Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Рационализм? Значение и толкование слова ratsionalizm, определение термина


Рационализм -

Рационализм - признание за человеческим разумом высшего и решающегозначения: 1) в практической жизни людей и народов, 2) в науке и 3) врелигии. В первом отношении Р. сталкивается с житейским консерватизмом ис "историческим воззрением", во втором - с эмпиризмом, в третьем - страдиционализмом, супранатурализмом и мистикой. Во всех этихстолкновениях необходимо с обеих сторон различать право от притязаний.Несомненно, что в известном смысле разуму принадлежит решающий голосотносительно всякого явления и в жизни, и в науке, и в религии. Пределыверховных прав разума зависят от самой его природы, поскольку он естьсила контролирующая, а не творческая. Ни в жизни, ни в науке, ни врелигии разум не рождает и не перерождает из самого себя никакогодействительного содержания, а только обусловливает формально своимилогическими требованиями самосознание и самооценку даннойдействительности, а чрез это делает ее способной к переходу в новые,лучшие образы бытия. Когда против Р. утверждается, что жизнь получаетсвои высшие начала не из разума, а из истории, то следует решить,приписывается ли здесь истории определенный смысл, или нет; еслиприписывается, то этот действительный смысл в своем развитии составляетстолько же рациональное, сколько и историческое основание человеческойжизни; если же никакого определенного смысла за ходом истории непредполагается, то нет мерила для различения между случайными инеобходимыми историческими явлениями, и против Р. выставляется толькослепой произвол. Верховные права разума в области науки оспариваются воимя опыта; но и тут есть недоразумение. Мы все познаем из опыта, носамый опыт обусловлен природой разумного мышления, так как если бы мы немыслили по принципу тожества, противоречия, достаточного основания, тоэмпирические данные не могли бы сохраняться и слагаться в определенноеумственное целое. Принципиальное противоречие между Р. итрадиционализмом возникает тогда, когда с одной стороны известныепредания заранее признаются неприкосновенными для всякой разумнойкритики, а с другой стороны всякое предание заранее отвергается какнеразумное. Не будучи источником какого-нибудь предания, разум являетсянеобходимым условием для оценки достоинства и значения всяких преданий.Если в каком-нибудь обществе стала раскрыта множественностьпротиворечащих преданий, подлежащих сравнению друг с другом, то выбормежду ними необходимо требует рассуждения, зависящего от разумныхусловий достоверности. Таким образом безусловное противоположение междуР. и традиционализмом не может быть последовательно удержано.Столкновение Р. с супранатурализмом происходить от недоразумений впонятии чуда. Р., как безусловный принцип, доходит до крайнегоутверждения и самоопровержения в панлогизме Гегеля, по которому разумноеотчетливое мышление, включающее в себя и рассудок, как главный служебныймомент, признается не только формальным условием всякого человеческогопознания (это значение принадлежит ему в действительности), а настоящейпричиной самого бытия; всецелой и себе довлеющей. Возведенный в этоабсолютное значение, человеческий разум не обнаружил, однако,положительной творческой силы, и философский Р., после двусмысленногосближения с материализмом, не поддерживает более своих абсолютныхпритязаний в области знания и бытия. В специальном смысле Р. обозначаетнаправление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (вXVIII в.) под влиянием английского деизма, а потом развившеесяпреимущественно на почве критического изучения Свящ. Писания. Вл. С.

Рационализм

Рационализм - признание за человеческим разумом высшего и решающегозначения: 1) в практической жизни людей и народов, 2) в науке и 3) врелигии. В первом отношении Р. сталкивается с житейским консерватизмом ис "историческим воззрением", во втором - с эмпиризмом, в третьем - страдиционализмом, супранатурализмом и мистикой. Во всех этихстолкновениях необходимо с обеих сторон различать право от притязаний.Несомненно, что в известном смысле разуму принадлежит решающий голосотносительно всякого явления и в жизни, и в науке, и в религии. Пределыверховных прав разума зависят от самой его природы, поскольку он естьсила контролирующая, а не творческая. Ни в жизни, ни в науке, ни врелигии разум не рождает и не перерождает из самого себя никакогодействительного содержания, а только обусловливает формально своимилогическими требованиями самосознание и самооценку даннойдействительности, а чрез это делает ее способной к переходу в новые,лучшие образы бытия. Когда против Р. утверждается, что жизнь получаетсвои высшие начала не из разума, а из истории, то следует решить,приписывается ли здесь истории определенный смысл, или нет; еслиприписывается, то этот действительный смысл в своем развитии составляетстолько же рациональное, сколько и историческое основание человеческойжизни; если же никакого определенного смысла за ходом истории непредполагается, то нет мерила для различения между случайными инеобходимыми историческими явлениями, и против Р. выставляется толькослепой произвол. Верховные права разума в области науки оспариваются воимя опыта; но и тут есть недоразумение. Мы все познаем из опыта, носамый опыт обусловлен природой разумного мышления, так как если бы мы немыслили по принципу тожества, противоречия, достаточного основания, тоэмпирические данные не могли бы сохраняться и слагаться в определенноеумственное целое. Принципиальное противоречие между Р. итрадиционализмом возникает тогда, когда с одной стороны известныепредания заранее признаются неприкосновенными для всякой разумнойкритики, а с другой стороны всякое предание заранее отвергается какнеразумное. Не будучи источником какого-нибудь предания, разум являетсянеобходимым условием для оценки достоинства и значения всяких преданий.Если в каком-нибудь обществе стала раскрыта множественностьпротиворечащих преданий, подлежащих сравнению друг с другом, то выбормежду ними необходимо требует рассуждения, зависящего от разумныхусловий достоверности. Таким образом безусловное противоположение междуР. и традиционализмом не может быть последовательно удержано.Столкновение Р. с супранатурализмом происходить от недоразумений впонятии чуда. Р., как безусловный принцип, доходит до крайнегоутверждения и самоопровержения в панлогизме Гегеля, по которому разумноеотчетливое мышление, включающее в себя и рассудок, как главный служебныймомент, признается не только формальным условием всякого человеческогопознания (это значение принадлежит ему в действительности), а настоящейпричиной самого бытия; всецелой и себе довлеющей. Возведенный в этоабсолютное значение, человеческий разум не обнаружил, однако,положительной творческой силы, и философский Р., после двусмысленногосближения с материализмом, не поддерживает более своих абсолютныхпритязаний в области знания и бытия. В специальном смысле Р. обозначаетнаправление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (вXVIII в.) под влиянием английского деизма, а потом развившеесяпреимущественно на почве критического изучения Свящ. Писания. Вл. С.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ячмень - Ячмень на глазу. Я. называется острое гнойное ...
Яшма - Яшма названием этим в минералогии обозначают плотные, ...
Ящерицы - Ящерицы (Lacertilia s. Sauria) рептилии с задним ...
Ящеры - Ящеры (Manidae) семейство млекопитающих из отряда неполнозубых(Edentata) ...
Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...
Attorney - Attorney general (казенный адвокат) так называется должностноелицо, ...
Basso - Basso ostinato (итал.) непрерывный бас, который постоянно ...
Credo - Credo символ веры; третий номер католической мессы, ...
Cорго - Cорго (Sorghum Pers.) родовое названиe растений из ...
Largo - Largo (ит. широко, полно, протяжно) музыкальный термин,обозначающий ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: