Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Метод? Значение и толкование слова metod, определение термина


1) Метод - (от греч. methodos - путь , способ исследования, обучения, изложения) - совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность . Существует множество классификаций М. познания. В частности, выделяют частные специальные М. отдельных конкретных наук, напр. М. механики, оптики, термодинамики, химического анализа , критический анализ источников как М. исторической науки, сравнительный М. в языкознании и т. п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М.,т. е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение , измерение , эксперимент , индуктивный М., М. гипотез, М. формальной логики и т. п. И наконец, наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются философские М., напр. метафизический и диалектический М., М. восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез , идеализация и абстракция , сравнение и т. п. Наряду с указанной классификацией широким распространением пользуется также разделение М. науки на эмпирические и теоретические М. познания. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практического действия. Поэтому иногда М. называют научные принципы и теории; напр., вариационные принципы механики - принцип возможных перемещений, принцип наименьшего действия, принцип Д&Аламбера и т. п. - выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной механической системы. Материалистическую диалектику часто также называют всеобщим М. познания и действия. Возможно, в этом случае лучше говорить о методологической функции законов и теорий науки, принципов философии. Учение о М. называется методологией.
2) Метод - (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности ( идеал "методологического монизма "), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез , аналогию, обобщение , идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило , опосредуются другими, более приватными, тем не менее, именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту , характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки , умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику.
3) Метод - [гр.methodos - исследование ] - способ исследования явлений, осознанный планомерный путь познания и создания информационных блоков; вообще - прием , способ или образ действия. Как примеры , можно привести: диалектические методы , метод систематических исследований, метод "случайного поиска", метод "научного тыка", метод проб и ошибок, эвристический метод, метод исследования операций и т.п.
4) Метод - совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция – организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Вопрос о методе – это вопрос о пути, о направлении исследования): комплекс процессов, приводящих ум к определенному результату. «Методы» ума составили первичный предмет логики; среди естественных умственных ходов она выделила два очень общих процесса мысли: дедукцию (представляющую собой заключение от общего к частному) и индукцию (с помощью которой ум переходит от частного к общему). Среди предельно общих движений мысли можно также выделить синтез и. анализ . Изучение методов исследования и научного познания – это предмет эпистемологии. Метод философского познания, или рефлексивный метод, определяется как диалектика , т.е. как такой ход мысли, который ведет нас от одной идеи к прямо противоположной и так вплоть до познания истины.
5) Метод - - способ построения и обоснования систем знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
6) Метод - (от греч. methodos — путь , способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность . Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические М.: можно говорить о М. художественного творчества; М. обработки информации; М. ведения войны и т.д. Философия рассматривает в основном М. познания. Существует нисколько различных классификаций этих М. Так, выделяют частные, специальные М. конкретных наук, напр. М. механики, сравнительный М. в языкознании, М. анкетирования в социологии, радиоуглеродный М. в археологии и т.п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М., т.е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение , измерение , экспериментальный М., индуктивный М., гипотетико-дедуктивный М., моделирование и т.п. И, наконец, наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются анализ и синтез , идеализация и абстрагирование , сравнение , обобщение и т.п. Широким распространением пользуется также разделение М. науки на теоретические и эмпирические. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. Поэтому иногда М. называют научные принципы и теории, напр, вариационные принципы механики — принцип возможных перемещений, принцип наименьшего действия, принцип ДАламбера и т.п., которые выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной механической системы. Возможно, в этом случае лучше говорить о методологической функции законов и теорий науки. Учение о М. называется методологией. О Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948; Методы научного познания и физика . М., 1985.
7) Метод - (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности ( идеал "методологического монизма "), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез , аналогию, обобщение , идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило , опосредуются другими, более приватными, тем не менее именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту , характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки , умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко
8) Метод - - способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества. Для идеалистов метод есть некая совокупность правил, произвольно создаваемых человеческим умом ради "удобства" познания, следовательно, метод рассматривается как чисто субъективная категория . В марксизме метод, способ познания действительности лишь тогда может быть правильным, научным, если он отражает объективные законы самой действительности (материалистическая диалектика ). Только знание этих законов позволяет правильно подходить к явлениям природы и общества, правильно исследовать их. Следовательно, марксистская философия понимает метод не как сумму правил, произвольно созданных человеческим умом, а как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
9) Метод - (от греч. methodos - путь , исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету , руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели (см. Учение о методе ) и последовательно ли использует он этот метод в ходе работы. Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду ( идеал "методологического монизма "), показали, что "универсального метода" не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода. Метод и система являются осн. направляющими линиями науки.
10) Метод - (греч. methodos—буквально “ путь к ч.-л.”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность . М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета . Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция , дедукция , анализ и синтез , аналогия , сравнение , эксперимент , наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия , в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания — материалистическую диалектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального мира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектико-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике.
Метод

(от греч. methodos - путь , способ исследования, обучения, изложения) - совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность . Существует множество классификаций М. познания. В частности, выделяют частные специальные М. отдельных конкретных наук, напр. М. механики, оптики, термодинамики, химического анализа , критический анализ источников как М. исторической науки, сравнительный М. в языкознании и т. п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М.,т. е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение , измерение , эксперимент , индуктивный М., М. гипотез, М. формальной логики и т. п. И наконец, наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются философские М., напр. метафизический и диалектический М., М. восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез , идеализация и абстракция , сравнение и т. п. Наряду с указанной классификацией широким распространением пользуется также разделение М. науки на эмпирические и теоретические М. познания. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практического действия. Поэтому иногда М. называют научные принципы и теории; напр., вариационные принципы механики - принцип возможных перемещений, принцип наименьшего действия, принцип Д&Аламбера и т. п. - выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной механической системы. Материалистическую диалектику часто также называют всеобщим М. познания и действия. Возможно, в этом случае лучше говорить о методологической функции законов и теорий науки, принципов философии. Учение о М. называется методологией.

(греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности ( идеал "методологического монизма "), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез , аналогию, обобщение , идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило , опосредуются другими, более приватными, тем не менее, именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту , характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки , умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику.

[гр.methodos - исследование ] - способ исследования явлений, осознанный планомерный путь познания и создания информационных блоков; вообще - прием , способ или образ действия. Как примеры , можно привести: диалектические методы , метод систематических исследований, метод "случайного поиска", метод "научного тыка", метод проб и ошибок, эвристический метод, метод исследования операций и т.п.

совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция – организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Вопрос о методе – это вопрос о пути, о направлении исследования): комплекс процессов, приводящих ум к определенному результату. «Методы» ума составили первичный предмет логики; среди естественных умственных ходов она выделила два очень общих процесса мысли: дедукцию (представляющую собой заключение от общего к частному) и индукцию (с помощью которой ум переходит от частного к общему). Среди предельно общих движений мысли можно также выделить синтез и. анализ . Изучение методов исследования и научного познания – это предмет эпистемологии. Метод философского познания, или рефлексивный метод, определяется как диалектика , т.е. как такой ход мысли, который ведет нас от одной идеи к прямо противоположной и так вплоть до познания истины.

- способ построения и обоснования систем знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

(от греч. methodos — путь , способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность . Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические М.: можно говорить о М. художественного творчества; М. обработки информации; М. ведения войны и т.д. Философия рассматривает в основном М. познания. Существует нисколько различных классификаций этих М. Так, выделяют частные, специальные М. конкретных наук, напр. М. механики, сравнительный М. в языкознании, М. анкетирования в социологии, радиоуглеродный М. в археологии и т.п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М., т.е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение , измерение , экспериментальный М., индуктивный М., гипотетико-дедуктивный М., моделирование и т.п. И, наконец, наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются анализ и синтез , идеализация и абстрагирование , сравнение , обобщение и т.п. Широким распространением пользуется также разделение М. науки на теоретические и эмпирические. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. Поэтому иногда М. называют научные принципы и теории, напр, вариационные принципы механики — принцип возможных перемещений, принцип наименьшего действия, принцип ДАламбера и т.п., которые выступают в качестве М. изучения равновесия и движения несвободной механической системы. Возможно, в этом случае лучше говорить о методологической функции законов и теорий науки. Учение о М. называется методологией. О Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948; Методы научного познания и физика . М., 1985.

(греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности ( идеал "методологического монизма "), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез , аналогию, обобщение , идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило , опосредуются другими, более приватными, тем не менее именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту , характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки , умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

- способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества. Для идеалистов метод есть некая совокупность правил, произвольно создаваемых человеческим умом ради "удобства" познания, следовательно, метод рассматривается как чисто субъективная категория . В марксизме метод, способ познания действительности лишь тогда может быть правильным, научным, если он отражает объективные законы самой действительности (материалистическая диалектика ). Только знание этих законов позволяет правильно подходить к явлениям природы и общества, правильно исследовать их. Следовательно, марксистская философия понимает метод не как сумму правил, произвольно созданных человеческим умом, а как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

(от греч. methodos - путь , исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету , руководствуясь своей гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели (см. Учение о методе ) и последовательно ли использует он этот метод в ходе работы. Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду ( идеал "методологического монизма "), показали, что "универсального метода" не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода. Метод и система являются осн. направляющими линиями науки.

(греч. methodos—буквально “ путь к ч.-л.”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность . М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета . Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция , дедукция , анализ и синтез , аналогия , сравнение , эксперимент , наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия , в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания — материалистическую диалектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального мира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектико-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога ...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение ) обладание информацией, ...
Язык - — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную ...
Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической ...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся ...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная ...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС . ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: