Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Ратуша? Значение и толкование слова ratusha, определение термина


Ратуша -

Ратуша - учреждена Петром I в 1699 г. в Москве под названбурмистерской палаты, которая в том же году (17 ноября) переименована вР. Она ведала торговых и промышленных людей и посадских всегогосударства в "расправных, челобитных и купецких делах", а также в сборегосударевых доходов, поборов и пошлин. Главная цель Петра при учрежденииР. заключалась в увеличении казенных сборов с промыслов и торговли и вуничтожении бывавших при взимании налогов злоупотреблений воевод иприказных людей. Этой цели Петр хотел достигнуть заменой приказных людейвыборными: членами Р. были избираемые населением бурмистры. Р. замениласобою все приказы, ведавшие торговых людей; ей были подчинены городовыеземские избы, чрез нее шли также все указы, касавшиесяторгово-промышленного населения России. Для Москвы она заменяла земскуюизбу. Злоупотребления, однако, продолжались по-прежнему; круг действийР. скоро, поэтому, был сокращен и сборы, не имевшие непосредственногоотношения к торговле и промышленности посадского населения, переданы введение других учреждений. В 1705 г. была учреждена должность ратушскогоинспектора с товарищи; ему предписано было рассмотреть Р. московскую "совсеми ее околичностями" и города, которые можно, "вместе с Москвою такжеосмотреть"; он был уполномочен, "если кто явится в каком воровстве, и нате места выбирать бурмистров немедленно иных". Разделение России нагубернии в 1708 г. и введение губернских учреждений лишило московскую Р.значения центрального учреждения; она продолжала существовать, но имелазначение исключительно местного учреждения. - В 1728 г. были учрежденыпо городам городовые Р., вместо упраздненных магистратов. В Германииратуша (Rathaus, тоже что франц. Hotel de ville или англ. Town-hall,Guild-hall) - дом, где находятся городские власти. Уже в средние века Р.являлась признаком городского самоуправления и независимости. Более илименее богато украшенная и сооруженная Р. с давних пор указывала набольшее или меньшее богатство и могущество города. Из старинных Р.,сооруженных в готическом стиле, особенно известны Р. в Брауншвейге,Бреславле, Ганновере, Геттингене, Любеке, Торне. Выдающиеся Р.,сооруженные в эпоху Возрождения - в Аугсбурге, Бремене (отчасти вготическом стиле), Кельне, Лейпциге, Нюрнберге, Падерборне. Из Р.,выстроенных в последнее время, отличаются великолепием Р. в Берлине,Гамбурге, Мюнхене, Вене, Висбадене. Санти - или Санцио (Реффаэло Santi, Sanzio) - один из величайшиххудожников всех времен и народов, род. в Урбино, столице маленькогоитал. герцогства, 28 марта 1483 г. Первое знакомство с живописью онполучил под руководством своего отца Джованни С. и, по-видимому,одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, носпособного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни,Рафаэль был отдан в ученье к Пьетро Ваннучи. прозванному Перуджино,стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской этого художникаон усвоил все лучшие особенности его стиля, главным образом егохарактерное для всей умбрийской школы стремление к выразительной,поэтичной трактовке сюжетов в соответствии с нежной гармоней красок иблагородством форм. Самых ранних, юношеских картин С. известно три:"Архангел Михаил, поражающий сатану" (в Луврск. Музее, в Париже),"Сновидение рыцаря" (в лондонск. национ. гал.) и "Три грации" (всобрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества С.относится значительное число рисунков, важнейшее собрание которых, такназыв. "Книга эскизов", хранится в венецианской академии худ. Немногоболее поздними, но принадлежащими несомненно умбрийскому периоду С.,надо признать его картины: "Мадонна Солли" (в берлинск. музее), "Мадоннасо св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и "Мадонна Конесталибе" (в Имп.Эрмитаже) - произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школыи близкие по стилю к работам Перуджино. По окончании своего ученья уэтого последнего, в 1502 г., С. написал алтарную икону, изображающуюнебесное коронование Богородицы (нах. в Ватикане; эскизы для нее вразных музеях), произведение, ясно свидетельствующее о том, чтогениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как всовершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражениивнутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С. надПеруджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине"Обручение Пресв. Девы со св. Иосифом", известной под названием "IoSposalizio" (нах. в миланск. гал. Брера). Здесь С., близкопридерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего учителя нату же тему, достигает во всех отдельных фигурах гораздо большей,сравнительно с ним, красоты и жизненности. В 1504 г. молодой художникпереехал из Перуджии во Флоренцию, где в то время уже находилисьЛеонардо да Винчи и Микеланджело, и начинает работать под новыми,отличными от прежних влияниями. Он усердно изучает в церк. C.Mapия-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийскогомастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдойизображений, и увлекается его глубоким реализмом. Сильное и благотворноевлияние оказывает на Р. и Леонардо - влияние особенно ярко отражающеесяв портретах, вышедших в ту пору из под кисти P., каковы напр. портретыАньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти, во Флоренции). В 1506г. Рафаэль пишет, в пандан к "Арх. Михаилу", небольшую картину длягерцога Гвидобальдо Урбинского "Св. Георгий убивает дракона" (ныне вИмп. Эрмитаже), а в 1506-8 гг. создает целый ряд замечательных покрасоте изображений Богоматери с Младенцем Христом на руках, каковы"Великогерцогская Мадонна" (М. del Gran Duca, в гал. Питти, воФлоренции), "Мадонна Николини" (в собрании лорда Купера, в Англии),"Мадонна дома Темпи" (в мюнх. пинакот.), "Мадонна Орлеанского дома" (вколл. герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна" (в берлинск. муз.) идр.; кроме того, он исполняет более сложные картины такого рода, вкоторых к Богородице и Христу прибавляется младенец Иоанн Креститель:"Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени"(в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. муз., в Париже) ипр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести; к достоинствампредшествовавших произведений P., изяществу форм и нежности красок, вних присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившаясявследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше чрезнепосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленныеэтюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. относится такженесколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из трех, а избольшого числа фигур; таковы "Св. Семейство с ягненком" (мадридск.муз.), "Св. Семейство под пальмой" (лонд. нац. гал.), "Мадонна домаКаниджани" (в мюнх. пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р. перебрался в Рим,куда, по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего соборасв. Петра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это времяМикеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллыв Ватиканском дворце. По приезде Р. в вечный город папа поручил емуукрасить фресковыми картинами нисколько зал того же дворца, известныхпод названием "Станц"- (stanza - комната). Усердно принявшись за этуработу, великий художник в течение двенадцати лет исполнил ее судивительным искусством. В первой из этих зал, в"Станце-делла-Сеньятура", потолок украшен большими аллегорическимифигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющихсобою четыре духовные силы-религию, науку, право и красоту, которые былидвигательницами итальянского Возрождения; возле них по четырем углампотолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "ПобедаАполлона над Марсием- и аллегория астрономии. Сами стены залы занятыбольшими, сложными по композиции картинами, изображающими "Спорь отаинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "ИмператораЮстиниана, вручающего пандекты своему министру" и "Парнас с собраниемзнаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз". Столь же роскошноукрашена живописью и вторая зала, "Станца дель Элиодоро". На ее потолкенаписаны разные сцены из ветхозаветной истории, а на стенахмногофигурные композиции, изображающие "Чудо, открывшееся одномусвященнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского полководцаЭлиодора из Иерусалимского храма", "Освобождение Рима от нашествияАттиллы и гуннов через заступничество ап. Петра и Павла" и "Освобождениеап. Петра из темницы ангелом". В "Зле пожара" (Stanza dell'Incendio)потолок был расписан еще раньше, учителем P., Перуджино; ее стены занятычетырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап ЛьваIII и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап,Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии надсарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою ЛьваIV. Во всех этих картинах, самому Р. принадлежит только композиция;исполнены они лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале в"Станце диКонстантино", все четыре стенные картины писаны учениками Р. итолько одна из них, "Битва имп. Константина и христиан с язычниками",компонована им самим. В живописи ватиканских зал, артистический генийвеликого художника выказывается в полном объеме и ярком блеске. Смотряна эти фрески, поражаешься умением Рафаэля справляться с весьма сложнымикомпозициями, при всей многочисленности выводимых на сцену фигургруппировать их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античныхрельефах и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного илиприкрытого одеждой, идеально прекрасны и, вместе с тем, реальножизненны. Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданысильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный размеризображений, отличается такими же точностью, плавностью и изяществом,какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся ктой же эпохи его творчества. Одновременно с работами над росписьюватиканских зал, из под его кисти вышел ряд менее крупных произведенийразнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портреты папыЮлия II (в гал. Питти и Уффици, во Флоренции), молодой женщины (будто быФорнарины, в палаццо Барберини, в Риме), пожилого человека (в Имп.Эрмитаже), Биндо Альтовити (в мюнхенской пинакотеке) и др.; затемупомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом наруках, то представленной среди более или менее сложной композиции, всопровождении других фигур, каковы напр. знаменитая Мадонна делла-Седия(в гал. Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. с диадемой (в ЛуврскомМузее), М. Альдобрандини (в лондонской национальной гал.), М.делла-Тенда (в мюнхенской пинакотеке), М. дель-Дивино-Аморе (внеаполитанском музее), М. дель-Пеше (в мадридском музее), М. ди-Фулиньо(в ватиканской гал., в Риме) и некотор. др. В 1519 г., ученикамиРафаэля, по его рисункам, были богато украшены разнообразной росписьюпотолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками,открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода иззалы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На сводах потолканаписаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов (так наз. библия Рафаэля),окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразнымиарабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративнуюживопись древних римлян. Точная копия этих лож - в Имп. Эрмитаже.Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных покрасоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы вБрюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней части стен вСикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние повторения этихковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видеть вберлинском, дрезденском и мадридском музеях; уцелевшие семь картоновхранятся в лондонском кенсингтонском музее. Из произведений последнегопериода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески вримской вилле Фарнезине, на темы классической мифологии: здесь, в целойсерии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармониейкрасок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостногоантичного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки обАмуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющейтриумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многиекартины масляными красками, между прочим несколько превосходныхпортретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее),неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata") вгал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.;большое "Несение Креста" (в мадридской гал.), образ св. Цецилии счетырьмя другими святыми (в болонской пинакотеке) и пр.; наконец,прелестнейшее из олицетворений Пресвятой Девы, созданных художником,всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна" (в дрезденской гал.) -произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейскойживописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала вхристианском искусстве. Самой последней, предсмертной работой Рафаэлябыло "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художникуспел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполненов ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля1520 г. Как живописец, С. - по выражению его первого биографа,Вазари-принадлежал к числу тех немногих избранников неба, в личностикоторых оно совмещает бесконечное богатство своих духовных даров,обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого временимежду многими индивидуумами. Действительно, творчество С. можетсчитаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретенийчеловеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множествахудожников за всю эпоху итальянского Возрождения. Будучи наделен отприроды горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной идуховной красоты, обладая, при мягком, симпатичном характере, закаленнымтрудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайнымуменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря нанепродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количествопроизведений, в которых постепенно переходил от превосходного посочинению и исполнению к еще более совершенному, пока не достиг,наконец, такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальшекоторого не ушел никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая,с одной стороны, живую натуру, а с другой - произведения своих великихсовременников и предшественников, С. далеко опередил этих последних исоединил в своем творчестве драгоценнейшие из достигнутых имирезультатов, слил воедино их лучшие качества на основе полной гармониимежду красотою формы и возвышенностью содержания. В этом - его великоепреимущество пред другими живописцами эпохи Возрождения, из которыхкаждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; вэтом - причина неувядаемой славы С., пережившей уже пять столетий, несмотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и внаправлении искусства. Необычайное дарование С. проявилось не только вживописи, но и в двух других отраслях искусства - в зодчестве и ваянии.До какой степени был он сведущ по части архитектуры - свидетельствуютизображения зданий во многих из его фресок; не довольствуясь подобнымвыражением своих архитектонических концепций, он осуществлял некоторыеиз них в действительности. По его планам и чертежам сооружены, отчастипод его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, ноизящная церк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное зданиеКиджи, палаццо Видони, более несуществующий ныне палаццо дель-Аквила, вРиме, и великолепный дворец Пандольфини, во Флоренции. Вместе сБраманте, он трудился над постройкой в Ватиканском дворце лож, выходящихна двор св. Дамаза, и, будучи, по смерти Браманте (в 1514 г.), назначенстроителем Петровского собора, сочинил проект трехнефного продольногокорпуса этого храма, с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствииподвергшийся, однако, существенному изменению. Неизвестно, произвел лиС. собственноручно хоть одну скульптурную работу, но не подлежитсомнению, что он делал рисунки и модели для подобных работ. По егокомпозициям исполнены мраморные статуи Мадонны дель-Сассо, стоящая надего гробницей в римском Пантеоне, пророка Иона, находящаяся в церк.C.-Mapиa-дель-Пополо, в Риме, и мертвого мальчика, несомого дельфином,принадлежащая Имп. Эрмитажу. Из многочисленных учеников и помощников С.назовем Дж. Романо, Дж. Фр. Пеини. Пеллегрино да-Модена, Перинодель-Вага и Раф. даль-Колле. Строгие последователи своего учителя приего жизни, они стали, после его кончины, гнаться за одной лишь внешнейкрасотой форм, утратили его одушевление и чувство меры, вдались вхолодную манерность. А. Миронов Рафинирование (от латин. finis - конец) -фабрично-заводские процессы, благодаря которым продукт получаетокончательную очистку или отделку напр. в металлургии, в сахарномпроизводстве и пр. При очистке селитры вместо названия Р. употребляют"литрование".

Ратуша

Ратуша - учреждена Петром I в 1699 г. в Москве под названбурмистерской палаты, которая в том же году (17 ноября) переименована вР. Она ведала торговых и промышленных людей и посадских всегогосударства в "расправных, челобитных и купецких делах", а также в сборегосударевых доходов, поборов и пошлин. Главная цель Петра при учрежденииР. заключалась в увеличении казенных сборов с промыслов и торговли и вуничтожении бывавших при взимании налогов злоупотреблений воевод иприказных людей. Этой цели Петр хотел достигнуть заменой приказных людейвыборными: членами Р. были избираемые населением бурмистры. Р. замениласобою все приказы, ведавшие торговых людей; ей были подчинены городовыеземские избы, чрез нее шли также все указы, касавшиесяторгово-промышленного населения России. Для Москвы она заменяла земскуюизбу. Злоупотребления, однако, продолжались по-прежнему; круг действийР. скоро, поэтому, был сокращен и сборы, не имевшие непосредственногоотношения к торговле и промышленности посадского населения, переданы введение других учреждений. В 1705 г. была учреждена должность ратушскогоинспектора с товарищи; ему предписано было рассмотреть Р. московскую "совсеми ее околичностями" и города, которые можно, "вместе с Москвою такжеосмотреть"; он был уполномочен, "если кто явится в каком воровстве, и нате места выбирать бурмистров немедленно иных". Разделение России нагубернии в 1708 г. и введение губернских учреждений лишило московскую Р.значения центрального учреждения; она продолжала существовать, но имелазначение исключительно местного учреждения. - В 1728 г. были учрежденыпо городам городовые Р., вместо упраздненных магистратов. В Германииратуша (Rathaus, тоже что франц. Hotel de ville или англ. Town-hall,Guild-hall) - дом, где находятся городские власти. Уже в средние века Р.являлась признаком городского самоуправления и независимости. Более илименее богато украшенная и сооруженная Р. с давних пор указывала набольшее или меньшее богатство и могущество города. Из старинных Р.,сооруженных в готическом стиле, особенно известны Р. в Брауншвейге,Бреславле, Ганновере, Геттингене, Любеке, Торне. Выдающиеся Р.,сооруженные в эпоху Возрождения - в Аугсбурге, Бремене (отчасти вготическом стиле), Кельне, Лейпциге, Нюрнберге, Падерборне. Из Р.,выстроенных в последнее время, отличаются великолепием Р. в Берлине,Гамбурге, Мюнхене, Вене, Висбадене. Санти - или Санцио (Реффаэло Santi, Sanzio) - один из величайшиххудожников всех времен и народов, род. в Урбино, столице маленькогоитал. герцогства, 28 марта 1483 г. Первое знакомство с живописью онполучил под руководством своего отца Джованни С. и, по-видимому,одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, носпособного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни,Рафаэль был отдан в ученье к Пьетро Ваннучи. прозванному Перуджино,стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской этого художникаон усвоил все лучшие особенности его стиля, главным образом егохарактерное для всей умбрийской школы стремление к выразительной,поэтичной трактовке сюжетов в соответствии с нежной гармоней красок иблагородством форм. Самых ранних, юношеских картин С. известно три:"Архангел Михаил, поражающий сатану" (в Луврск. Музее, в Париже),"Сновидение рыцаря" (в лондонск. национ. гал.) и "Три грации" (всобрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества С.относится значительное число рисунков, важнейшее собрание которых, такназыв. "Книга эскизов", хранится в венецианской академии худ. Немногоболее поздними, но принадлежащими несомненно умбрийскому периоду С.,надо признать его картины: "Мадонна Солли" (в берлинск. музее), "Мадоннасо св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и "Мадонна Конесталибе" (в Имп.Эрмитаже) - произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школыи близкие по стилю к работам Перуджино. По окончании своего ученья уэтого последнего, в 1502 г., С. написал алтарную икону, изображающуюнебесное коронование Богородицы (нах. в Ватикане; эскизы для нее вразных музеях), произведение, ясно свидетельствующее о том, чтогениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как всовершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражениивнутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С. надПеруджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине"Обручение Пресв. Девы со св. Иосифом", известной под названием "IoSposalizio" (нах. в миланск. гал. Брера). Здесь С., близкопридерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего учителя нату же тему, достигает во всех отдельных фигурах гораздо большей,сравнительно с ним, красоты и жизненности. В 1504 г. молодой художникпереехал из Перуджии во Флоренцию, где в то время уже находилисьЛеонардо да Винчи и Микеланджело, и начинает работать под новыми,отличными от прежних влияниями. Он усердно изучает в церк. C.Mapия-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийскогомастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдойизображений, и увлекается его глубоким реализмом. Сильное и благотворноевлияние оказывает на Р. и Леонардо - влияние особенно ярко отражающеесяв портретах, вышедших в ту пору из под кисти P., каковы напр. портретыАньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти, во Флоренции). В 1506г. Рафаэль пишет, в пандан к "Арх. Михаилу", небольшую картину длягерцога Гвидобальдо Урбинского "Св. Георгий убивает дракона" (ныне вИмп. Эрмитаже), а в 1506-8 гг. создает целый ряд замечательных покрасоте изображений Богоматери с Младенцем Христом на руках, каковы"Великогерцогская Мадонна" (М. del Gran Duca, в гал. Питти, воФлоренции), "Мадонна Николини" (в собрании лорда Купера, в Англии),"Мадонна дома Темпи" (в мюнх. пинакот.), "Мадонна Орлеанского дома" (вколл. герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна" (в берлинск. муз.) идр.; кроме того, он исполняет более сложные картины такого рода, вкоторых к Богородице и Христу прибавляется младенец Иоанн Креститель:"Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени"(в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. муз., в Париже) ипр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести; к достоинствампредшествовавших произведений P., изяществу форм и нежности красок, вних присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившаясявследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше чрезнепосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленныеэтюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. относится такженесколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из трех, а избольшого числа фигур; таковы "Св. Семейство с ягненком" (мадридск.муз.), "Св. Семейство под пальмой" (лонд. нац. гал.), "Мадонна домаКаниджани" (в мюнх. пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р. перебрался в Рим,куда, по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего соборасв. Петра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это времяМикеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллыв Ватиканском дворце. По приезде Р. в вечный город папа поручил емуукрасить фресковыми картинами нисколько зал того же дворца, известныхпод названием "Станц"- (stanza - комната). Усердно принявшись за этуработу, великий художник в течение двенадцати лет исполнил ее судивительным искусством. В первой из этих зал, в"Станце-делла-Сеньятура", потолок украшен большими аллегорическимифигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющихсобою четыре духовные силы-религию, науку, право и красоту, которые былидвигательницами итальянского Возрождения; возле них по четырем углампотолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "ПобедаАполлона над Марсием- и аллегория астрономии. Сами стены залы занятыбольшими, сложными по композиции картинами, изображающими "Спорь отаинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "ИмператораЮстиниана, вручающего пандекты своему министру" и "Парнас с собраниемзнаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз". Столь же роскошноукрашена живописью и вторая зала, "Станца дель Элиодоро". На ее потолкенаписаны разные сцены из ветхозаветной истории, а на стенахмногофигурные композиции, изображающие "Чудо, открывшееся одномусвященнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского полководцаЭлиодора из Иерусалимского храма", "Освобождение Рима от нашествияАттиллы и гуннов через заступничество ап. Петра и Павла" и "Освобождениеап. Петра из темницы ангелом". В "Зле пожара" (Stanza dell'Incendio)потолок был расписан еще раньше, учителем P., Перуджино; ее стены занятычетырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап ЛьваIII и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап,Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии надсарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою ЛьваIV. Во всех этих картинах, самому Р. принадлежит только композиция;исполнены они лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале в"Станце диКонстантино", все четыре стенные картины писаны учениками Р. итолько одна из них, "Битва имп. Константина и христиан с язычниками",компонована им самим. В живописи ватиканских зал, артистический генийвеликого художника выказывается в полном объеме и ярком блеске. Смотряна эти фрески, поражаешься умением Рафаэля справляться с весьма сложнымикомпозициями, при всей многочисленности выводимых на сцену фигургруппировать их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античныхрельефах и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного илиприкрытого одеждой, идеально прекрасны и, вместе с тем, реальножизненны. Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданысильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный размеризображений, отличается такими же точностью, плавностью и изяществом,какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся ктой же эпохи его творчества. Одновременно с работами над росписьюватиканских зал, из под его кисти вышел ряд менее крупных произведенийразнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портреты папыЮлия II (в гал. Питти и Уффици, во Флоренции), молодой женщины (будто быФорнарины, в палаццо Барберини, в Риме), пожилого человека (в Имп.Эрмитаже), Биндо Альтовити (в мюнхенской пинакотеке) и др.; затемупомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом наруках, то представленной среди более или менее сложной композиции, всопровождении других фигур, каковы напр. знаменитая Мадонна делла-Седия(в гал. Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. с диадемой (в ЛуврскомМузее), М. Альдобрандини (в лондонской национальной гал.), М.делла-Тенда (в мюнхенской пинакотеке), М. дель-Дивино-Аморе (внеаполитанском музее), М. дель-Пеше (в мадридском музее), М. ди-Фулиньо(в ватиканской гал., в Риме) и некотор. др. В 1519 г., ученикамиРафаэля, по его рисункам, были богато украшены разнообразной росписьюпотолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками,открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода иззалы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На сводах потолканаписаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов (так наз. библия Рафаэля),окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразнымиарабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративнуюживопись древних римлян. Точная копия этих лож - в Имп. Эрмитаже.Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных покрасоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы вБрюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней части стен вСикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние повторения этихковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видеть вберлинском, дрезденском и мадридском музеях; уцелевшие семь картоновхранятся в лондонском кенсингтонском музее. Из произведений последнегопериода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески вримской вилле Фарнезине, на темы классической мифологии: здесь, в целойсерии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармониейкрасок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостногоантичного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки обАмуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющейтриумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многиекартины масляными красками, между прочим несколько превосходныхпортретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее),неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata") вгал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.;большое "Несение Креста" (в мадридской гал.), образ св. Цецилии счетырьмя другими святыми (в болонской пинакотеке) и пр.; наконец,прелестнейшее из олицетворений Пресвятой Девы, созданных художником,всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна" (в дрезденской гал.) -произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейскойживописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала вхристианском искусстве. Самой последней, предсмертной работой Рафаэлябыло "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художникуспел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполненов ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля1520 г. Как живописец, С. - по выражению его первого биографа,Вазари-принадлежал к числу тех немногих избранников неба, в личностикоторых оно совмещает бесконечное богатство своих духовных даров,обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого временимежду многими индивидуумами. Действительно, творчество С. можетсчитаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретенийчеловеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множествахудожников за всю эпоху итальянского Возрождения. Будучи наделен отприроды горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной идуховной красоты, обладая, при мягком, симпатичном характере, закаленнымтрудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайнымуменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря нанепродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количествопроизведений, в которых постепенно переходил от превосходного посочинению и исполнению к еще более совершенному, пока не достиг,наконец, такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальшекоторого не ушел никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая,с одной стороны, живую натуру, а с другой - произведения своих великихсовременников и предшественников, С. далеко опередил этих последних исоединил в своем творчестве драгоценнейшие из достигнутых имирезультатов, слил воедино их лучшие качества на основе полной гармониимежду красотою формы и возвышенностью содержания. В этом - его великоепреимущество пред другими живописцами эпохи Возрождения, из которыхкаждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; вэтом - причина неувядаемой славы С., пережившей уже пять столетий, несмотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и внаправлении искусства. Необычайное дарование С. проявилось не только вживописи, но и в двух других отраслях искусства - в зодчестве и ваянии.До какой степени был он сведущ по части архитектуры - свидетельствуютизображения зданий во многих из его фресок; не довольствуясь подобнымвыражением своих архитектонических концепций, он осуществлял некоторыеиз них в действительности. По его планам и чертежам сооружены, отчастипод его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, ноизящная церк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное зданиеКиджи, палаццо Видони, более несуществующий ныне палаццо дель-Аквила, вРиме, и великолепный дворец Пандольфини, во Флоренции. Вместе сБраманте, он трудился над постройкой в Ватиканском дворце лож, выходящихна двор св. Дамаза, и, будучи, по смерти Браманте (в 1514 г.), назначенстроителем Петровского собора, сочинил проект трехнефного продольногокорпуса этого храма, с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствииподвергшийся, однако, существенному изменению. Неизвестно, произвел лиС. собственноручно хоть одну скульптурную работу, но не подлежитсомнению, что он делал рисунки и модели для подобных работ. По егокомпозициям исполнены мраморные статуи Мадонны дель-Сассо, стоящая надего гробницей в римском Пантеоне, пророка Иона, находящаяся в церк.C.-Mapиa-дель-Пополо, в Риме, и мертвого мальчика, несомого дельфином,принадлежащая Имп. Эрмитажу. Из многочисленных учеников и помощников С.назовем Дж. Романо, Дж. Фр. Пеини. Пеллегрино да-Модена, Перинодель-Вага и Раф. даль-Колле. Строгие последователи своего учителя приего жизни, они стали, после его кончины, гнаться за одной лишь внешнейкрасотой форм, утратили его одушевление и чувство меры, вдались вхолодную манерность. А. Миронов Рафинирование (от латин. finis - конец) -фабрично-заводские процессы, благодаря которым продукт получаетокончательную очистку или отделку напр. в металлургии, в сахарномпроизводстве и пр. При очистке селитры вместо названия Р. употребляют"литрование".

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ячмень - Ячмень на глазу. Я. называется острое гнойное ...
Яшма - Яшма названием этим в минералогии обозначают плотные, ...
Ящерицы - Ящерицы (Lacertilia s. Sauria) рептилии с задним ...
Ящеры - Ящеры (Manidae) семейство млекопитающих из отряда неполнозубых(Edentata) ...
Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...
Attorney - Attorney general (казенный адвокат) так называется должностноелицо, ...
Basso - Basso ostinato (итал.) непрерывный бас, который постоянно ...
Credo - Credo символ веры; третий номер католической мессы, ...
Cорго - Cорго (Sorghum Pers.) родовое названиe растений из ...
Largo - Largo (ит. широко, полно, протяжно) музыкальный термин,обозначающий ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: