Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Чувственность? Значение и толкование слова chuvstvennost, определение термина


1) Чувственность - (Sinnlichkeit - нем.) В кантовской философии - обозначение одной из важнейших человеческих познавательных способностей. По Канту, чувственность есть способность созерцания вследствие внешних воздействий (этим она отличается от интеллектуального созерцания). Пассивность чувственности обусловливает отнесение ее Кантом к низшим способностям души. Кант не разделяет общего в XVIII в. мнения, согласно которому чувственность и рассудок имеют единое происхождение, но отличаются степенью отчетливости своих познаний. Кант полагает, что чувственные представления (в том числе чистые) происходят из совершенно обособленного от рассудочных представлений источника. При этом чувственные познания могут быть столь же отчетливыми, как и рассудочные (что доказывает математика ). Смешение чувственности и рассудка может принести немало вреда метафизике. В отличие от рассудочных, чувственные представления всегда показывают единичные объекты и дают непосредственное знание о предмете. В чувственном восприятии необходимо различать форму и материю ( ощущение ). Форма чувственности заложена в душе априори , тогда как содержание имеет внешний источник (однако при этом ощущения в некотором смысле более субъективны, чем формы рецептивности - Кант в известном смысле сохраняет верность старому различению "первичных" и "вторичных" качеств). Кант признает наличие двух априорных форм чувственности - пространства и времени. Фундаментальными свойствами пространства являются континуальность и трехмерность, времени - непрерывность и одномерность. Кант выделяет три модуса времени - постоянство, последовательность и одновременность . Время рассматривается им как форма внутреннего чувства , пространство - внешнего. Время шире пространства, так как охватывает все возможные перцепции. Кант пытался доказать, что восприятие изменений во времени ("поток сознания") предполагает пространственные восприятия (демонстрируя тем самым глубинную связь между пространством и временем и отвергая возможность "одинокой" душевной жизни) Трактовка пространства и времени в качестве априорных форм чувственности позволяет Канту, в частности, обосновать возможность априорных синтетических познаний в геометрии как науке о пространстве, ибо при таком понимании мы в должны быть в состоянии еще до конкретных пространственных и временных ощущений антиципировать их сущностные характеристики. Отделяя чувственность от рассудка, Кант в то же время подчеркивает, что реальный процесс восприятия включает целый ряд синтезов (т.е. актов спонтанности) и никоим образом не может обойтись без участия высших познавательных способностей.
2) Чувственность - способность испытывать чувства , иметь впечатления. Термин используется в двух различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения; 2) предрасположенность к испытанию чувств, эмоций. В первом случае чувственность – это способность к восприятию ( ощущение ); во втором – форма аффективности ( чувство ).
Чувственность

(Sinnlichkeit - нем.) В кантовской философии - обозначение одной из важнейших человеческих познавательных способностей. По Канту, чувственность есть способность созерцания вследствие внешних воздействий (этим она отличается от интеллектуального созерцания). Пассивность чувственности обусловливает отнесение ее Кантом к низшим способностям души. Кант не разделяет общего в XVIII в. мнения, согласно которому чувственность и рассудок имеют единое происхождение, но отличаются степенью отчетливости своих познаний. Кант полагает, что чувственные представления (в том числе чистые) происходят из совершенно обособленного от рассудочных представлений источника. При этом чувственные познания могут быть столь же отчетливыми, как и рассудочные (что доказывает математика ). Смешение чувственности и рассудка может принести немало вреда метафизике. В отличие от рассудочных, чувственные представления всегда показывают единичные объекты и дают непосредственное знание о предмете. В чувственном восприятии необходимо различать форму и материю ( ощущение ). Форма чувственности заложена в душе априори , тогда как содержание имеет внешний источник (однако при этом ощущения в некотором смысле более субъективны, чем формы рецептивности - Кант в известном смысле сохраняет верность старому различению "первичных" и "вторичных" качеств). Кант признает наличие двух априорных форм чувственности - пространства и времени. Фундаментальными свойствами пространства являются континуальность и трехмерность, времени - непрерывность и одномерность. Кант выделяет три модуса времени - постоянство, последовательность и одновременность . Время рассматривается им как форма внутреннего чувства , пространство - внешнего. Время шире пространства, так как охватывает все возможные перцепции. Кант пытался доказать, что восприятие изменений во времени ("поток сознания") предполагает пространственные восприятия (демонстрируя тем самым глубинную связь между пространством и временем и отвергая возможность "одинокой" душевной жизни) Трактовка пространства и времени в качестве априорных форм чувственности позволяет Канту, в частности, обосновать возможность априорных синтетических познаний в геометрии как науке о пространстве, ибо при таком понимании мы в должны быть в состоянии еще до конкретных пространственных и временных ощущений антиципировать их сущностные характеристики. Отделяя чувственность от рассудка, Кант в то же время подчеркивает, что реальный процесс восприятия включает целый ряд синтезов (т.е. актов спонтанности) и никоим образом не может обойтись без участия высших познавательных способностей.

способность испытывать чувства , иметь впечатления. Термин используется в двух различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения; 2) предрасположенность к испытанию чувств, эмоций. В первом случае чувственность – это способность к восприятию ( ощущение ); во втором – форма аффективности ( чувство ).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога ...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение ) обладание информацией, ...
Язык - — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную ...
Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической ...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся ...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная ...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС . ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: