Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Закон? Значение и толкование слова zakon, определение термина


Закон -

Закон Божий - в общем смысле слова, всякое религиозное учение,преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизнии деятельности; в смысле более специальном - один из главных учебныхпредметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучениеистинам религии и правилам нравственности, на религиозном ученииоснованным, а также сообщение сведений о богослужении и истории даннойрелигии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западерасширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеипедагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало исокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагоговфилософствующих (напр. Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци). В настоящеевремя в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободыобучения а след. и права на преподавание З. Божия, либо безусловнойнеобходимости этого учебного предмета. Состав З. Божия, как предметапреподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизиса,церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в среднихучебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви.Особенно прочно поставлено преподавание З. Божия в протестантскихстранах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляетнеобходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школахпризнается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая,по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З. Божиялишь священнослужителей (священников и диаконов), из неимеющих жесвященного сана, по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух.ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии.Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателейза преподаванием З. Божия, дающих отчет в своих наблюденияхнепосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики З. Божияпринадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, "Paedag.Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik"; Palmer,"Evangelische Paedagogie" и др.). Несколько соч. этого рода в последние25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого, Страхова,А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие изних - прот. Д. П. Соколова: "Исторический очерк преподавания З. Божия"(в "Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов", СПб.,1874) и "О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях" (в журн."Воспитание и Обучение", 1888 г. № 4). Законоучитель обязан руководитьмолитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением имиСв. Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долгаисповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивыххристианских обычаев и т. д. Состав школьного курса З. Божия в различных странах и в различноевремя был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божиюбыло впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был одинкатехизис, и именно "малый катехизис", составленный самим Лютером. В1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.: "Сто четыре священныеистории", которое было переведено на все языки Европы, в том числе нарусский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения вшколах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школГермании в последней четверти XVIII в., после издания Фридрихом II в1763 г. "училищного устава". Россия в этом отношении со времен Петра Iследовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию,составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе, кроме азбуки иглавных молитв лишь краткий катехизис, излагавший "главнейшие догматыверы и заповеди десятословия", которые и предписывалось Духовнымрегламентом изучать "детям всех званий". Указом сената 20 апр. 1743 г.,согласно определению синода, предписывалось дворянам и разного чиналюдям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернскихучреждений Екатерины II предписывалось "детей греко-российскогоисповедания в народных школах обучать катехизису, для познания основанийправославной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренениянравоучения всеобщего". Лишь по уставу народных училищ 1786 г. положенообучать в них и священной истории. В сенатском указе 1805 г. упоминаетсятолько о катехизисе, но с 1828 г. в программу З. Божия снова входитсвященная история. В XVIII в. в преподавании З. Божия нравоучениепреобладало у нас над учением догматическим: догматы веры изучались лишьнастолько, насколько это считалось нужным для нравоучительных выводов;изложение фактов св. истории приурочивалось к указанию образцовнравственности. Законоучительство, таким образом, и у нас не осталосьсвободным от влияния германской философии. В 1756 г. священникуинженерной школы предписано было преподавать особо "правила строгойнравственности". По уставу сухопутного корпуса, составленному в 1766 г.Бецким, определено было в младшем классе учить детей З. Божию, во второмвозрасте преподавать "учтивство и долг благопристойности", а в третьем -"упражнение истинного христианина и честного человека". С 1766 г.появляются катехизисы иером., а потом митроп. Платона, из которых два -малый и большой, были учебниками в низших и средних школах; нравоучениебыло в них господствующим элементом. На ряду с ними в школах появилась в1786 г. "Книга о должностях человека и гражданина", если несоставленная, то редактированная самою императрицей Екатериной II. Этакнига, иногда только дополнявшая, а иногда заменявшая в школахкатехизис, была плодом философского настроения времени, хотя своиположена основывала отчасти на библейских изречениях и примерах.Философский характер века сказался и в том, что в нескольких другихучебниках по З. Божию, изданных комиссиею об учреждении народных училищ,истины веры доказывались не текстами только Св. Писания, но и доводамиразума. В 1819 г., под влиянием новых веяний, министерство народногопросвещения изъяло из употребления "Книгу о должностях"; в курс З. Божиявведены были избранные "чтения из св. Писания", в нескольких редакциях,из которых старейшая по времени составлена была Филаретом, впоследствиимитроп. московским. Религиознонравственное направление вполне вытеснилонаправление философско-нравственное. В 1823 г. появились катехизисымитрополита Филарета (взамен прежних катехизисов митр. Платона):"Начатки христианского учения" (краткая св. история и краткий катехизис)и "Пространный христианский катехизис". Оба были до начала восьмидесятыхгодов единственными учебниками по катехизису. Известное сочинениенемецкого педагога Цечвица высоко ценит "пространный катехизис" Филаретас дидактической и методической точек зрения, но со стороны отечественныхзаконоучителей-педагогов много слышалось упреков ему и при самом егопоявлении, и в последнее время. С 30-х годов является, как особыйпредмет по классу З. Божия, "христианское нравоучение", по которомуруководства были составлены прот. Воскресенским, Мансветовым, Кочетовым,Маловым и Бажановым. Оригинальностью метода особенно выдавались курсы З.Божия прот. И. Наумова и Г. П. Павского. Наумов не допускал делениякурса З. Божия на особые отделы. а учение веры, нравоучение ибогослужение излагал совместно. Учебника он не оставил, но общая схемаего преподавания изложена в брошюре: "Мысли при взгляде на десятьзаповедей З. Божия". План и метод Г. П. Павского, изложенные в запискена имя В. А. Жуковского (Павский был законоучителем наследникацесаревича Александра Николаевича) и в двух программах - самоезамечательное из всего, что существует в русской литературе по дидактикеи методике З. Божия. Состав и способ преподавания З. Божия Павскийприводит в связь с постепенным развитием умственных и нравственных силучащихся. Детство - возраст чувства; сообразно с этим в ребенкеразвивается религиозное чувство, с помощью молитв (не толькообщецерковных, но и особых, импровизируемых учеником, под руководствомучителя, на каждый выдающийся случай жизни личной и общественной),жизнеописаний святых, указания руки Божией в природе и в общежитии и,наконец, живого изображения обрядов церкви. Второй момент религиозногообучения - изложение религиозных идей в формах рассудка и воображения ив правилах, т. е. изучение догматов, обрядов и правил нравственности.Записка и программы Павского, а также образцы составленных им молитв иочерков явлений природы в первый раз изданы Н. И. Барсовым в 1880 г., в"Сборн. Имп. русского истор. общ." и в составленной им биографииПавского ("Русская Старина", 1880 г.). Жуковский с восторгомприветствовал законоучительское новаторство Павского, но его метод и всесделанное им для дидактики и методики законоучительства остались безвлияния на общий ход этого дела в России, вследствие разлада междуПавским и митроп. Филаретом. Реакция против стремлений библейского общества имела последствиемновые направления в постановке З. Божия: сначала догматико-полемическое(1837 - 1850), потом церковно-догматическое (1850 - 1878). Учение обобязанностях христианина обращается в учение об обязанностях сынаправославной церкви. В той мере, в какой сокращалось в курсах З. Божиянравоучение, выдвигалась на первый план православная церковность -молитвы, праздники, богослужение. В этом направлении подвергсяпереработке и самый катехизис митроп. Филарета. Из учебников этогопериода замечательно упрощенное изложение катехизиса Филарета, сделанноепрот. И. В. Рождественским, а также "изложение символа веры", А. Н.Муравьева. В 1851 г., по новой программе З. Божия, усилено было всоставе курса З. Божия изучение молитв и богослужения православнойцеркви и исключено учение о христ. обязанностях. С 1860 г., сувеличением заботы о народном образовании, началась усиленная работа посоставлению новых программ З. Божия (из них лучшая - А. Кочетова). Вучебных планах министерства 1872 г. введено чтение новозаветной историипо библейскому тексту и сообщение сведений по священной географии.Отмена монополии учебников по предметам З. Божия вызвала большоеоживление в духовно-педагогической литературе. В это время появилисьруководства М. И. Богословского ("Священная история Ветхого и НовогоЗавета"), Грегулевича ("Подробный сравнительный обзорчетвероевангелия"), Д. П. Соколова, В. Я. Михайловского, П. А. Смирнова,А. А. Желобовского. Л. П. Петрова, А. Лаврова, Базарова, К. И.Ветвеницкого, М. И. Соколова, И. Романова, А. П. Рудакова, Беллюстина("О Богослужении"), Г. Чельцова, П. А. Лебедева, С. В. Миловского и др.Из опытов изложения вероучения и нравоучения христианского, взаменкатехизиса Филарета (эта замена разрешена в 1872 г.), заслуживаютвнимания сочинения: Г. Титова ("Уроки по правосл. катехизису"), П. А.Смирнова ("Изложение христ. прав. веры"), Лаврова ("Записки по предметуЗ. Божия"), И. Заркевича ("Очерк учения христ. веры"), Владиславлева("Записки по классу З. Божия"). Главными предметами дидактич. и методич.рассуждений в области З. Б. были в последнее время следующие вопросы: означении ветхозаветной истории в общем составе курса З. Божия, о языке(русск. или церковнославянск.), на котором должно быть предлагаемоучащимся чтение Св. Писания, о форме изложения катехизиса, онеобходимости буквального его заучиванья, о концентрации в одинкомпактный курс всех предметов курса З. Божия, обыкновенно преподаваемыхотдельно в последовательном порядке. Защитниками последней, по примерупрот. Наумова, являются в настоящее время прот. Д. П. Соколов и К. И.Ветвеницкий. Большинством ваших законоучителей практикуется, однако,прежний метод последовательного изучения свящ. истории, молитв,катехизиса, учения и богослужения, истории церкви вселенской и русской,при чем объем изложения каждого предмета соображается с общим учебнымпланом школы, низшей или средней, и с программами, издаваемымиминистерством народного просвещения и св. синодом. Н. Барсов.

Закон

Закон Божий - в общем смысле слова, всякое религиозное учение,преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизнии деятельности; в смысле более специальном - один из главных учебныхпредметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучениеистинам религии и правилам нравственности, на религиозном ученииоснованным, а также сообщение сведений о богослужении и истории даннойрелигии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западерасширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеипедагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало исокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагоговфилософствующих (напр. Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци). В настоящеевремя в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободыобучения а след. и права на преподавание З. Божия, либо безусловнойнеобходимости этого учебного предмета. Состав З. Божия, как предметапреподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизиса,церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в среднихучебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви.Особенно прочно поставлено преподавание З. Божия в протестантскихстранах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляетнеобходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школахпризнается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая,по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З. Божиялишь священнослужителей (священников и диаконов), из неимеющих жесвященного сана, по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух.ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии.Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателейза преподаванием З. Божия, дающих отчет в своих наблюденияхнепосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики З. Божияпринадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, "Paedag.Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik"; Palmer,"Evangelische Paedagogie" и др.). Несколько соч. этого рода в последние25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого, Страхова,А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие изних - прот. Д. П. Соколова: "Исторический очерк преподавания З. Божия"(в "Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов", СПб.,1874) и "О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях" (в журн."Воспитание и Обучение", 1888 г. № 4). Законоучитель обязан руководитьмолитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением имиСв. Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долгаисповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивыххристианских обычаев и т. д. Состав школьного курса З. Божия в различных странах и в различноевремя был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божиюбыло впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был одинкатехизис, и именно "малый катехизис", составленный самим Лютером. В1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.: "Сто четыре священныеистории", которое было переведено на все языки Европы, в том числе нарусский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения вшколах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школГермании в последней четверти XVIII в., после издания Фридрихом II в1763 г. "училищного устава". Россия в этом отношении со времен Петра Iследовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию,составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе, кроме азбуки иглавных молитв лишь краткий катехизис, излагавший "главнейшие догматыверы и заповеди десятословия", которые и предписывалось Духовнымрегламентом изучать "детям всех званий". Указом сената 20 апр. 1743 г.,согласно определению синода, предписывалось дворянам и разного чиналюдям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернскихучреждений Екатерины II предписывалось "детей греко-российскогоисповедания в народных школах обучать катехизису, для познания основанийправославной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренениянравоучения всеобщего". Лишь по уставу народных училищ 1786 г. положенообучать в них и священной истории. В сенатском указе 1805 г. упоминаетсятолько о катехизисе, но с 1828 г. в программу З. Божия снова входитсвященная история. В XVIII в. в преподавании З. Божия нравоучениепреобладало у нас над учением догматическим: догматы веры изучались лишьнастолько, насколько это считалось нужным для нравоучительных выводов;изложение фактов св. истории приурочивалось к указанию образцовнравственности. Законоучительство, таким образом, и у нас не осталосьсвободным от влияния германской философии. В 1756 г. священникуинженерной школы предписано было преподавать особо "правила строгойнравственности". По уставу сухопутного корпуса, составленному в 1766 г.Бецким, определено было в младшем классе учить детей З. Божию, во второмвозрасте преподавать "учтивство и долг благопристойности", а в третьем -"упражнение истинного христианина и честного человека". С 1766 г.появляются катехизисы иером., а потом митроп. Платона, из которых два -малый и большой, были учебниками в низших и средних школах; нравоучениебыло в них господствующим элементом. На ряду с ними в школах появилась в1786 г. "Книга о должностях человека и гражданина", если несоставленная, то редактированная самою императрицей Екатериной II. Этакнига, иногда только дополнявшая, а иногда заменявшая в школахкатехизис, была плодом философского настроения времени, хотя своиположена основывала отчасти на библейских изречениях и примерах.Философский характер века сказался и в том, что в нескольких другихучебниках по З. Божию, изданных комиссиею об учреждении народных училищ,истины веры доказывались не текстами только Св. Писания, но и доводамиразума. В 1819 г., под влиянием новых веяний, министерство народногопросвещения изъяло из употребления "Книгу о должностях"; в курс З. Божиявведены были избранные "чтения из св. Писания", в нескольких редакциях,из которых старейшая по времени составлена была Филаретом, впоследствиимитроп. московским. Религиознонравственное направление вполне вытеснилонаправление философско-нравственное. В 1823 г. появились катехизисымитрополита Филарета (взамен прежних катехизисов митр. Платона):"Начатки христианского учения" (краткая св. история и краткий катехизис)и "Пространный христианский катехизис". Оба были до начала восьмидесятыхгодов единственными учебниками по катехизису. Известное сочинениенемецкого педагога Цечвица высоко ценит "пространный катехизис" Филаретас дидактической и методической точек зрения, но со стороны отечественныхзаконоучителей-педагогов много слышалось упреков ему и при самом егопоявлении, и в последнее время. С 30-х годов является, как особыйпредмет по классу З. Божия, "христианское нравоучение", по которомуруководства были составлены прот. Воскресенским, Мансветовым, Кочетовым,Маловым и Бажановым. Оригинальностью метода особенно выдавались курсы З.Божия прот. И. Наумова и Г. П. Павского. Наумов не допускал делениякурса З. Божия на особые отделы. а учение веры, нравоучение ибогослужение излагал совместно. Учебника он не оставил, но общая схемаего преподавания изложена в брошюре: "Мысли при взгляде на десятьзаповедей З. Божия". План и метод Г. П. Павского, изложенные в запискена имя В. А. Жуковского (Павский был законоучителем наследникацесаревича Александра Николаевича) и в двух программах - самоезамечательное из всего, что существует в русской литературе по дидактикеи методике З. Божия. Состав и способ преподавания З. Божия Павскийприводит в связь с постепенным развитием умственных и нравственных силучащихся. Детство - возраст чувства; сообразно с этим в ребенкеразвивается религиозное чувство, с помощью молитв (не толькообщецерковных, но и особых, импровизируемых учеником, под руководствомучителя, на каждый выдающийся случай жизни личной и общественной),жизнеописаний святых, указания руки Божией в природе и в общежитии и,наконец, живого изображения обрядов церкви. Второй момент религиозногообучения - изложение религиозных идей в формах рассудка и воображения ив правилах, т. е. изучение догматов, обрядов и правил нравственности.Записка и программы Павского, а также образцы составленных им молитв иочерков явлений природы в первый раз изданы Н. И. Барсовым в 1880 г., в"Сборн. Имп. русского истор. общ." и в составленной им биографииПавского ("Русская Старина", 1880 г.). Жуковский с восторгомприветствовал законоучительское новаторство Павского, но его метод и всесделанное им для дидактики и методики законоучительства остались безвлияния на общий ход этого дела в России, вследствие разлада междуПавским и митроп. Филаретом. Реакция против стремлений библейского общества имела последствиемновые направления в постановке З. Божия: сначала догматико-полемическое(1837 - 1850), потом церковно-догматическое (1850 - 1878). Учение обобязанностях христианина обращается в учение об обязанностях сынаправославной церкви. В той мере, в какой сокращалось в курсах З. Божиянравоучение, выдвигалась на первый план православная церковность -молитвы, праздники, богослужение. В этом направлении подвергсяпереработке и самый катехизис митроп. Филарета. Из учебников этогопериода замечательно упрощенное изложение катехизиса Филарета, сделанноепрот. И. В. Рождественским, а также "изложение символа веры", А. Н.Муравьева. В 1851 г., по новой программе З. Божия, усилено было всоставе курса З. Божия изучение молитв и богослужения православнойцеркви и исключено учение о христ. обязанностях. С 1860 г., сувеличением заботы о народном образовании, началась усиленная работа посоставлению новых программ З. Божия (из них лучшая - А. Кочетова). Вучебных планах министерства 1872 г. введено чтение новозаветной историипо библейскому тексту и сообщение сведений по священной географии.Отмена монополии учебников по предметам З. Божия вызвала большоеоживление в духовно-педагогической литературе. В это время появилисьруководства М. И. Богословского ("Священная история Ветхого и НовогоЗавета"), Грегулевича ("Подробный сравнительный обзорчетвероевангелия"), Д. П. Соколова, В. Я. Михайловского, П. А. Смирнова,А. А. Желобовского. Л. П. Петрова, А. Лаврова, Базарова, К. И.Ветвеницкого, М. И. Соколова, И. Романова, А. П. Рудакова, Беллюстина("О Богослужении"), Г. Чельцова, П. А. Лебедева, С. В. Миловского и др.Из опытов изложения вероучения и нравоучения христианского, взаменкатехизиса Филарета (эта замена разрешена в 1872 г.), заслуживаютвнимания сочинения: Г. Титова ("Уроки по правосл. катехизису"), П. А.Смирнова ("Изложение христ. прав. веры"), Лаврова ("Записки по предметуЗ. Божия"), И. Заркевича ("Очерк учения христ. веры"), Владиславлева("Записки по классу З. Божия"). Главными предметами дидактич. и методич.рассуждений в области З. Б. были в последнее время следующие вопросы: означении ветхозаветной истории в общем составе курса З. Божия, о языке(русск. или церковнославянск.), на котором должно быть предлагаемоучащимся чтение Св. Писания, о форме изложения катехизиса, онеобходимости буквального его заучиванья, о концентрации в одинкомпактный курс всех предметов курса З. Божия, обыкновенно преподаваемыхотдельно в последовательном порядке. Защитниками последней, по примерупрот. Наумова, являются в настоящее время прот. Д. П. Соколов и К. И.Ветвеницкий. Большинством ваших законоучителей практикуется, однако,прежний метод последовательного изучения свящ. истории, молитв,катехизиса, учения и богослужения, истории церкви вселенской и русской,при чем объем изложения каждого предмета соображается с общим учебнымпланом школы, низшей или средней, и с программами, издаваемымиминистерством народного просвещения и св. синодом. Н. Барсов.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ячмень - Ячмень на глазу. Я. называется острое гнойное ...
Яшма - Яшма названием этим в минералогии обозначают плотные, ...
Ящерицы - Ящерицы (Lacertilia s. Sauria) рептилии с задним ...
Ящеры - Ящеры (Manidae) семейство млекопитающих из отряда неполнозубых(Edentata) ...
Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...
Attorney - Attorney general (казенный адвокат) так называется должностноелицо, ...
Basso - Basso ostinato (итал.) непрерывный бас, который постоянно ...
Credo - Credo символ веры; третий номер католической мессы, ...
Cорго - Cорго (Sorghum Pers.) родовое названиe растений из ...
Largo - Largo (ит. широко, полно, протяжно) музыкальный термин,обозначающий ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: