Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Сарматы? Значение и толкование слова sarmaty, определение термина


Сарматы -

Сарматы, Савроматы (Sarmatai, Sauromatai) - имя частью этническое,обозначающее отдельную народность, частью географическое, под которым вразное время и у различных писателей разумелись разные народы, ненаходившиеся в родстве между собою и населявшие неведомые для древнихгреков и римлян обширные пространства нынешней России, отчасти восточнойГермании и Австрии. С. обыкновенно сближались с скифами, дав двенародности, близкие одна другой по месту жительства и по происхождению.По Геродоту, С. жили по ту сторону р. Дона (Танаиса) и Азовского моря(Меотида), там, "где нет уже Скифии", на пространстве в 15 дней пути отугла Меотийского оз. к северу, а по сю сторону Дона жили царские скифы".Историк производит их от браков амазонок со скифами, язык их называетиспорченным скифским, во главе народа ставить царей; женщины иходеваются как и мужчины, ездят верхом на охоту и на войну или вместе смужчинами, или одни. Воинственность сарматских женщин выражалась, междупрочим, в том, что девушка выходила замуж не прежде, как убив хотьодного неприятеля, почему некоторые женщины оставались девственницами достарости. Гиппократ, современник Геродота, рассказывает, что сарматскиеженщины ездят на лошадях, стреляют из лука, мечут дротики сидя налошади, и сражаются с неприятелями, но только до замужества; по выходезамуж они перестают ездить верхом, за исключением случаев, когда всемународу поголовно приходится выступать на войну. "У женщин нет правойгруди, потому что вскоре после рождения матери выжигают своим дочерямправый сосок раскаленным медным орудием, так что правая грудь утрачиваетспособность расти, и вся сила и изобилие соков ее переходит в правоеплечо и руку" (Гиппократ, "De aerib., aquis et locis", 15). Весьмавероятно, что самая басня об амазонках, как родоначальницах С.,сложилась под влиянием рассказов скифов и греков о мужском образе жизнии воинственности сарматских женщин; самый обычай выжигания соска уноворожденных сарматских девочек перенесен был народной фантазией грековс амазонок, по народной этимологии "бессосцовых". Об этнографическомродстве С. со скифами свидетельствует и Страбон, несколько веков спустяпосле Геродота. Он обыкновенно называет эти народы рядом или даже,подобно Гиппократу, именует С. скифским народом, частью скифов, тем идругим приписывая одинаковые нравы. Эта то этнографическая близость двухнародов и послужила основанием рассказу о происхождении сарматов отсоседних с ними в Европе скифов и прибывших к Дону амазонок, посленесчастной для последних битвы с греками на р. Фераподонте в Сирии.Появление скифов в черноморских степях Геродот относит к концу VII в. доР. Хр., тогда как битвы греков с амазонками в этих местах происходили,согласно эпическим сказаниям греков, в героические времена Беллерофонта,Тезея и Ахилла; следовательно, поседение амазонок на левом берегу Донапредшествовало задолго появлению скифов на другой стороне реки. Явноепротиворечие между двумя вариантами у Геродота даже не отмечено. Самисторик, притом, различает в составе скифов нисколько народностей,различающихся по образу жизни и религиозным верованиям; древнейшимипоселенцами европейской Скифии были, несомненно, наиболее западные изних, а не царские скифы, во время Геродота жившие по ею сторону Дона; повсей вероятности, с этими-то древнейшими из скифов, обратившимися нановых местах жительства из кочевников в земледельцев, и находились вродстве С. Необходимо принять во внимание записанное Геродотомпоказание, что к С. от Дуная (Истра) живут сигинны - народ, которыйпроизводил себя от мидян и носил мидийскую одежду. По словам Диодора,С., поселившиеся при Доне, выведены туда из Мидии. Плиний сообщаетраспространенное мнение, что С. родственны с мидянами: Medorum, utferunt, soboles. Об этих же С. говорит, вероятно, более поздний географ,Помпоний Мела (I в. по Р. Хр.), что они по наружному виду и вооружениювсего ближе к парфянам (III, 4). Согласные между собою показания древнихпозволяют отнести С. к иранской группе арийских народов. Еще до Р. Хр.этнографическое имя С., как относящееся к отдельной народности, сталообозначать различные народы европейской и азиатской Сарматии, а в болеепоздних источниках тем же именем обозначаются многочисленные народы, вразное время жившие на огромном пространстве от Карпат, Вислы и Дуная -на З, до Дона, Волги и Урала - на В; в соединении с именем скифовназвание С. обнимало собою чуть не все разнородное население этихземель. С вытеснением скифов Митридатом VI из Таврического полуо-ва ипокорением их (кон. II в. до Р. Хр.), имя С. становится решительнопреобладающим и как бы заступившим собою, для тех же стран, болеедревнее имя скифов. У Страбона, географа I в. до и по Р. Хр., С. - тоотдельная народность, то, гораздо чаще, сборный термин. По его описаниюС. живут в землях, простирающихся над Черным морем и Дунаем, междуФракией и Азовским морем; он не решается утверждать, достигают ливладения С. Северного океана. Есть у него и азиатские С., живущие по тусторону Дона, между этой рекой и Каспийским морем, на Ю спускаясь доКавказских гор. Вообще, сведения писателей I в. римской империи об этихземлях крайне недостаточны; о Ю и В теперешней России ходили в Риметакие рассказы, что Страбон и Тацит отказываются от описания этих стран,признавая все сведения о них баснословными; на В от Эльбы, по словамСтрабона, никто из римлян не ходил ни сухим путем, ни водным. Птолемеевакарта Сарматии дает нам, в перечне и расположении имен, то представлениедревних об этой стране, какое к началу II в. нашей эры сложилось угреков и римлян. Сарматия делилась на азиатскую и европейскую; общимиграницами ее служили: Скифия по сю сторону Белур-тага и Волга (Rha) - наВ., Каспийское м., Кавказ, Азовское м., Черное м., Днепр, Карпатскиегоры - на Ю., Сарматские горы, Германия и р. Висла - на З, Сарматскийокеан с Венедским заливом и неведомые земли Азии - на С. Границу междуобеими Сарматиями Птолемей проводит вдоль Азовского м., р. Дона и отсюдадальше на С. Таким образом, в состав Птолемеевой Сарматии входилинекоторые части нын. Пруссии и Царства Польского по сю сторону Вислы,северо-восточная полоса Галиции, вся Европейская Россия до центральныхее губерний, со включением значительной части Кавказа. ПоверхностьСарматии представляется вообще ровною, степною, безлесною, пригодноюбольше для скотоводства и кочевой жизни, нежели для жизни оседлой иземледелия, обильною реками, из которых иные были уже известны Геродоту.Ко времени Птолемея число имен сарматских рек значительно возросло,особенно в Азии, но не увеличилась точность в определении их течения ивзаимного отношения: так напр. Птолемей смешивает Буг (Гипанид) сДнепром (Борисфеном). Кроме хлебных злаков, страна производила пеньку,лен, чечевицу, лук и различный корневые растения, а на Таврическомполуо-ве - даже виноград. Из фауны упоминаются львы, волки, дикие ослы,кабаны, лоси, олени, антилопы, зайцы, журавли, разной породы рыбы; издомашних животных - овцы, свиньи, лошади, быки безрогие, ослы.Предметами вывоза служили золото, драгоценные камни, соль, воск, медь;серебра и железа не было, так что, по словам Павсания, наконечники стрели копий С. изготовляли из кости. Население Сарматии составляли многиенароды, в огромном большинстве кочевники, не строившие себе ни домов, нигородов, жившие в войлочных шалашах, которые передвигались на телегах.Хищнические набеги и скотоводство были главными источниками средств кжизни, а также торговля, преимущественно в южных частях Сарматии. Обыкновенной пищей С. были конина и месиво из муки с молоком иконской кровью. Страбон знает между ними и людоедов. Одевались С. вплащи без рукавов и шаровары, голову покрывали зимой высокойостроконечной шапкой, почти закрывавшей глаза; женщины носили род рубахиповерх длинного, просторного платья без рукавов, а на голове имеливысокую, заостренную повязку. Дикий, воинственный, вероломный народ, С.управлялись царями, иногда царицами. К числу С. древние историки относятмножество племен, называемых ими по имени, но трудно поддающихсятопографическому определению. Что касается народности племен, обнимаемыху римских писателей именем сарматы, то о многих из них существуетзначительная Литература. Финны, хуны и гитоны упоминаются у Птолемеявпервые; если под гитонами можно разуметь готов, то нет основания вхунах видеть гуннов, обозначаемых греческими писателями именем унков( ). Славянство вендов установлено в науке прочно, равно как и иранскоепроисхождение роксолан. Некоторые из городов Сарматии, перечисляемыхПтолемеем, могут быть с большею или меньшею точностью фиксированы нанынешней карте и отнесены к местам ныне существующих поселений.Метрополь, на Борисфене, стоял, вероятнее всего на месте нынешнегоКиева. Садовский приурочивает Карродун ко впадению Збруча в Днестр,Ерект, Вивантиварий, Клепидаву, Метоний - к Тирасполю, Бендерам, Ямполюи Могилеву Подольскому. На Припяти лежали города Ниосс, Сабрах и Леин;тот жe ученый предлагает такую локализацию их: Чернобыть, Мозырь иместность к 3 от Пинска. Эти и другие города Сарматии, из которых многиеносят греческие имена, не С. были основаны и не им принадлежали. - ПодС. и древние, и средневековые писатели разумели непременно кочевников.Тацит (I-II в. по Р. X.) отличает венетов от С. тем, что первые строятдома, носят щиты, имеют навык и ловкость в пешей ходьбе, а вторые - вповозках и на коне". Аммиан Марцеллин (IV в. по Р. Хр.) так описываеткочевой быт одного из сарматских народов нынешней России, Алан: "они неимеют вовсе домов и не занимаются хлебопашеством, кормятся только мясоми еще чаще молоком. В повозках, крытых лыком, они беспрестанно переходятс места на место по беспредельным равнинам. Где найдут место; пригодноедля корма скота, там расставляют в круг свои повозки и кормятся, какдите звери. Как только пастбище истощится, они кочуют дальние, с своимипередвижными городами повозок, в которых родятся и воспитываются ихдети, совершаются браки и все иные житейские дела. Куда бы ни толкнулаих судьба, они везде у себя дома, гоня перед собою стада крупного имелкого скота и больше всего заботясь о лошадях... Слабые по возрастуили полу сидят возле повозок и исполняют домашние работы, а людивозрастные и здоровые всегда на коне. С детства привычные к верховойезде, они почитают бесчестьем для себя ходить пешком". Славянство С.,вопреки свидетельствам древних и средневековых писателей об их кочевомобразе жизни и наружных признаках, отстаивают в русской литературеВенелин, Забелин, Самоквасов, Иловайский. В римской истории один изсарматских народов - роксоланы (Sarmatica gens, по Тациту) - частоявляется до конца IV в., при чем римские императоры задабриваютроксоланских владык подарками. В 69 - 70 г. по Р. Хр., при императореВеспасиане, эти С. были частью истреблены в Мезии (нын. Сербия), частьюизгнаны оттуда римскими легионами; по словам Тацита, сарматская доблестьроксолан не послужила им ни к чему: сражаться пешими они неспособны, алошади их по случаю распутицы падали и вязли. Император Адриан очистилот роксолан Дакию (117 - 118 г. по Р. Хр.), но потом заключил с нимимирный договор. Хотя они упоминаются еще в XI в., но с половины I в. доР. Хр.; вместо них, как сильнейший сарматский народ, заступают языги, сЧерноморского побережья двинувшиеся через Карпаты и утвердившиеся междуДунаем и Тиссою. Отсюда С., вместе с германскими племенами, сильнобеспокоили римские владения при Домициане и Марке Аврелии; война римлянс ними называлась маркоманскою, германскою, сарматскою. С языгами М.Аврелий заключил мир. Начиная с III в. сарматские племена оттесняютсяготами, потом гуннами. Имп. Аврелиан уступил им Дакию в 274 г. Тем неменее с С. вели войны императоры: Аврелиан, прозванный сарматским, Проб,Диоклетиан, Константин Вел. и др. В IV в. вся Сарматия вошла в составготского царства, К концу этого столетия готское царство было разрушеновошедшими из Азии через Дон гуннами; имя С. исчезает. Сведения о С. вовремена римской империи сообщают Тацит, Амм. Марцеллин, Приск, Евнапий,Иордан, Зосим и др. Литература. Кроме старых сочинений Потоцкого, Георгии, Укерта,Маннерта, Кольстера, Шафарика, Мюлленгира. см. И. Е. Забелин, "Историярус. жизни" (М., 1876, I); Sadowsky, "Handelsstrassen der Griechen u.Romer" (Иена, 1877); Д. И. Иловайсrbй, "Разыскания о начале Руси" (изд.2е, М., 1882); В. Г. Васильевский, "О мнимом славянстве гуннов, болгар ироксолан" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1882, № 7); Bс. Ф. Миллер,"Осетинские этюды" (III, М.; 1887); Л. Нидерле, "Staroveke Zpravy еzemepisu vychodni Europy se zretelem na zeme slovanske" (Пр., 1899); Юл.Кулаковский, "Карта Европ. Сарматии по Птолемею" (К., 1899). Ф. Мищенко.

Сарматы

Сарматы, Савроматы (Sarmatai, Sauromatai) - имя частью этническое,обозначающее отдельную народность, частью географическое, под которым вразное время и у различных писателей разумелись разные народы, ненаходившиеся в родстве между собою и населявшие неведомые для древнихгреков и римлян обширные пространства нынешней России, отчасти восточнойГермании и Австрии. С. обыкновенно сближались с скифами, дав двенародности, близкие одна другой по месту жительства и по происхождению.По Геродоту, С. жили по ту сторону р. Дона (Танаиса) и Азовского моря(Меотида), там, "где нет уже Скифии", на пространстве в 15 дней пути отугла Меотийского оз. к северу, а по сю сторону Дона жили царские скифы".Историк производит их от браков амазонок со скифами, язык их называетиспорченным скифским, во главе народа ставить царей; женщины иходеваются как и мужчины, ездят верхом на охоту и на войну или вместе смужчинами, или одни. Воинственность сарматских женщин выражалась, междупрочим, в том, что девушка выходила замуж не прежде, как убив хотьодного неприятеля, почему некоторые женщины оставались девственницами достарости. Гиппократ, современник Геродота, рассказывает, что сарматскиеженщины ездят на лошадях, стреляют из лука, мечут дротики сидя налошади, и сражаются с неприятелями, но только до замужества; по выходезамуж они перестают ездить верхом, за исключением случаев, когда всемународу поголовно приходится выступать на войну. "У женщин нет правойгруди, потому что вскоре после рождения матери выжигают своим дочерямправый сосок раскаленным медным орудием, так что правая грудь утрачиваетспособность расти, и вся сила и изобилие соков ее переходит в правоеплечо и руку" (Гиппократ, "De aerib., aquis et locis", 15). Весьмавероятно, что самая басня об амазонках, как родоначальницах С.,сложилась под влиянием рассказов скифов и греков о мужском образе жизнии воинственности сарматских женщин; самый обычай выжигания соска уноворожденных сарматских девочек перенесен был народной фантазией грековс амазонок, по народной этимологии "бессосцовых". Об этнографическомродстве С. со скифами свидетельствует и Страбон, несколько веков спустяпосле Геродота. Он обыкновенно называет эти народы рядом или даже,подобно Гиппократу, именует С. скифским народом, частью скифов, тем идругим приписывая одинаковые нравы. Эта то этнографическая близость двухнародов и послужила основанием рассказу о происхождении сарматов отсоседних с ними в Европе скифов и прибывших к Дону амазонок, посленесчастной для последних битвы с греками на р. Фераподонте в Сирии.Появление скифов в черноморских степях Геродот относит к концу VII в. доР. Хр., тогда как битвы греков с амазонками в этих местах происходили,согласно эпическим сказаниям греков, в героические времена Беллерофонта,Тезея и Ахилла; следовательно, поседение амазонок на левом берегу Донапредшествовало задолго появлению скифов на другой стороне реки. Явноепротиворечие между двумя вариантами у Геродота даже не отмечено. Самисторик, притом, различает в составе скифов нисколько народностей,различающихся по образу жизни и религиозным верованиям; древнейшимипоселенцами европейской Скифии были, несомненно, наиболее западные изних, а не царские скифы, во время Геродота жившие по ею сторону Дона; повсей вероятности, с этими-то древнейшими из скифов, обратившимися нановых местах жительства из кочевников в земледельцев, и находились вродстве С. Необходимо принять во внимание записанное Геродотомпоказание, что к С. от Дуная (Истра) живут сигинны - народ, которыйпроизводил себя от мидян и носил мидийскую одежду. По словам Диодора,С., поселившиеся при Доне, выведены туда из Мидии. Плиний сообщаетраспространенное мнение, что С. родственны с мидянами: Medorum, utferunt, soboles. Об этих же С. говорит, вероятно, более поздний географ,Помпоний Мела (I в. по Р. Хр.), что они по наружному виду и вооружениювсего ближе к парфянам (III, 4). Согласные между собою показания древнихпозволяют отнести С. к иранской группе арийских народов. Еще до Р. Хр.этнографическое имя С., как относящееся к отдельной народности, сталообозначать различные народы европейской и азиатской Сарматии, а в болеепоздних источниках тем же именем обозначаются многочисленные народы, вразное время жившие на огромном пространстве от Карпат, Вислы и Дуная -на З, до Дона, Волги и Урала - на В; в соединении с именем скифовназвание С. обнимало собою чуть не все разнородное население этихземель. С вытеснением скифов Митридатом VI из Таврического полуо-ва ипокорением их (кон. II в. до Р. Хр.), имя С. становится решительнопреобладающим и как бы заступившим собою, для тех же стран, болеедревнее имя скифов. У Страбона, географа I в. до и по Р. Хр., С. - тоотдельная народность, то, гораздо чаще, сборный термин. По его описаниюС. живут в землях, простирающихся над Черным морем и Дунаем, междуФракией и Азовским морем; он не решается утверждать, достигают ливладения С. Северного океана. Есть у него и азиатские С., живущие по тусторону Дона, между этой рекой и Каспийским морем, на Ю спускаясь доКавказских гор. Вообще, сведения писателей I в. римской империи об этихземлях крайне недостаточны; о Ю и В теперешней России ходили в Риметакие рассказы, что Страбон и Тацит отказываются от описания этих стран,признавая все сведения о них баснословными; на В от Эльбы, по словамСтрабона, никто из римлян не ходил ни сухим путем, ни водным. Птолемеевакарта Сарматии дает нам, в перечне и расположении имен, то представлениедревних об этой стране, какое к началу II в. нашей эры сложилось угреков и римлян. Сарматия делилась на азиатскую и европейскую; общимиграницами ее служили: Скифия по сю сторону Белур-тага и Волга (Rha) - наВ., Каспийское м., Кавказ, Азовское м., Черное м., Днепр, Карпатскиегоры - на Ю., Сарматские горы, Германия и р. Висла - на З, Сарматскийокеан с Венедским заливом и неведомые земли Азии - на С. Границу междуобеими Сарматиями Птолемей проводит вдоль Азовского м., р. Дона и отсюдадальше на С. Таким образом, в состав Птолемеевой Сарматии входилинекоторые части нын. Пруссии и Царства Польского по сю сторону Вислы,северо-восточная полоса Галиции, вся Европейская Россия до центральныхее губерний, со включением значительной части Кавказа. ПоверхностьСарматии представляется вообще ровною, степною, безлесною, пригодноюбольше для скотоводства и кочевой жизни, нежели для жизни оседлой иземледелия, обильною реками, из которых иные были уже известны Геродоту.Ко времени Птолемея число имен сарматских рек значительно возросло,особенно в Азии, но не увеличилась точность в определении их течения ивзаимного отношения: так напр. Птолемей смешивает Буг (Гипанид) сДнепром (Борисфеном). Кроме хлебных злаков, страна производила пеньку,лен, чечевицу, лук и различный корневые растения, а на Таврическомполуо-ве - даже виноград. Из фауны упоминаются львы, волки, дикие ослы,кабаны, лоси, олени, антилопы, зайцы, журавли, разной породы рыбы; издомашних животных - овцы, свиньи, лошади, быки безрогие, ослы.Предметами вывоза служили золото, драгоценные камни, соль, воск, медь;серебра и железа не было, так что, по словам Павсания, наконечники стрели копий С. изготовляли из кости. Население Сарматии составляли многиенароды, в огромном большинстве кочевники, не строившие себе ни домов, нигородов, жившие в войлочных шалашах, которые передвигались на телегах.Хищнические набеги и скотоводство были главными источниками средств кжизни, а также торговля, преимущественно в южных частях Сарматии. Обыкновенной пищей С. были конина и месиво из муки с молоком иконской кровью. Страбон знает между ними и людоедов. Одевались С. вплащи без рукавов и шаровары, голову покрывали зимой высокойостроконечной шапкой, почти закрывавшей глаза; женщины носили род рубахиповерх длинного, просторного платья без рукавов, а на голове имеливысокую, заостренную повязку. Дикий, воинственный, вероломный народ, С.управлялись царями, иногда царицами. К числу С. древние историки относятмножество племен, называемых ими по имени, но трудно поддающихсятопографическому определению. Что касается народности племен, обнимаемыху римских писателей именем сарматы, то о многих из них существуетзначительная Литература. Финны, хуны и гитоны упоминаются у Птолемеявпервые; если под гитонами можно разуметь готов, то нет основания вхунах видеть гуннов, обозначаемых греческими писателями именем унков( ). Славянство вендов установлено в науке прочно, равно как и иранскоепроисхождение роксолан. Некоторые из городов Сарматии, перечисляемыхПтолемеем, могут быть с большею или меньшею точностью фиксированы нанынешней карте и отнесены к местам ныне существующих поселений.Метрополь, на Борисфене, стоял, вероятнее всего на месте нынешнегоКиева. Садовский приурочивает Карродун ко впадению Збруча в Днестр,Ерект, Вивантиварий, Клепидаву, Метоний - к Тирасполю, Бендерам, Ямполюи Могилеву Подольскому. На Припяти лежали города Ниосс, Сабрах и Леин;тот жe ученый предлагает такую локализацию их: Чернобыть, Мозырь иместность к 3 от Пинска. Эти и другие города Сарматии, из которых многиеносят греческие имена, не С. были основаны и не им принадлежали. - ПодС. и древние, и средневековые писатели разумели непременно кочевников.Тацит (I-II в. по Р. X.) отличает венетов от С. тем, что первые строятдома, носят щиты, имеют навык и ловкость в пешей ходьбе, а вторые - вповозках и на коне". Аммиан Марцеллин (IV в. по Р. Хр.) так описываеткочевой быт одного из сарматских народов нынешней России, Алан: "они неимеют вовсе домов и не занимаются хлебопашеством, кормятся только мясоми еще чаще молоком. В повозках, крытых лыком, они беспрестанно переходятс места на место по беспредельным равнинам. Где найдут место; пригодноедля корма скота, там расставляют в круг свои повозки и кормятся, какдите звери. Как только пастбище истощится, они кочуют дальние, с своимипередвижными городами повозок, в которых родятся и воспитываются ихдети, совершаются браки и все иные житейские дела. Куда бы ни толкнулаих судьба, они везде у себя дома, гоня перед собою стада крупного имелкого скота и больше всего заботясь о лошадях... Слабые по возрастуили полу сидят возле повозок и исполняют домашние работы, а людивозрастные и здоровые всегда на коне. С детства привычные к верховойезде, они почитают бесчестьем для себя ходить пешком". Славянство С.,вопреки свидетельствам древних и средневековых писателей об их кочевомобразе жизни и наружных признаках, отстаивают в русской литературеВенелин, Забелин, Самоквасов, Иловайский. В римской истории один изсарматских народов - роксоланы (Sarmatica gens, по Тациту) - частоявляется до конца IV в., при чем римские императоры задабриваютроксоланских владык подарками. В 69 - 70 г. по Р. Хр., при императореВеспасиане, эти С. были частью истреблены в Мезии (нын. Сербия), частьюизгнаны оттуда римскими легионами; по словам Тацита, сарматская доблестьроксолан не послужила им ни к чему: сражаться пешими они неспособны, алошади их по случаю распутицы падали и вязли. Император Адриан очистилот роксолан Дакию (117 - 118 г. по Р. Хр.), но потом заключил с нимимирный договор. Хотя они упоминаются еще в XI в., но с половины I в. доР. Хр.; вместо них, как сильнейший сарматский народ, заступают языги, сЧерноморского побережья двинувшиеся через Карпаты и утвердившиеся междуДунаем и Тиссою. Отсюда С., вместе с германскими племенами, сильнобеспокоили римские владения при Домициане и Марке Аврелии; война римлянс ними называлась маркоманскою, германскою, сарматскою. С языгами М.Аврелий заключил мир. Начиная с III в. сарматские племена оттесняютсяготами, потом гуннами. Имп. Аврелиан уступил им Дакию в 274 г. Тем неменее с С. вели войны императоры: Аврелиан, прозванный сарматским, Проб,Диоклетиан, Константин Вел. и др. В IV в. вся Сарматия вошла в составготского царства, К концу этого столетия готское царство было разрушеновошедшими из Азии через Дон гуннами; имя С. исчезает. Сведения о С. вовремена римской империи сообщают Тацит, Амм. Марцеллин, Приск, Евнапий,Иордан, Зосим и др. Литература. Кроме старых сочинений Потоцкого, Георгии, Укерта,Маннерта, Кольстера, Шафарика, Мюлленгира. см. И. Е. Забелин, "Историярус. жизни" (М., 1876, I); Sadowsky, "Handelsstrassen der Griechen u.Romer" (Иена, 1877); Д. И. Иловайсrbй, "Разыскания о начале Руси" (изд.2е, М., 1882); В. Г. Васильевский, "О мнимом славянстве гуннов, болгар ироксолан" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1882, № 7); Bс. Ф. Миллер,"Осетинские этюды" (III, М.; 1887); Л. Нидерле, "Staroveke Zpravy еzemepisu vychodni Europy se zretelem na zeme slovanske" (Пр., 1899); Юл.Кулаковский, "Карта Европ. Сарматии по Птолемею" (К., 1899). Ф. Мищенко.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ячмень - Ячмень на глазу. Я. называется острое гнойное ...
Яшма - Яшма названием этим в минералогии обозначают плотные, ...
Ящерицы - Ящерицы (Lacertilia s. Sauria) рептилии с задним ...
Ящеры - Ящеры (Manidae) семейство млекопитающих из отряда неполнозубых(Edentata) ...
Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...
Attorney - Attorney general (казенный адвокат) так называется должностноелицо, ...
Basso - Basso ostinato (итал.) непрерывный бас, который постоянно ...
Credo - Credo символ веры; третий номер католической мессы, ...
Cорго - Cорго (Sorghum Pers.) родовое названиe растений из ...
Largo - Largo (ит. широко, полно, протяжно) музыкальный термин,обозначающий ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: