Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Сенат? Значение и толкование слова senat, определение термина


Сенат -

Сенат в императорское время. Внешние формы, выработанные С. для своихдействий, сохранились, в общем, и при принципате, но значительноизменились состав и компетенция С. Во время перехода от республики кпринципату С. значительно возрос в своем составе, вследствиенеограниченности магистратских компетенций Цезаря и триумвиров. Август вдва приема (в 29 и 18 г. до Р. Хр.) свел число сенаторов до нормального,т. е. до 600; и впоследствии он несколько раз пересматривал спискисенаторов. Регулярное пополнение С. оставалось, однако, то же: как ипрежде, в его состав вступали все бывшие магистраты; более точнаянормировка прохождения магистратур привела к установлению минимальноговозраста для поступления в С. (не ранее 25-ти лет). Влияние императорана состав С., кроме упомянутого пересмотра списков, ограничивалось егоправом рекомендовать кандидатов в магистраты и принимать в состав С.желательных ему лиц (adiectio), с дарованием им прав бывшего магистрата(консула, претора и т. д.). Наконец, он же следил за тем, чтобы сенаторимел установленный при Августе ценз в 1000000 сеет. При Домицианецензорская власть, а следовательно и право изгонять из С., сделаласьвсецело прерогативой императоров. Влияние народа на состав С.окончательно прекратилось, когда при Тиберии выбор магистратов перешел кС. Еще важнее было изменение общего положения С. За С. было признанофактически отвоеванное им от магистратуры право на управлениегосударством; ему даже даны были новые прерогативы - судебная власть,право выбора магистратов, право законодательства, - т. е. теоретическинаряду с императорской властью была создана другая, делившая с неюкомпетенцию; ярче всего новое положение дел выражается в моммзеновскомтермине дгархия. При всем том С. фактически потерял почти совершенносвое влияние на ход государственных дел, так как фактическая властьнаходилась в руках принцепса, имевшего право вмешиваться во все дела,входившие в состав и прежней, и новой компетенции С., и решать их посвоему усмотрению. Из своих прежних прав С. формально сохранил своеправо совета, по изменившееся положение дел освободило магистрата отобязательства испрашивать советы С. То, что составляло основу могуществаС. при республике - право совета в военных. иностранных и финансовыхделах - фактически ушло от него, так как эти вопросы перестали в немобсуждаться. Менее ощутительно, чем в военных и иностранных делах, этосказалось на финансовой компетенции. Деление провинции на императорскиеи сенатские, признание за С. права на распоряжение aerarium Saturniнесколько затемнили тот факт, что большинство финансовых дел постепенно,через выделение, перешли в руки принцепса. Из новых прав правоуголовного суда, при фактической зависимости С. от императора, теряловсякое политическое значение; право выбора магистратов и пополнение С.было иллюзией, В виду права императора на commendatio и adiectio; правозаконодательства ограничивалось узкими рамками, важнейшие дела(отношения к внеримскому Миру, война, мир, договор и т. п.) перешли кимператору; право дарования римского гражданства и право регулировкиотношения общин к Риму также сосредоточилось в руках императора.Наконец, с сенатским законодательством могущественно конкурируютимператорские эдикты и constitutiones, хотя формально они и неидентифицируются с законами. Все эти ограничения С. ведут к тому, чтороль его и политическая, и административная постепенно сводятся на нет;те области, где он еще как будто сохраняет кажущийся суверенитет - т. е.сенатские провинции и некоторые части финансового управления -постепенно уходят от него, вследствие стремления императоровнивелировать администрацию империи, и положение С. после Диоклетианаесть только узаконение совершившегося факта. Теперь С. даже уже несовещательный орган императорской власти, а только "место публикацииимператорских законов"; рядом с этим он сохраняет еще компетенциюгородского совета двух столиц - Рима и Константинополя. См. Mommsen,"Romisches Staatsrecht" (III, 2). Взгляды Моммзена оспаривает WiIlems("Le senat de la Repubinque rom.", т. I - II) не всегда основательно;ср. его же, "Le droit public romain" и другие руководства по римскомугосуд. праву, а также Bloch, "Les origines du senatromain", и Lecrivain,"Le senat romain depnis Diocletien" ("Biblioth. de l'ecole franaise",fasc. 29 и 52). М. Ростовцев.

Сенат

Сенат в императорское время. Внешние формы, выработанные С. для своихдействий, сохранились, в общем, и при принципате, но значительноизменились состав и компетенция С. Во время перехода от республики кпринципату С. значительно возрос в своем составе, вследствиенеограниченности магистратских компетенций Цезаря и триумвиров. Август вдва приема (в 29 и 18 г. до Р. Хр.) свел число сенаторов до нормального,т. е. до 600; и впоследствии он несколько раз пересматривал спискисенаторов. Регулярное пополнение С. оставалось, однако, то же: как ипрежде, в его состав вступали все бывшие магистраты; более точнаянормировка прохождения магистратур привела к установлению минимальноговозраста для поступления в С. (не ранее 25-ти лет). Влияние императорана состав С., кроме упомянутого пересмотра списков, ограничивалось егоправом рекомендовать кандидатов в магистраты и принимать в состав С.желательных ему лиц (adiectio), с дарованием им прав бывшего магистрата(консула, претора и т. д.). Наконец, он же следил за тем, чтобы сенаторимел установленный при Августе ценз в 1000000 сеет. При Домицианецензорская власть, а следовательно и право изгонять из С., сделаласьвсецело прерогативой императоров. Влияние народа на состав С.окончательно прекратилось, когда при Тиберии выбор магистратов перешел кС. Еще важнее было изменение общего положения С. За С. было признанофактически отвоеванное им от магистратуры право на управлениегосударством; ему даже даны были новые прерогативы - судебная власть,право выбора магистратов, право законодательства, - т. е. теоретическинаряду с императорской властью была создана другая, делившая с неюкомпетенцию; ярче всего новое положение дел выражается в моммзеновскомтермине дгархия. При всем том С. фактически потерял почти совершенносвое влияние на ход государственных дел, так как фактическая властьнаходилась в руках принцепса, имевшего право вмешиваться во все дела,входившие в состав и прежней, и новой компетенции С., и решать их посвоему усмотрению. Из своих прежних прав С. формально сохранил своеправо совета, по изменившееся положение дел освободило магистрата отобязательства испрашивать советы С. То, что составляло основу могуществаС. при республике - право совета в военных. иностранных и финансовыхделах - фактически ушло от него, так как эти вопросы перестали в немобсуждаться. Менее ощутительно, чем в военных и иностранных делах, этосказалось на финансовой компетенции. Деление провинции на императорскиеи сенатские, признание за С. права на распоряжение aerarium Saturniнесколько затемнили тот факт, что большинство финансовых дел постепенно,через выделение, перешли в руки принцепса. Из новых прав правоуголовного суда, при фактической зависимости С. от императора, теряловсякое политическое значение; право выбора магистратов и пополнение С.было иллюзией, В виду права императора на commendatio и adiectio; правозаконодательства ограничивалось узкими рамками, важнейшие дела(отношения к внеримскому Миру, война, мир, договор и т. п.) перешли кимператору; право дарования римского гражданства и право регулировкиотношения общин к Риму также сосредоточилось в руках императора.Наконец, с сенатским законодательством могущественно конкурируютимператорские эдикты и constitutiones, хотя формально они и неидентифицируются с законами. Все эти ограничения С. ведут к тому, чтороль его и политическая, и административная постепенно сводятся на нет;те области, где он еще как будто сохраняет кажущийся суверенитет - т. е.сенатские провинции и некоторые части финансового управления -постепенно уходят от него, вследствие стремления императоровнивелировать администрацию империи, и положение С. после Диоклетианаесть только узаконение совершившегося факта. Теперь С. даже уже несовещательный орган императорской власти, а только "место публикацииимператорских законов"; рядом с этим он сохраняет еще компетенциюгородского совета двух столиц - Рима и Константинополя. См. Mommsen,"Romisches Staatsrecht" (III, 2). Взгляды Моммзена оспаривает WiIlems("Le senat de la Repubinque rom.", т. I - II) не всегда основательно;ср. его же, "Le droit public romain" и другие руководства по римскомугосуд. праву, а также Bloch, "Les origines du senatromain", и Lecrivain,"Le senat romain depnis Diocletien" ("Biblioth. de l'ecole franaise",fasc. 29 и 52). М. Ростовцев.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ячмень - Ячмень на глазу. Я. называется острое гнойное ...
Яшма - Яшма названием этим в минералогии обозначают плотные, ...
Ящерицы - Ящерицы (Lacertilia s. Sauria) рептилии с задним ...
Ящеры - Ящеры (Manidae) семейство млекопитающих из отряда неполнозубых(Edentata) ...
Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...
Attorney - Attorney general (казенный адвокат) так называется должностноелицо, ...
Basso - Basso ostinato (итал.) непрерывный бас, который постоянно ...
Credo - Credo символ веры; третий номер католической мессы, ...
Cорго - Cорго (Sorghum Pers.) родовое названиe растений из ...
Largo - Largo (ит. широко, полно, протяжно) музыкальный термин,обозначающий ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: