Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Главная Словарь по искусству Слова на букву П Первобытное искусство

Что такое Первобытное искусство? Значение и толкование слова pervobytnoe iskusstvo, определение термина


Первобытное искусство - - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощающего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Первые произведения первобытного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н. э.). С этого времени на общирных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины; гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. Наскальные, в том числе пещерные изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н. э.) - главным образом на Юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко и др.) и Северо-западе Испании. Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (тонкие, легкие контурные линии, смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесенные охристой, красной, коричневой, черной и желтой минеральными красками). Реже встречаются схематические изображения людей, условные знаки. В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углубленными в землю примерно на треть куполообразными постройками, иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Важное место в мезолитических наскальных изображениях занимают изображения человека в действии, многофигурные композиции; сцены сражений, охоты и т. п. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента. Также широко распространена мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Выполнялись живописные гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (так называемые петроглифы и наскальные росписи в Швеции, 2-я половина 2-го тысячелетия до н. э. и др.). Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества. Увеличилась производительность труда, начались имущественная дифферентация и разложение первобытной общины, постепенно формировались племенные и этнические объединения. Для этого времени в Средней Европе характерна скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментиронными в геометрическом духе рукоятями. В начале 1-го тысячелетия до н. э. отголоски традиций первобытного искусства частично отразились в Европе в гальштатском искусстве, в степях Евразии - в "зверином стиле".
Первобытное искусство

- искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощающего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Первые произведения первобытного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н. э.). С этого времени на общирных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины; гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. Наскальные, в том числе пещерные изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н. э.) - главным образом на Юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко и др.) и Северо-западе Испании. Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (тонкие, легкие контурные линии, смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесенные охристой, красной, коричневой, черной и желтой минеральными красками). Реже встречаются схематические изображения людей, условные знаки. В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углубленными в землю примерно на треть куполообразными постройками, иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Важное место в мезолитических наскальных изображениях занимают изображения человека в действии, многофигурные композиции; сцены сражений, охоты и т. п. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента. Также широко распространена мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Выполнялись живописные гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (так называемые петроглифы и наскальные росписи в Швеции, 2-я половина 2-го тысячелетия до н. э. и др.). Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества. Увеличилась производительность труда, начались имущественная дифферентация и разложение первобытной общины, постепенно формировались племенные и этнические объединения. Для этого времени в Средней Европе характерна скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментиронными в геометрическом духе рукоятями. В начале 1-го тысячелетия до н. э. отголоски традиций первобытного искусства частично отразились в Европе в гальштатском искусстве, в степях Евразии - в "зверином стиле".

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Патина - пленка различных оттенков (от зеленого до ...
Пахомов Алексей Федорович - (190073) российский график и живописец, народный ...
Пахса - строительный материал (битая глина), в древности ...
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным ...
Первая выставка передвижников - . Первая передвижная выставка товарищества открылась в Петербурге ...
Пергамский алтарь - , Большой алтарь Зевса (180 до н. э.) ...
Передвижники - художники, входившие в прогрессивное российское демократическое ...
Перспектива - (от латинского perspicio ясно вижу) ...
Перспективная живопись - , род живописи, художественная выразительность которой основана на ...
Перуджино Пьетро - (Perugino) (наст. фам. Ваннуччи, Vannucci) (между 1445 ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: