Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Главная Биографический словарь Слова на букву С Сковорода Григорий Саввич

Что такое Сковорода Григорий Саввич? Значение и толкование слова skovoroda grigorij savvich, определение термина


Сковорода Григорий Саввич - Сковорода (Григорий Саввич, 1722 - 1794) - украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища ""Руководство о поэзии""; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но назначенный преподавать правила благонравия Сковорода вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают Сковороду мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений Сковороды, изданного профессором Багалеем (Харьков, 1894), явилась возможность приступить к их изучению. Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила Сковороду как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII века. Взгляд Сковороды на библию представляет собой нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Сковорода смотрел на Библию как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древне-классической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Сковорода не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа ""познай самого себя"" Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значить жить согласно с природой. Для достижения и личного счастья человека и общественного блага Сковорода советовал: не входить в ""несродную стать"", не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у Сковороды название ""несродности"". Указать свою сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях Сковорода, между прочим, выступал проповедником идеи национальности. Сковорода старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех миров: большого, малого и символического; большой (космос) - это природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Как богослов Сковорода находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы - Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, Сковорода имел для Украины значение всей своей жизнью: он был человек свободолюбивый, с большой стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, Сковорода умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украине тогдашнего времени. В Сковороде как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII века. Повсеместно на Украине во многих домах висят портреты Сковороды; его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни. Многочисленные сочинения Сковороды делятся, по форме своей, на философско-богословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты ""Наркис, разглагол о том: узнай себе"" и ""Асхань, или Симфония о познании себя самого""; они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения Сковороды. К этим двум трактатам примыкают ""Разглагол о древнем мире"" и ""Беседа двое"" (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении ""Начальная дверь ко христианскому благонравию"" (1766); это - конспект курса, читаного молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения Сковороды: ""Израильский змий"" (1776), ""Жена Лотова"" (1780) и ""Потоп змиин"" (написан в конце 80-х гг.). ""Дружеский разговор о душевном мире"" и ""Алфавит мира"" (1775) - лучшие сочинения Сковороды, посвященные вопросу практической философии: в чем заключается счастие человека. Сочинения Сковороды ""Борьба архистратига Михаила с сатаной"" (1783) и ""Пря бесу с Варсавой"" являются мистическими и аллегорическими: основная тема их - ""легко быть благим"". К литературным сочинениям Сковороды принадлежат ""Харьковские басни"" (1774); каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи ""Благодарный Еродий"" (трактуется о воспитании) и ""Убогий жаворонок"" (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, Сковорода написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал ""Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания"": все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав ""Сада"" басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, Сковороде принадлежат несколько переводов. Первым трудом Сковороды, появившимся в печати, был трактат ""Наркис, или Познай себя"", напечатанный без имени автора, под заглавием ""Библиотека духовная"" (Санкт-Петербург, 1798); затем были напечатаны его ""Начальная школа по христианскому добронравию"" (""Сионский Вестник"", 1806, с кратким введением о его жизни), ""Дружеский разговор о душевном мире"" (Москва, 1837), ""Беседа двое"" (Москва, 1837), ""Убогий жаворонок"" (1837), ""Харьковские басни"" (1837), ""Брань архистратига Михаила с сатаной"" (1839), ""Сочинения в стихах и прозе"" (Санкт-Петербург, 1861: 5 трактатов Сковороды; стихотворения, переписка и др.). Наконец, по случаю столетия со дня смерти Сковороды были изданы под редакцией профессора Д.И. Багалея ""Сочинения Г. С. С."" (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения Сковороды; по цензурным условиям не вошли в это издание ""Жена Лотова"", ""Потоп змиин"", а из трактата ""Израильский змий"" напечатан лишь отрывок. Литература о Сковороде довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о Сковороде в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журнале ""Украинский Вестник"", 1817, ч. VI), затем следуют статьи И. Снегирева (в ""Отечественных Записках"", 1823, ч. 16), И.И. Срезневского ""Отрывки из записок о старце Сковороде"" (""Утренняя Звезда"", Харьков, 1833), А. Хиджеу ""Григорий Варсава Сковорода"" (""Телескоп"", 1835, № 5 - 6); архимандрита Гавриила ""История философии в России"" (ч. 6, 1840); Г.П. Данилевского (""Основа"", 1862, № 8, 9); перепеч. в ""Украинской Старине"", X, 1866, и в ""Сочинениях"" Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография Сковороды). В 1886 г. было напечатано в ""Киевской Старине"" (IX кн.) ""Житие"" Сковороды, составленное его ближайшим учеником, М.И. Ковалинским, с предисловием профессора Н.Ф. Сумцова . Юбилейное издание сочинений Сковороды снабжено обширной критико-библиографической статьей профессора Д.И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о Сковороде и сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. также ст. А.Я. Ефименко ""Философ из народа"" (""Неделя"", 1894, № 1); ее же ""Личность Сковороды как мыслителя"" (""Вопросы философии и психологии"", 1894, № 5); Ф. Зеленогорский ""Философия Сковороды, украинского философа XVIII века"" (""Вопросы философии"", 1894, № 3 - 4); А.С. Лебедев ""Сковорода как богослов"" (""Вопросы философии"", 1895, № 2); Д. Багалей ""Украинский философ Сковорода"" (""Киевская Старина"", 1895, № 2, 3, 6); ст. Л.Н. Майкова в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" (1894, № 12).
Сковорода Григорий Саввич

Сковорода (Григорий Саввич, 1722 - 1794) - украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища ""Руководство о поэзии""; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но назначенный преподавать правила благонравия Сковорода вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают Сковороду мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений Сковороды, изданного профессором Багалеем (Харьков, 1894), явилась возможность приступить к их изучению. Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила Сковороду как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII века. Взгляд Сковороды на библию представляет собой нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Сковорода смотрел на Библию как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древне-классической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Сковорода не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа ""познай самого себя"" Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значить жить согласно с природой. Для достижения и личного счастья человека и общественного блага Сковорода советовал: не входить в ""несродную стать"", не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у Сковороды название ""несродности"". Указать свою сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях Сковорода, между прочим, выступал проповедником идеи национальности. Сковорода старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех миров: большого, малого и символического; большой (космос) - это природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Как богослов Сковорода находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы - Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, Сковорода имел для Украины значение всей своей жизнью: он был человек свободолюбивый, с большой стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, Сковорода умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украине тогдашнего времени. В Сковороде как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII века. Повсеместно на Украине во многих домах висят портреты Сковороды; его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни. Многочисленные сочинения Сковороды делятся, по форме своей, на философско-богословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты ""Наркис, разглагол о том: узнай себе"" и ""Асхань, или Симфония о познании себя самого""; они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения Сковороды. К этим двум трактатам примыкают ""Разглагол о древнем мире"" и ""Беседа двое"" (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении ""Начальная дверь ко христианскому благонравию"" (1766); это - конспект курса, читаного молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения Сковороды: ""Израильский змий"" (1776), ""Жена Лотова"" (1780) и ""Потоп змиин"" (написан в конце 80-х гг.). ""Дружеский разговор о душевном мире"" и ""Алфавит мира"" (1775) - лучшие сочинения Сковороды, посвященные вопросу практической философии: в чем заключается счастие человека. Сочинения Сковороды ""Борьба архистратига Михаила с сатаной"" (1783) и ""Пря бесу с Варсавой"" являются мистическими и аллегорическими: основная тема их - ""легко быть благим"". К литературным сочинениям Сковороды принадлежат ""Харьковские басни"" (1774); каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи ""Благодарный Еродий"" (трактуется о воспитании) и ""Убогий жаворонок"" (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, Сковорода написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал ""Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания"": все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав ""Сада"" басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, Сковороде принадлежат несколько переводов. Первым трудом Сковороды, появившимся в печати, был трактат ""Наркис, или Познай себя"", напечатанный без имени автора, под заглавием ""Библиотека духовная"" (Санкт-Петербург, 1798); затем были напечатаны его ""Начальная школа по христианскому добронравию"" (""Сионский Вестник"", 1806, с кратким введением о его жизни), ""Дружеский разговор о душевном мире"" (Москва, 1837), ""Беседа двое"" (Москва, 1837), ""Убогий жаворонок"" (1837), ""Харьковские басни"" (1837), ""Брань архистратига Михаила с сатаной"" (1839), ""Сочинения в стихах и прозе"" (Санкт-Петербург, 1861: 5 трактатов Сковороды; стихотворения, переписка и др.). Наконец, по случаю столетия со дня смерти Сковороды были изданы под редакцией профессора Д.И. Багалея ""Сочинения Г. С. С."" (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения Сковороды; по цензурным условиям не вошли в это издание ""Жена Лотова"", ""Потоп змиин"", а из трактата ""Израильский змий"" напечатан лишь отрывок. Литература о Сковороде довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о Сковороде в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журнале ""Украинский Вестник"", 1817, ч. VI), затем следуют статьи И. Снегирева (в ""Отечественных Записках"", 1823, ч. 16), И.И. Срезневского ""Отрывки из записок о старце Сковороде"" (""Утренняя Звезда"", Харьков, 1833), А. Хиджеу ""Григорий Варсава Сковорода"" (""Телескоп"", 1835, № 5 - 6); архимандрита Гавриила ""История философии в России"" (ч. 6, 1840); Г.П. Данилевского (""Основа"", 1862, № 8, 9); перепеч. в ""Украинской Старине"", X, 1866, и в ""Сочинениях"" Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография Сковороды). В 1886 г. было напечатано в ""Киевской Старине"" (IX кн.) ""Житие"" Сковороды, составленное его ближайшим учеником, М.И. Ковалинским, с предисловием профессора Н.Ф. Сумцова . Юбилейное издание сочинений Сковороды снабжено обширной критико-библиографической статьей профессора Д.И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о Сковороде и сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. также ст. А.Я. Ефименко ""Философ из народа"" (""Неделя"", 1894, № 1); ее же ""Личность Сковороды как мыслителя"" (""Вопросы философии и психологии"", 1894, № 5); Ф. Зеленогорский ""Философия Сковороды, украинского философа XVIII века"" (""Вопросы философии"", 1894, № 3 - 4); А.С. Лебедев ""Сковорода как богослов"" (""Вопросы философии"", 1895, № 2); Д. Багалей ""Украинский философ Сковорода"" (""Киевская Старина"", 1895, № 2, 3, 6); ст. Л.Н. Майкова в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" (1894, № 12).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Скобелев Дмитрий Иванович - Скобелев (Дмитрий Иванович) сын Скобелева Ивана Никитича ...
Скобелев Иван Никитич - Скобелев (Иван Никитич, 1778 1849) генерал ...
Скобелев Михаил Дмитриевич - Скобелев (Михаил Дмитриевич) сын Скобелева Дмитрия Ивановича ...
Скобельцыны - Скобельцыны дворянский род, восходящий к началу XVI ...
Скобликов Михаил Васильевич - Скобликов (Михаил Васильевич, 1825 1861) химик ...
Скоков Петр Алексеевич - Скоков (Петр Алексеевич, 1758 1817) русский ...
Скопин Герасим Алексеевич - Скопин (Герасим Алексеевич, 1746 1797) священник ...
Скопин-Шуйский Михаил Васильевич - СкопинШуйский (Михаил Васильевич, 1587 1610) князь, ...
Скопины-Шуйские - СкопиныШуйские княжеский род, родоначальником был которого Иван ...
Скорина Франциск (Георгий) - Скорина (Франциск [Георгий]) русский ученый начала XVI ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: