Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое таинство? Значение и толкование слова tainstvo, определение термина


таинство -

(греч. mysterion, лат. sacramentum), в христианстве - священнодействие, отличающееся от других обрядов тем, что оно было установлено самим Христом. Христианский сакраментализм основан на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Христа, продолжается в церкви, поэтому определенные священнодействия, установленные по воле Христа, рассматриваются как видимые образы и источник благодати, сообщаемой им людям. Христианские конфессии расходятся в понимании и оценке природы, действенности, числа и необходимости христианских таинств, а также - в способах их совершения.

Природа. Традиционное христианское учение о таинствах выражается в классической формуле, которая восходит к Августину, определявшему таинство как "видимый знак невидимой благодати, установленный Христом во спасение человеку". Петр Ломбардский (ум. 1160), разъясняя эту формулу, говорил, что таинство есть знак невидимой благодати в том смысле, что оно является ее видимым образом и действующей причиной. Это разъяснение принимают и Римско-католическая церковь, и Восточные церкви. Протестанты в целом отрицают здесь строго причинную связь: для них таинства просто символизируют благодать.

Действенность. Католическая церковь проповедует учение о таинствах, принятое Тридентским собором и гласящее, что тем, кто не противится, таинство сообщается уже "в силу свого совершения" (ex opere operato). Последнее означает, что действенность таинств зависит исключительно от божественной воли, выраженной в установлении таинств Христом и в его обетованиях. Бог есть главная действующая причина (causa efficiens) благодати, человечество Христа есть сопряженная с ней орудийная причина (causa conjuncta instrumentalis), а сами таинства - орудийные причины, не сопряженные с Божеством. Восточные церкви придерживаются сходного учения о действенности таинств. Протестантские же богословы, исходя из своего понимания оправдания, видят в таинствах знаки и свидетельства благой воли Бога по отношению к людям или верности людей Богу. На этом основаны все протестантские доктрины, касающиеся таинств: их объединяет то, что на первый план они выдвигают веру и что они отвергают жесткую причинно-следственную обусловленность.

Число таинств. Первоначально церковные авторы использовали термин "таинства" нестрого и применяли его ко многим священнодействиям, однако в 12 в. число таинств было сведено к семи: крещению, конфирмации (миропомазанию), евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку. Римско-католическая церковь и Восточные церкви с небольшими различиями признают только эти семь таинств. Англиканская церковь различает два великих таинства (крещение, рассматривающееся как первое в порядке таинств и по степени необходимости, и евхаристию, первенствующую по важности) и пять "меньших" таинств. Протестанты в большинстве своем признают таинствами только крещение и евхаристию. Квакеры и Армия спасения вообще не признают таинств.

Необходимость. Теологи проводят различие между необходимостью средства и необходимостью, налагаемой предписанием. Католики считают, что крещение, принятое in re vel in voto (действительно или в намерении), необходимо для всех как средство спасения, протестанты же полагают, что необходимость крещения обусловлена заповедью, данной Христом, но что оно не является обязательным и единственным средством спасения.

Совершение таинств. В вопросе о том, кому могут быть преподаны таинства и кто должен их совершать, а также в обрядах и ритуалах совершения таинств расхождения между церквами многочисленны и значительны. Одно из расхождений связано с различением того, для кого восприятие таинств возможно и для кого - дозволительно. Так, считается, что всякому человеку, который еще не был крещен, возможно принять крещение. Взрослый человек должен иметь сознательное намерение (подразумевающее веру), чтобы воспринять это таинство. У католиков, православных и большинства протестантов последнее требование не распространяется на младенцев, однако баптисты отвергают крещение младенцев. В вопросе же о том, кому дозволено восприятие таинства, существует еще большее число церковных ограничений.

Обычно таинства совершаются священниками или специально поставленными для этого лицами. Однако в Римско-католической церкви таинство брака осуществляется самими лицами, вступающими в брак. Таинство крещения, в случае острой необходимости, может совершать любой христианин.

таинство

(греч. mysterion, лат. sacramentum), в христианстве - священнодействие, отличающееся от других обрядов тем, что оно было установлено самим Христом. Христианский сакраментализм основан на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Христа, продолжается в церкви, поэтому определенные священнодействия, установленные по воле Христа, рассматриваются как видимые образы и источник благодати, сообщаемой им людям. Христианские конфессии расходятся в понимании и оценке природы, действенности, числа и необходимости христианских таинств, а также - в способах их совершения. Природа. Традиционное христианское учение о таинствах выражается в классической формуле, которая восходит к Августину, определявшему таинство как "видимый знак невидимой благодати, установленный Христом во спасение человеку". Петр Ломбардский (ум. 1160), разъясняя эту формулу, говорил, что таинство есть знак невидимой благодати в том смысле, что оно является ее видимым образом и действующей причиной. Это разъяснение принимают и Римско-католическая церковь, и Восточные церкви. Протестанты в целом отрицают здесь строго причинную связь: для них таинства просто символизируют благодать. Действенность. Католическая церковь проповедует учение о таинствах, принятое Тридентским собором и гласящее, что тем, кто не противится, таинство сообщается уже "в силу свого совершения" (ex opere operato). Последнее означает, что действенность таинств зависит исключительно от божественной воли, выраженной в установлении таинств Христом и в его обетованиях. Бог есть главная действующая причина (causa efficiens) благодати, человечество Христа есть сопряженная с ней орудийная причина (causa conjuncta instrumentalis), а сами таинства - орудийные причины, не сопряженные с Божеством. Восточные церкви придерживаются сходного учения о действенности таинств. Протестантские же богословы, исходя из своего понимания оправдания, видят в таинствах знаки и свидетельства благой воли Бога по отношению к людям или верности людей Богу. На этом основаны все протестантские доктрины, касающиеся таинств: их объединяет то, что на первый план они выдвигают веру и что они отвергают жесткую причинно-следственную обусловленность. Число таинств. Первоначально церковные авторы использовали термин "таинства" нестрого и применяли его ко многим священнодействиям, однако в 12 в. число таинств было сведено к семи: крещению, конфирмации (миропомазанию), евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку. Римско-католическая церковь и Восточные церкви с небольшими различиями признают только эти семь таинств. Англиканская церковь различает два великих таинства (крещение, рассматривающееся как первое в порядке таинств и по степени необходимости, и евхаристию, первенствующую по важности) и пять "меньших" таинств. Протестанты в большинстве своем признают таинствами только крещение и евхаристию. Квакеры и Армия спасения вообще не признают таинств. Необходимость. Теологи проводят различие между необходимостью средства и необходимостью, налагаемой предписанием. Католики считают, что крещение, принятое in re vel in voto (действительно или в намерении), необходимо для всех как средство спасения, протестанты же полагают, что необходимость крещения обусловлена заповедью, данной Христом, но что оно не является обязательным и единственным средством спасения. Совершение таинств. В вопросе о том, кому могут быть преподаны таинства и кто должен их совершать, а также в обрядах и ритуалах совершения таинств расхождения между церквами многочисленны и значительны. Одно из расхождений связано с различением того, для кого восприятие таинств возможно и для кого - дозволительно. Так, считается, что всякому человеку, который еще не был крещен, возможно принять крещение. Взрослый человек должен иметь сознательное намерение (подразумевающее веру), чтобы воспринять это таинство. У католиков, православных и большинства протестантов последнее требование не распространяется на младенцев, однако баптисты отвергают крещение младенцев. В вопросе же о том, кому дозволено восприятие таинства, существует еще большее число церковных ограничений. Обычно таинства совершаются священниками или специально поставленными для этого лицами. Однако в Римско-католической церкви таинство брака осуществляется самими лицами, вступающими в брак. Таинство крещения, в случае острой необходимости, может совершать любой христианин.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

ясперс, карл - (Jaspers, Karl) (18831969), немецкий философ, представитель экзистенциализма. Родился ...
яхве - основное древнееврейское имя Бога. В еврейской Библии Бог ...
ячмень обыкновенный - ячмень многорядный (Hordeum vulgare), однолетнее травянистое растение семейства ...
яшма - кремнистая, осадочная или осадочнометаморфическая горная порода, сложенная на ...
ящерицы - (Lacertilia, Sauria), подотряд рептилий. Как правило, небольшие животные ...
cакc, ганc - (Sachs, Hans) (14941576), немецкий поэт. Родился 5 ноября ...
cейферт, ярослав - (Seifert, Jaroslav) (19011986), чешский поэт, лауреат Нобелевской премии ...
cенкевич, генрик - (Sienkiewicz, Henryk) (18461916), польский писатель. Родился 5 мая ...
cкрипка - важнейший из современных струнных смычковых инструментов. Происхождение струнных смычковых ...
cтэнли, генри мортон - (Stanley, Henry Morton), настоящее имя Джон Роулендс (18411904), ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: