм собственности. Для осуществления и успешного функционирования социалистического П. необходимы: всесторонняя демократизация об-ва при одновременном сужении сферы государственной регламентации, рост и развитие социальных институтов, выражающих многообразие интересов, укрепление социалистического правового государства, преодоление догматизма и застоя в духовной жизни об-ва и утверждение развитой политической и общей культуры. Применительно к сфере международных отношений П. тесно связан с формированием нового политического мышления.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога ...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение ) обладание информацией, ...
Язык - — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную ...
Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической ...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся ...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная ...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС . ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: