Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Абсолют? Значение и толкование слова absoljut, определение термина


1) Абсолют - Самосуществующая метафизическая суб-станция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической протяженностью , сознательностью , моничностью. Абсолют не есть бог, персона , интеллект , разум , идея . Он не является бесконечным или конечным, делящимся на центр и периферию. Это онтологическая волна , запредельный смысло -тонусный (смысло-тонический, смысло-тоно-вый) импульс . К нему совершенно не приложимы категории структуры, информации, энергии. Будучи вневременным и самостоятельным, абсолют небезначален. Он - начало , поглотившее праначало.
2) Абсолют - (лат. absolutum - ничем не обусловленный) - 1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее, всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, Всеединство . 3) Термином " Абсолют " нередко обозначают Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для теистической мысли Природа - не Абсолют. 4) "Абсолют в себе" иногда соотносят с Абсолютом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли Логос - Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и Абсолют в становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения Простоты Бога. 5) "Абсолютное таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно" (Б.Вышеславцев). 6) "Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом Абсолюта" (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как Абсолюта: в Абсолюте нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному.
3) Абсолют - (от лат. absolutus - безусловный , неограниченный) - философское понятие , обозначающее всеобщую основу мира. Полноту Бытия и совершенство . А. мыслится как творческое первоначало всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта . А. един, вечен и противоположен всякому относительному и обусловленному существованию. В философский оборот термин "А." был введен в конце XVIII в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби как синоним пантеистически трактуемой Б. Спинозой природы (безличного бога). Затем, благодаря философским системам Шеллинга и Гегеля, А. превратился в категорию, которая обобщила такие предельно общие понятия, как " единое ", " апейрон ", "нус", " логос ", "дао", "все", " субстанция ", "всеобщий субстрат ", "неизмеримое", "непознаваемое", " бездна бытия", "совершенство", "максимум" и " минимум ". Древние идеи о "пратхи", "ци", "брахме", "пустоте", "порядке", "морфе" и т. д. близки по смыслу понятию А. Ныне размытые представления об А. применяются в обыденно-расширительном смысле практически во всех сферах человеческой жизни: А. могут именовать физические пределы и константы (например, абсолютно-черное тело , абсолютная скорость света ), характер социального управления (абсолютная монархия ), высшие достижения в искусстве (например, абсолютный шедевр), спорте (абсолютный рекорд мира) и т. п. Философы объективно-идеалистического направления обычно уравнивают А. с Богом, Абсолютным Духом, Абсолютной Идеей, Абсолютным "Я", при этом из предельного совершенства А. выводят суждения о неизменности и себетождественности А. Философы -материалисты, напротив, чаше всего понимают под А. материю, описывая материальное начало либо как неподвижную и самодостаточную сущность , либо как вечно изменяющуюся и обновляющуюся основу мироздания. При решении проблемы о принципиальной познаваемости А. в религии и философии сложились два противоположных подхода . 1) Апофатический (отрицательный): об А., беспредельном и бесконечно полном, ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что он есть. 2) Катафатический (утвердительный): А. обладает множеством совершенств (абсолютной простотой, абсолютной сложностью, способностью связывать весь универсум воедино, пребывать во всем и т. д.); разные атрибуты А. могут быть перечислены и частично познаны людьми. Какой же метод познания А. следует считать наиболее правильным и предпочтительным? На этот счет существуют три основные мнения. Философы интуитивистской ориентации полагают, что А. невозможно постичь в формах образного знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как нечто прямо данное нашей совести, интуиции, вере. Философы-дедуктивисты, сомневающиеся в реальности феномена непосредственного знания, предпочитают говорить о логических методах познания А.: атрибуты А. выводимы из общего понятия А. подобно тому, как из понятия треугольника мы умеем выводить всю сумму свойств треугольника. Философы-эмпирики усматривают лучший способ познания А. в индуктивных обобщениях фактов об удивительной целесообразности, связности и гармоничности мира. Религия и философия создали несколько обобщенных образов А.: а) личностный Бог (религии авраамического цикла , теизм ); б) неперсонифицированное бытие как абсолютный исток всякого существования ( Брахман , Единый без атрибутов, Татхагата , материя ); в) А., внутренне присущий каждому человеку (вечный Атман , Просвещенный Разум , Святой Дух, диалектическое противоречие ); г) Абсолютная цель ( нирвана , Параматман . Царство Небесное, коммунизм ); д) Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан); е) А., воздвигнутый на основе откровения родоначальника той или иной религии, доктрины, философии (Космический Будда , Предвечный Христос , сверхчеловек , вечно живой Ленин); ж) А. как вечный закон (рита, дхарма , дао, логос. Тора , закон единства и борьбы противоположностей ). Основной проблемой религии и философии, вероятно, является вопрос о связи человека и А., имеющий три аспекта : 1) существует ли А.; 2) как его познать; 3) как мы должны себя вести исходя из своих представлений об А. Д. В. Пивоваров
4) Абсолют - (лат.-обособленнй, неограниченный): понятие , противоположное термину «относительное», выражающее полное и завершенное совершенство кого-либо или чего-либо, а также первооснову, первоначало всего сущего . Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, Космической Мудрости, идее, разуму , долгу , воле, интуиции, материи. Абсолютность качеств этих объектов якобы не зависит от их субъективного восприятия человеком. В широком смысле слова абсолют (абсолютное) означает нечто универсальное и не подвергаемое сомнению.
5) Абсолют - (лат. absolutus — безусловный , неограниченный, безотносительный, совершенный) — вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории "Бога, или Природы" в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы : Абсолютный Дух , Абсолютная идея , Беспредельность, Абсолютный Разум , Мудрость , Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие . А. в религиях — Божество; в философиях — Абсолютная идея или Материя ; в искусстве — Красота ; в науке — истинное знание ; в жизни человека — достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство — Бог Отец и Христос ; мусульманство — Аллах ; индуизм — Брахман ; буддизм — Ади-Будда ; даосизм — Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах : у Пифагора это Единица; у Платона — Единое или Благо ; у Конфуция — Поднебесная; у Аристотеля — "Перводвигатель"; у Шанкары — Брахман ; у Фихте — Абсолютное "Я"; у Гегеля — Абсолютная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма , отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается "непосредственно опытом". В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях ( неоплатонизм , йога , суфизм , исихазм ) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект , А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт . Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент , когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. — реален и присутствует. Он — неощутим, но Он есть. Определенный А. — это воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна , Иисус Христос ). А. — неизрекаем. В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и его синонимов — одна из гарантий постоянного развития философии. (См. также: Абсолютное и Относительное , Абсолютная идея). В.В. Лобач
6) Абсолют - - то, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности, ущербности, несовершенства реальных средств; высший Идеал , Бог.
7) Абсолют - (лат. absolutus — безусловный ) — философское понятие , используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта , к-рый “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. А. для религии есть бог, у Фихте — это “Я”: в философии Гегеля в роли А. выступает мировой разум ( абсолютный дух ): у Шопенгауэра воля , у Бергсона - интуиция . Диалектический материализм отвергает такие представления об А. как ненаучные.
Абсолют

Самосуществующая метафизическая суб-станция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической протяженностью , сознательностью , моничностью. Абсолют не есть бог, персона , интеллект , разум , идея . Он не является бесконечным или конечным, делящимся на центр и периферию. Это онтологическая волна , запредельный смысло -тонусный (смысло-тонический, смысло-тоно-вый) импульс . К нему совершенно не приложимы категории структуры, информации, энергии. Будучи вневременным и самостоятельным, абсолют небезначален. Он - начало , поглотившее праначало.

(лат. absolutum - ничем не обусловленный) - 1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее, всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, Всеединство . 3) Термином " Абсолют " нередко обозначают Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для теистической мысли Природа - не Абсолют. 4) "Абсолют в себе" иногда соотносят с Абсолютом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли Логос - Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и Абсолют в становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения Простоты Бога. 5) "Абсолютное таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно" (Б.Вышеславцев). 6) "Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом Абсолюта" (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как Абсолюта: в Абсолюте нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному.

(от лат. absolutus - безусловный , неограниченный) - философское понятие , обозначающее всеобщую основу мира. Полноту Бытия и совершенство . А. мыслится как творческое первоначало всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта . А. един, вечен и противоположен всякому относительному и обусловленному существованию. В философский оборот термин "А." был введен в конце XVIII в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби как синоним пантеистически трактуемой Б. Спинозой природы (безличного бога). Затем, благодаря философским системам Шеллинга и Гегеля, А. превратился в категорию, которая обобщила такие предельно общие понятия, как " единое ", " апейрон ", "нус", " логос ", "дао", "все", " субстанция ", "всеобщий субстрат ", "неизмеримое", "непознаваемое", " бездна бытия", "совершенство", "максимум" и " минимум ". Древние идеи о "пратхи", "ци", "брахме", "пустоте", "порядке", "морфе" и т. д. близки по смыслу понятию А. Ныне размытые представления об А. применяются в обыденно-расширительном смысле практически во всех сферах человеческой жизни: А. могут именовать физические пределы и константы (например, абсолютно-черное тело , абсолютная скорость света ), характер социального управления (абсолютная монархия ), высшие достижения в искусстве (например, абсолютный шедевр), спорте (абсолютный рекорд мира) и т. п. Философы объективно-идеалистического направления обычно уравнивают А. с Богом, Абсолютным Духом, Абсолютной Идеей, Абсолютным "Я", при этом из предельного совершенства А. выводят суждения о неизменности и себетождественности А. Философы -материалисты, напротив, чаше всего понимают под А. материю, описывая материальное начало либо как неподвижную и самодостаточную сущность , либо как вечно изменяющуюся и обновляющуюся основу мироздания. При решении проблемы о принципиальной познаваемости А. в религии и философии сложились два противоположных подхода . 1) Апофатический (отрицательный): об А., беспредельном и бесконечно полном, ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что он есть. 2) Катафатический (утвердительный): А. обладает множеством совершенств (абсолютной простотой, абсолютной сложностью, способностью связывать весь универсум воедино, пребывать во всем и т. д.); разные атрибуты А. могут быть перечислены и частично познаны людьми. Какой же метод познания А. следует считать наиболее правильным и предпочтительным? На этот счет существуют три основные мнения. Философы интуитивистской ориентации полагают, что А. невозможно постичь в формах образного знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как нечто прямо данное нашей совести, интуиции, вере. Философы-дедуктивисты, сомневающиеся в реальности феномена непосредственного знания, предпочитают говорить о логических методах познания А.: атрибуты А. выводимы из общего понятия А. подобно тому, как из понятия треугольника мы умеем выводить всю сумму свойств треугольника. Философы-эмпирики усматривают лучший способ познания А. в индуктивных обобщениях фактов об удивительной целесообразности, связности и гармоничности мира. Религия и философия создали несколько обобщенных образов А.: а) личностный Бог (религии авраамического цикла , теизм ); б) неперсонифицированное бытие как абсолютный исток всякого существования ( Брахман , Единый без атрибутов, Татхагата , материя ); в) А., внутренне присущий каждому человеку (вечный Атман , Просвещенный Разум , Святой Дух, диалектическое противоречие ); г) Абсолютная цель ( нирвана , Параматман . Царство Небесное, коммунизм ); д) Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан); е) А., воздвигнутый на основе откровения родоначальника той или иной религии, доктрины, философии (Космический Будда , Предвечный Христос , сверхчеловек , вечно живой Ленин); ж) А. как вечный закон (рита, дхарма , дао, логос. Тора , закон единства и борьбы противоположностей ). Основной проблемой религии и философии, вероятно, является вопрос о связи человека и А., имеющий три аспекта : 1) существует ли А.; 2) как его познать; 3) как мы должны себя вести исходя из своих представлений об А. Д. В. Пивоваров

(лат.-обособленнй, неограниченный): понятие , противоположное термину «относительное», выражающее полное и завершенное совершенство кого-либо или чего-либо, а также первооснову, первоначало всего сущего . Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, Космической Мудрости, идее, разуму , долгу , воле, интуиции, материи. Абсолютность качеств этих объектов якобы не зависит от их субъективного восприятия человеком. В широком смысле слова абсолют (абсолютное) означает нечто универсальное и не подвергаемое сомнению.

(лат. absolutus — безусловный , неограниченный, безотносительный, совершенный) — вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории "Бога, или Природы" в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы : Абсолютный Дух , Абсолютная идея , Беспредельность, Абсолютный Разум , Мудрость , Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие . А. в религиях — Божество; в философиях — Абсолютная идея или Материя ; в искусстве — Красота ; в науке — истинное знание ; в жизни человека — достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство — Бог Отец и Христос ; мусульманство — Аллах ; индуизм — Брахман ; буддизм — Ади-Будда ; даосизм — Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах : у Пифагора это Единица; у Платона — Единое или Благо ; у Конфуция — Поднебесная; у Аристотеля — "Перводвигатель"; у Шанкары — Брахман ; у Фихте — Абсолютное "Я"; у Гегеля — Абсолютная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма , отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается "непосредственно опытом". В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях ( неоплатонизм , йога , суфизм , исихазм ) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект , А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт . Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент , когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. — реален и присутствует. Он — неощутим, но Он есть. Определенный А. — это воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна , Иисус Христос ). А. — неизрекаем. В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и его синонимов — одна из гарантий постоянного развития философии. (См. также: Абсолютное и Относительное , Абсолютная идея). В.В. Лобач

- то, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности, ущербности, несовершенства реальных средств; высший Идеал , Бог.

(лат. absolutus — безусловный ) — философское понятие , используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта , к-рый “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. А. для религии есть бог, у Фихте — это “Я”: в философии Гегеля в роли А. выступает мировой разум ( абсолютный дух ): у Шопенгауэра воля , у Бергсона - интуиция . Диалектический материализм отвергает такие представления об А. как ненаучные.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога ...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение ) обладание информацией, ...
Язык - — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную ...
Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической ...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся ...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная ...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС . ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: