Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Тягло? Значение и толкование слова tjaglo, определение термина


Тягло -

Тягло - в Москов. Руси податная обязанность более или менее осевших,состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своихразмерах Т. не только превышало размеры оброка, но иногда поднималосьвыше платежеспособности населения. оброк всегда считался более легким,чем Т. В термине Т. нередко сливались все виды прямых налогов. В древнихграмотах Т. заменяется словом "тягость"; Т. облагался не член общины, аопределенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств.Физическое или юридическое лицо, подлежавшее Т., должно было владетьхозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части.Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда Т. сталназываться объект налога, участок пашни, надел. От Т. освобождалагражданская служба по назначению от правительства, военная служба,дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. СXVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкиеземлевладельцы служилого класса не были свободны от Т. Привилегиидуховенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногдавыдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаютсявременные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйстваданного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие,бедные вдовы и пр. вовсе не входили в "разрубы и разметы" тяглой общиныи не записывались в Т. Вольные люди при заселении необработанной пустошитакже получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеровкапитала и количества труда, необходимых для приведения участка вусловия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения отТ. относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек,пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороныкрестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истеченияльготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить податиисправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятсякрестьянская община и посадская община. Ср. Лаппо-Данилевский,"Организация прямого обложения в Московском государстве и пр." (СПб.,1890); Милюков, "Государственное хозяйство России в первой четвертиXVIII стол." (СПб., 1892); Дьяконов, "Акты, относящиеся к историитяглого населения в Московском государстве" (Юрьев, 1895 - 97). Т. в духовенстве. Приходское духовенство, в своем духовном ведомстве,в древней Руси, было податным классом, который был обязан Т. своемувладыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми.Выражение "тяглые попы" было официальным термином. Система кормления, накоторой построена вся древняя администрация, легла в основу иепархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство.Административные отношения между архиереем и духовенством, о которыхговорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея встремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонениеот них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристичнопроявлялась в светской администрации, - с другой, со стороны духовенства- в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добытьжалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, надругой, обложенный более легким сбором. Святительские дани и пошлиныплатились священноцерковно служителями при самом производстве их вдуховный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждыйставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый встихарь, обязан был платить "ставленые пошлины". После резких обличенийстригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г.отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход кдругой церкви каждый священнослужитель платил "перехожие деньги". Вдовыепопы и диаконы платили "епитрахильные" и "орарные" пошлины. Безместноедуховенство, служившее по найму, для которого оно становилось накрестцах (перекрестках), обложено было пошлиной "крестцовой". За явкуграмот новому архиерею платилась "явленая куница" или явочные деньги.Все церкви платили в архиерейскую казну каждогодно "церковную дань" почислу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составлялипошлины за "антиминсы" для новых церквей и "венечные" с браков. ПриИоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенстводолжно было платить ежегодно за архиерейский "подъезд", хотя бы архиерейи не ездил по епархии. Кроме подъезда. оно платило еще "московскийподъем", для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Сосборами на архиереев соединялись еще особые сборы на их чиновников ислужителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались водну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную подименем "десятильнича дохода". При поездках архиерейских чиновниковдуховенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея идворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагалисьпошлинами в пользу архиерейских служителей под именем "данских" и"отвозных" денег, "с оброком куницы" и "писчего". Из этого перечняпошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым вотношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятиеприлагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказахархиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоитсбор пошлин с духовенства, - и общий финансовый взгляд на управление,который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь вовсей своей силе. Тяжесть Т. вела к разнообразным уклонениям от него, ивот - как в гражданской, так и в церковной администрации - являетсягоньба за тяглым человеком, усиленные хлопоты о том, чтобы он неоказался в избылых, не вышел из службы и из Т., строгости и правежи.Архиепископ новгородский Феофил, предписывая (1477 г.) псковскимсвященникам платить пошлины без всякого забвения, грозит: "а которыесвященницы не заплатят подъезда моего, и аз тем литургисати не велю". Внаказной грамоте Иоакима назначается штраф за утайку священникамиприходских дворов и земли или промыть по 2 руб. по 4 алт.11/2 ден. закаждый утаенный двор; затем поповскому старосте предписывается собратьцерковную дань и все пошлины без недобора, а на ослушниках править безвсякой пощады. За неисправный платеж церковной дани патриарх Адриангрозит священникам лишением мест. Количество сборов зависело отусмотрения архиереев. Случалось, что церковь облагалась слишком высокимисборами и поэтому долго оставалась вовсе без причта. Случалось и то, чтопричт, соединясь с прихожанами, силой отбивался от сборов. В 1435 г. воПскове духовенство вместе с народом сильно поколотили владычных людей.Тоже случилось в Вышгороде; горожане прибили и изувечили десятильника илюдей митрополита Ионы. Законным средством избавиться от тяжестиплатежей были "жалованные грамоты", но архиереи давали такие грамотыбольшей частью только таким церквям, которые находились в государевыхселах или в вотчинах уважаемых монастырей и сильных лиц. Кроме платежейв архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданскихплатежей и повинностей. Со своих земель оно должно было выставлятьратников, давать деньги или припасы на военные нужды, поставлять корма иподводы чиновникам, поддерживать мосты и дороги, исполнять повинностьгородовую. Духовные лица, жившие на чужих землях, подлежали еще сборам впользу владельца. Жившие на черных землях тянули с черными людьми, т. е.несли Т., платили оброк наместникам и другим чиновникам, деньги ямские,стрелецкие, пищальные и др. Белою, свободною от платежей, считаласьтолько земля церковная, но и с нее духовенство должно было нестинекоторые платежи в чрезвычайных случаях, - во время войны и для выкупапленных. Из постоянных повинностей она не освобождалась от повинностигубной, т. е. содержания губного старосты. При Петре Великом староеархиерейское Т. сделалось для духовенства тяжелее прежнего, потому чтопопало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старыхплатежей, явились еще новые в пользу школ и богаделен и на жалованьевновь явившемуся военному духовенству; вместо личной военной службы, сдуховенства назначен особый государственный сбор, - с священнослужителей- драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а спричетников деньгами по рублю; явились новые повинности - караульная поулицам, пожарная (отмененные в 1742 г.) и др. Все эти сборы с духовныхлиц производились, как и с крестьян, посредством жестоких правежей, сбольшими запросами и взятками. В 1764 г., когда упразднено было в церквисуществование крепостного права, уничтожено старое Т., которое неслодуховенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, наепархиальных чиновников и на школы были отменены; при освящении церквейдозволено брать только 50 коп. за антиминс, а при поставленииставленников - по 2 руб. за поставление во диаконы и по 2-же р. запоставление в священники; употребление ставленников на работы приapxиерейских домах запрещено; в 1765 г. отменены сборы за венечныепамяти; в 1766 г. отменен сбор и подможных денег для полковыхсвященников. Остались сборы на содержание духовных правлений и напоездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штатыне назначили никаких сумм. См. П. В. Знаменский, "Приходское духовенствона Руси. Повинности духовенства в древней Руси" ("Правосл. Обoзрениe",1867, т. 1); "О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол." ("Правосл. Собеседник",1866, т. 1); Ив. Перов, "Епархиальные учреждения в русской церкви в XVIи XVII вв." (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, "Руководство к русскойцерковной истории" (Казань, 1888).

Тягло

Тягло - в Москов. Руси податная обязанность более или менее осевших,состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своихразмерах Т. не только превышало размеры оброка, но иногда поднималосьвыше платежеспособности населения. оброк всегда считался более легким,чем Т. В термине Т. нередко сливались все виды прямых налогов. В древнихграмотах Т. заменяется словом "тягость"; Т. облагался не член общины, аопределенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств.Физическое или юридическое лицо, подлежавшее Т., должно было владетьхозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части.Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда Т. сталназываться объект налога, участок пашни, надел. От Т. освобождалагражданская служба по назначению от правительства, военная служба,дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. СXVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкиеземлевладельцы служилого класса не были свободны от Т. Привилегиидуховенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногдавыдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаютсявременные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйстваданного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие,бедные вдовы и пр. вовсе не входили в "разрубы и разметы" тяглой общиныи не записывались в Т. Вольные люди при заселении необработанной пустошитакже получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеровкапитала и количества труда, необходимых для приведения участка вусловия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения отТ. относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек,пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороныкрестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истеченияльготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить податиисправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятсякрестьянская община и посадская община. Ср. Лаппо-Данилевский,"Организация прямого обложения в Московском государстве и пр." (СПб.,1890); Милюков, "Государственное хозяйство России в первой четвертиXVIII стол." (СПб., 1892); Дьяконов, "Акты, относящиеся к историитяглого населения в Московском государстве" (Юрьев, 1895 - 97). Т. в духовенстве. Приходское духовенство, в своем духовном ведомстве,в древней Руси, было податным классом, который был обязан Т. своемувладыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми.Выражение "тяглые попы" было официальным термином. Система кормления, накоторой построена вся древняя администрация, легла в основу иепархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство.Административные отношения между архиереем и духовенством, о которыхговорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея встремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонениеот них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристичнопроявлялась в светской администрации, - с другой, со стороны духовенства- в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добытьжалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, надругой, обложенный более легким сбором. Святительские дани и пошлиныплатились священноцерковно служителями при самом производстве их вдуховный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждыйставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый встихарь, обязан был платить "ставленые пошлины". После резких обличенийстригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г.отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход кдругой церкви каждый священнослужитель платил "перехожие деньги". Вдовыепопы и диаконы платили "епитрахильные" и "орарные" пошлины. Безместноедуховенство, служившее по найму, для которого оно становилось накрестцах (перекрестках), обложено было пошлиной "крестцовой". За явкуграмот новому архиерею платилась "явленая куница" или явочные деньги.Все церкви платили в архиерейскую казну каждогодно "церковную дань" почислу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составлялипошлины за "антиминсы" для новых церквей и "венечные" с браков. ПриИоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенстводолжно было платить ежегодно за архиерейский "подъезд", хотя бы архиерейи не ездил по епархии. Кроме подъезда. оно платило еще "московскийподъем", для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Сосборами на архиереев соединялись еще особые сборы на их чиновников ислужителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались водну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную подименем "десятильнича дохода". При поездках архиерейских чиновниковдуховенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея идворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагалисьпошлинами в пользу архиерейских служителей под именем "данских" и"отвозных" денег, "с оброком куницы" и "писчего". Из этого перечняпошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым вотношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятиеприлагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказахархиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоитсбор пошлин с духовенства, - и общий финансовый взгляд на управление,который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь вовсей своей силе. Тяжесть Т. вела к разнообразным уклонениям от него, ивот - как в гражданской, так и в церковной администрации - являетсягоньба за тяглым человеком, усиленные хлопоты о том, чтобы он неоказался в избылых, не вышел из службы и из Т., строгости и правежи.Архиепископ новгородский Феофил, предписывая (1477 г.) псковскимсвященникам платить пошлины без всякого забвения, грозит: "а которыесвященницы не заплатят подъезда моего, и аз тем литургисати не велю". Внаказной грамоте Иоакима назначается штраф за утайку священникамиприходских дворов и земли или промыть по 2 руб. по 4 алт.11/2 ден. закаждый утаенный двор; затем поповскому старосте предписывается собратьцерковную дань и все пошлины без недобора, а на ослушниках править безвсякой пощады. За неисправный платеж церковной дани патриарх Адриангрозит священникам лишением мест. Количество сборов зависело отусмотрения архиереев. Случалось, что церковь облагалась слишком высокимисборами и поэтому долго оставалась вовсе без причта. Случалось и то, чтопричт, соединясь с прихожанами, силой отбивался от сборов. В 1435 г. воПскове духовенство вместе с народом сильно поколотили владычных людей.Тоже случилось в Вышгороде; горожане прибили и изувечили десятильника илюдей митрополита Ионы. Законным средством избавиться от тяжестиплатежей были "жалованные грамоты", но архиереи давали такие грамотыбольшей частью только таким церквям, которые находились в государевыхселах или в вотчинах уважаемых монастырей и сильных лиц. Кроме платежейв архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданскихплатежей и повинностей. Со своих земель оно должно было выставлятьратников, давать деньги или припасы на военные нужды, поставлять корма иподводы чиновникам, поддерживать мосты и дороги, исполнять повинностьгородовую. Духовные лица, жившие на чужих землях, подлежали еще сборам впользу владельца. Жившие на черных землях тянули с черными людьми, т. е.несли Т., платили оброк наместникам и другим чиновникам, деньги ямские,стрелецкие, пищальные и др. Белою, свободною от платежей, считаласьтолько земля церковная, но и с нее духовенство должно было нестинекоторые платежи в чрезвычайных случаях, - во время войны и для выкупапленных. Из постоянных повинностей она не освобождалась от повинностигубной, т. е. содержания губного старосты. При Петре Великом староеархиерейское Т. сделалось для духовенства тяжелее прежнего, потому чтопопало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старыхплатежей, явились еще новые в пользу школ и богаделен и на жалованьевновь явившемуся военному духовенству; вместо личной военной службы, сдуховенства назначен особый государственный сбор, - с священнослужителей- драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а спричетников деньгами по рублю; явились новые повинности - караульная поулицам, пожарная (отмененные в 1742 г.) и др. Все эти сборы с духовныхлиц производились, как и с крестьян, посредством жестоких правежей, сбольшими запросами и взятками. В 1764 г., когда упразднено было в церквисуществование крепостного права, уничтожено старое Т., которое неслодуховенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, наепархиальных чиновников и на школы были отменены; при освящении церквейдозволено брать только 50 коп. за антиминс, а при поставленииставленников - по 2 руб. за поставление во диаконы и по 2-же р. запоставление в священники; употребление ставленников на работы приapxиерейских домах запрещено; в 1765 г. отменены сборы за венечныепамяти; в 1766 г. отменен сбор и подможных денег для полковыхсвященников. Остались сборы на содержание духовных правлений и напоездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штатыне назначили никаких сумм. См. П. В. Знаменский, "Приходское духовенствона Руси. Повинности духовенства в древней Руси" ("Правосл. Обoзрениe",1867, т. 1); "О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол." ("Правосл. Собеседник",1866, т. 1); Ив. Перов, "Епархиальные учреждения в русской церкви в XVIи XVII вв." (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, "Руководство к русскойцерковной истории" (Казань, 1888).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ячмень - Ячмень на глазу. Я. называется острое гнойное ...
Яшма - Яшма названием этим в минералогии обозначают плотные, ...
Ящерицы - Ящерицы (Lacertilia s. Sauria) рептилии с задним ...
Ящеры - Ящеры (Manidae) семейство млекопитающих из отряда неполнозубых(Edentata) ...
Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...
Attorney - Attorney general (казенный адвокат) так называется должностноелицо, ...
Basso - Basso ostinato (итал.) непрерывный бас, который постоянно ...
Credo - Credo символ веры; третий номер католической мессы, ...
Cорго - Cорго (Sorghum Pers.) родовое названиe растений из ...
Largo - Largo (ит. широко, полно, протяжно) музыкальный термин,обозначающий ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: