Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари



Что такое Гератская школа? Значение и толкование слова geratskaja shkola, определение термина


Гератская школа - , одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице государства Тимуридов — Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Гератской школы связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Гератской школы характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Гератской школы и сила её воздействия. Первый этап Гератской школы, преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14—15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза, характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям («Антология» Байсункара, 1427, частное собрание, Сеттиньяно; «Гулистан» Саади, 1427, библиотека Честера Битти, Дублин; «Хамсе» Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград) Исключение представляет парадный экземпляр «Шахнаме» (1430, библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. «Населённость» его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Гератской школы в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись «Хамсе» Низами (1494/1495, Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации «Бахрам Гур поражает дракона» из «Хамсе» Низами, 1493, Британский музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Гератской школы заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Гератской школы проявилось в творчестве художников Тебризской школы, Мавераннахрской школы (Средняя Азия) и Могольской школы. О. Н. Галеркина.
Гератская школа

, одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице государства Тимуридов — Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Гератской школы связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Гератской школы характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Гератской школы и сила её воздействия. Первый этап Гератской школы, преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14—15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза, характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям («Антология» Байсункара, 1427, частное собрание, Сеттиньяно; «Гулистан» Саади, 1427, библиотека Честера Битти, Дублин; «Хамсе» Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград) Исключение представляет парадный экземпляр «Шахнаме» (1430, библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. «Населённость» его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Гератской школы в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись «Хамсе» Низами (1494/1495, Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации «Бахрам Гур поражает дракона» из «Хамсе» Низами, 1493, Британский музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Гератской школы заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Гератской школы проявилось в творчестве художников Тебризской школы, Мавераннахрской школы (Средняя Азия) и Могольской школы. О. Н. Галеркина.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Гамма - . 1. Постепенная восходящая или нисходящая последовательность звуков ...
Гарднеровский фарфор - изделия русского завода фарфора, основанного в ...
Гемма - , 1. Драгоценный камень с врезанными (инталия) или ...
Генуэзская школа - , художественная школа в Италии 17 в. Сложилась ...
Геометрический стиль - одна из ранних стадий развития искусства ...
Гжель - , гжельская керамика изделия керамический предприятий, расположенных ...
Гильошер - , художник, создающий рисунки для бумажных денег. ...
Гиперреализм - в живописи: фотореализм, имитация фотографии, сводящая ...
Гирих - название геометрического орнамента в средневековом искусстве ...
Глиптика - резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях, ...


Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки: